Режиссер Фирзан Озпотек: «У каждого из нас свое невидимое великолепие»
...Застенчивый и одинокий Пьетро одержим идеей стать актером и ради осуществления своей мечты переезжает в Рим. С помощью кузины он снимает просторный старый дом. Но там начинает происходить всяческий полтергейст: мебель сама двигается, раздаются странные звуки, наконец, герой застает в зале шестерых живописных персонажей из пьесы Пиранделло. Они-то и дают практические советы герою, как пройти актерский кастинг.
Корреспондент «Вечерки» встретился с режиссером картины Фирзаном Озпотеком - турком по происхождению, давно живущим и работающим в Италии.
- Да, мы не случайно выбрали путь Пиранделло, где реальность и выдумка полностью сливаются, - говорит Озпотек. - В любой реальности есть выдумка. И это стало основной мыслью фильма. И напротив, часто в жизни выдумка становится реальностью. Во всяком случае, у меня.
- Откуда взялись эти герои-призраки?
- Они возникли спонтанно, эти «Шесть персонажей в поисках автора», когда мы снимали непосредственно в том театре, где была поставлена эта пьеса Пиранделло. В сценарии их не было. Они возникли сами по себе.
- Как все началось?
- Эта история на самом деле началась 20 лет назад, когда мой друг приехал в Рим и снял старинный дом. Он привел здание в порядок. А потом как-то позвонил мне и рассказал, что увидел синьору, которая на него пристально смотрела. А затем исчезла. Я решил, что он сошел с ума. Спросил, было ли ему страшно. Нет, говорит. И так началось. Он начал видеть еще других персонажей. Мы стали волноваться за здоровье друга. А он