Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Игорь Губерман: «Ностальгию сочинили русские эмигранты первой волны, которые уезжали из изумительной России»

Развлечения
Игорь Губерман: «Ностальгию сочинили русские эмигранты первой волны, которые уезжали из изумительной России»
Писатель Игорь Губерман во время встречи с читателями на XXV Московской международной книжной выставке-ярмарке. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Игорь Губерман, живя с 88-го года в Израиле, в Москве бывает часто. В этот раз пообщаться с ним можно будет и на книжной ярмарке, и на специально организованной встрече в Израильском культурном центре. 

«Дедушка Игорь!» – так он здоровается. Игорь Губерман – это неиссякаемый источник юмора в первозданном виде; того юмора, который рождается благодаря столкновению глубинных смыслов вещей.

Чтобы представить, как этот человек с его особым взглядом на мир сидел в тюрьме и лагере в конце 70-х-начале 80-х, надо прочитать его давнюю книгу «Прогулки вокруг барака». А чтобы на вкус, на зуб его ощутить, достаточно вспомнить что-то из «гариков», хотя бы вот это:

Становится вдруг зябко и паскудно,
и чувство это некуда мне деть,
стоять за убеждения нетрудно,
значительно трудней за них сидеть.

- Игорь Миронович, как быть с мнением, что эмиграция для русского человека, особенно для писателя, – самое большое несчастье?

- Это фигня полная, ласточка! Эмиграция, как всякое перемещение и затруднение, либо высекает что-то из человека, либо – если в человеке ничего не было – так и оставляет, как был. Ведь русский язык – он все равно с тобой! Конечно, есть люди, которым тяжко, которые срываются, но жаловаться – это подловато. Знаете, с чем это рифмуется? Когда я вижу человека, который в 70-х годах попал в лагерь, а теперь жалуется – «невыносимые условия», «на волосок от гибели», «кошмар», «смерть» – я к нему отношусь подозрительно. Это же не те лагеря, в которых сидели наши отцы и деды! То были гибельные лагеря, а тут – от голода никто не умирал, смертельных болезней не было, не было смертельной работы, как тогда… Жаловаться просто грех! Это похоже и на отъезд. Жаловаться мужику вообще негоже. А тем более, если он уехал и русский язык не забыл. Ведь русский язык – это странная вещь: и родина, и воздух…

- Вот насчет языка. Как же он остается с тобой? Поэт Саша Соколов вспоминал, как ему приходилось ездить за много километров, чтобы только поговорить по-русски.

- В смысле, нехватка русского языка для общения? Ну поднапрягись, переезжай в соседний штат, где побольше русских. Ведь в Америке человек очень подвижен, всегда можно переехать туда, где есть работа, жилье, возможности… Поэтому, когда Саша Соколов жаловался, это у него было, очевидно, возрастное. Кризис среднего возраста – это я знаю, ломота по утрам, ревматизм в тазобедренном суставе… Кокетливость! У Льва Лосева был замечательный стих о том, как он тоскует, когда от него уехали гости. Ну, это близкие люди уехали. Счастье, что они были! Можно и по-другому посмотреть на вещи.

Что до русского языка, который остается с тобой, то я имел в виду профессиональный инструмент существования, и он остается с уехавшим автором. И тут выясняется: это настоящий писатель и помрет, если не будет писать, или он писал, потому что за это хорошо платят, или по другим причинам. Так что в такие штуки я не верю, извините.

- Говорят, вообще тоска по родине – на самом деле тоска по языку…

- У меня полным-полно приятелей и довольно много друзей. У нас дома собираются большие компании раз в неделю, не меньше, пьянствуют, болтают, говорят глупости, и все это на русском языке. Поэтому я этого не ощущал. Но знаете, когда каждый пятый человек в стране русскоязычный, довольно трудно остаться без общения на русском языке! Вы еще не задаете очень стандартного вопроса – не упоминаете слова «ностальгия».

- Я боюсь его употреблять: мне кажется, вы его, как слово «патриотизм», не любите...

- Да, об этом говорят много, но ведь ностальгия - это придуманная штука! Ностальгию сочинили русские эмигранты первой волны, которые уезжали из изумительной России! Расшатанной, готовой к взрыву, но потрясающей, с прекрасными перспективами. А те, которые уезжали потом (я говорю не только о евреях, кроме них, уехали еще полтора миллиона чисто русских, я их вижу до сих пор на концертах) – у них нет ностальгии! Имеется в виду традиционная ностальгия: березка, соловей, болотистая местность, травка зеленая на склоне горы, особенно весной… Во-первых, это все есть везде. Во-вторых, если эти люди и испытывают что-то щемящее, то это тоска по оставленным друзьям, по прежней безалаберной жизни, по молодости, главным образом. И это ностальгия по совершенно другим вещам, а не по оставленной родине, Родине с большой буквы.

- Дина Рубина, ваша подруга, очень хорошо написала однажды, что евреи ходят по своей стране как будто в домашних тапочках. Вы это ощущаете там, в Израиле?

- Да. Это так, Дина нашла очень точный образ, умничка, на то она и большой писатель. Ощущение Израиля как дома у евреев перехлестывает все мыслимые границы. Они даже не просто дома живут, а как бы в собственной семье. Поэтому безумное количество грязи на улицах. «Я дома! После при случае подмету!» Хамство, наглость, бесцеремонность… Все это никогда не было присуще евреям, которые жили не дома и понимали, что находятся в другом окружении. Так что да, в тапочках. Причем в залатанных тапочках.

- И политику, писала Рубина, они обсуждают также, как обсуждали бы своих родственников.

- Да! Кто-то хорошо сказал про Израиль: «Я живу в стране, где три миллиона верховных судей, президентов и председателей совета министров!»

- В процессе над Pussy Riot вы чувствовали что-то знакомое из советских времен?

- Из советских нет, потому что в советское время все газеты захлебывались бы ненавистью – «раздавить гадину!» И слесари из Семипалатинска писали бы письмо, что их немедленно к позорному столбу… Сейчас такой компании не получилось. Когда Шаламов писал в Литгазету, мол, «перестаньте меня печатать, это провокация и подлянка», у него шел сборник стихов. А в стихи он вкладывал всю свою жизнь, он себя считал поэтом. Когда люди выступали поодиночке, на них давила дикая система. Сейчас никто так страшно не давит.

- Году в 90-м вернуться сюда у вас не было мысли? Тот же Саша Соколов почти решился, когда, казалось, «можно было что-то сделать»…

- Ни разу не было такой мысли. Хотя приезжаю сюда два раза в год с большим удовольствием: аудитория замечательная, здесь очень хорошо стихи читать. Лучше, чем где бы то ни было.

- Мы, живя здесь, никак не можем решить: власть плохая или мы плохие.

- Моя бабушка говорила: не обобщай, и обобщен не будешь. Я ведь заезжий фраер, мне трудно говорить вообще, я иностранец и вижу только казовую сторону российского существования, я вижу отдельных приветливых зрителей. Одновременно я вижу черные, страшные толпы на автобусной остановке, но как таковой российской жизни воочию я не вижу. Мне про нее рассказывают, и это кошмары. Я про нее читаю, и это кошмары...

- ...То есть мы сами себе устраиваем сладкую жизнь, принимая и коррупцию, и воровство…?

- Здесь поровну и история, и случай, и сам народ. У меня есть оптимистическое суждение – мои собеседники и собутыльники всегда его опровергают, - но все-таки мне кажется, что сейчас в России стало лучше. Почему? Потому что сейчас уже не рабовладельческий строй, который был еще не далее как вчера, а феодализм. Обычный, банальный феодализм, бандитский, с учетом контингента в классе феодалов. Это же хорошо! Это следующая формация! А значит, впереди что-то светлое. Я не знаю, каким будет настоящий российский капитализм. Если такой, как в начале прошлого века, когда купцы совершали миллионные сделки без всяких договоров и даже не всегда при свидетелях пожав друг другу руки, – будет очень хорошо. Когда он будет, я не знаю.

Но люди все разные. Я вам приведу пример, который для меня чрезвычайно убедителен. Существует миф, что евреи – умный народ. Это такая фигня! Среди нас такое количество идиотов и дураков! Если по кривой Гаусса распределить все свойства человека, то у нас она немножко сплющена, мне кажется: у нас середина уменьшена, зато много умных и жуткое количество дураков. Когда ты живешь среди народа, ты в плену этого мифа; как только отходишь подальше, начинаешь видеть поболее. Я думаю, что по распределенности ума и глупости, подлости и благородства все народы одинаковы.

- Есть еще тема рабства. «Когда рабы приходят к власти, они куда страшней господ», это из «гариков». «Все, что сработали рабы, всегда работает на рабство». Как его изживать?

- Так рабство-то отменили совсем недавно! Обратите внимание на совпадение: в год, когда в России отменили крепостное право, в Лондоне пошел первый вагон метро. Чувствуете разницу, да? И только-только народ начал опоминаться, как Сталин начал реализовывать ленинские планы и превратил всю страну в рабов.

- По улицам ходишь – вроде и незаметно это…

- Более того, идешь по улице и видишь прямые плечи! Это такое счастье! И улыбаются люди! Знаете, в лагере не улыбаются, там улыбка – признак слабости. А сейчас начали улыбаться. Совсем другие люди стали, что вы!

- Как вам нынешняя Москва, кстати?

- Я всегда больше Питер любил. Изменился город, конечно. Я здесь прожил 52 года! Сейчас это мегаполис. Холодный, чужой, да. Слава Богу, друзья есть.

- В быту, на досуге, вы иногда вспоминаете отсидку?

- Очень часто! У меня лагерь и тюрьма – это было замечательное время, я его очень люблю. У меня есть товарищ Виктор Браиловский. Из-за него меня и посадили – мне предложили либо сесть, либо его сдать. Но он все равно получил немножко ссылки. Мы с ним видимся раз в месяц и, напившись, непременно вспоминаем отсидку. Кто что помнит… Лучший Витин аргумент – презрительно сказать: «Тебя в Москве даже сидеть не пустили!» Так поддавшие мужики вспоминают войну, так вспоминают школьные годы, первую любовь, целину, причем вспоминают не то хорошее, что было, а плохое… Это было очень яркое событие в жизни.

- Что ж хорошего?

- Интересно было безумно! У меня любопытство – самый главный инстинкт.

- А страх?

- Страх был жуткий! И страшно, и унизительно… Сидишь среди отребья всякого. Много было отребья.

- Игорь Миронович, вот вернулись вы из лагеря, почти сразу уехали…

- Мы уехали в марте 88-го, а вышел я в августе 84-го. Мы же давно хотели уехать, в 1979 году мы подали заявление на отъезд. Потом меня посадили, а когда я вышел, моя любимая теща спокойно и буднично сообщила мне, что если мы едем, то у нее уже припасены снотворные таблетки. Больше мы к этому вопросу не возвращались. Знакомым я врал, что хочу написать еще одну книжку «Штрихи к портрету». Но я тогда действительно ходил по зэкам, мне было интересно…

- В каком настроении вы уезжали? Помните день отъезда?

- В полном помрачении был. И первую неделю-две в Израиле я почти не помню. К тому времени в Израиле уже был круг друзей, сразу пошли жуткие пьянки, и я не очень соображал, где я нахожусь. Но вокруг было красиво… Израиль очень хорошо относится к репатриантам. Недели две мы жили в гостинице, а потом сразу дают деньги на годовой съем квартиры. Плюс бесплатно учат, плюс дается так называемая «корзина» на кормежку… И при этом всюду, встречаясь со знакомыми, ты участвуешь в разговорах, что дают мало!

- Вернемся к главному. К «гарикам». Одно время «гариков» насчитывалось около пяти тысяч…

- Недавно у меня вышла книжка, там подсчитали, да плюс новые – пока 9000 «гариков» получается. В декабре выйдет еще одна книжка, там будет приблизительно тысяча стишков.

- Новые «гарики» появляются каждый день?

- Один стишок в день пишется, наверное… Значит, от чего это зависит? От того, что прочитал, что услышал, в том числе от интересных книг. На меня чужие мысли и слова действуют возбуждающе. Есть авторы, чтение которых для меня чрезвычайно полезно. Они употребляют какие-то такие слова, что мне хочется эти слова зарифмовать. Так на меня действует Дима Быков, за что я ему очень благодарен, и разные другие авторы.

- Вы говорите, с годами характер притупился.

- В смысле авантюризма, готовности к поступкам… Уже лень. Старость все снижает, ухудшает: как зрение и слух, так и остроту ощущения мира, любопытство, гневливость (думаешь, ну подонок и подонок, ладно…)… Все стихает. Я думаю, Господь Бог таким образом готовит нас к уходу.

- А с точки зрения использования ненормативной лексики вы не стали смирнее?

- Нет, здесь все тоже самое. Но в этом нет с моей стороны подвига: я искренно считаю ненормативную лексику естественной частью русского языка. Если бы ее не употребляли разные хорошие авторы, мы бы не знали Веничку Ерофеева, Юза Алешковского – это ж какая потеря для русской литературы! Можно еще кое-кого назвать, но не так много, потому что многие употребляют неформальную лексику как личную печать, чтобы выделиться.

- Кстати, как научить людей разделять мат как переливы словесности и слова, которые пишут на заборе? Вы часто говорите, что люди не понимают разницы.

- Человеку, который сам этого не чувствует, объяснить это невозможно. Он путает неформальную лексику Венички Ерофеева с матюками, которыми пользуется 13-летний подросток Вася, докуривая окурок, чтобы показать девочке Лизе, что он уже половозрелый. С матюгами, которые употребляют грузчики и другие работники физического труда, если мешок падает на ногу. Это разное использование неформальной лексике и разное ее звучание.

- Но по стихам это притупление характера незаметно.

- Да нет, боюсь, что заметно, и мне, и читателям. Уже нет той задиристости.

- Что вы! Как же нет задиристости! Вот если я попрошу вас прочесть какой-нибудь свежий «гарик», зуб даю, он окажется более чем задиристым.

- Сейчас я что-нибудь… Вот очень красивое стихотворение, недавно написал:

Теперь живу я, старый жид, весьма сутуло,

и на столе моем лежит анализ стула.

А вот еще:

Настолько я красив и гладок,

что с дивной легкостью могу

без пудры, грима и накладок

в кино сыграть Бабу-Ягу.

«ВМ» благодарит Израильский культурный центр за помощь в организации интервью.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.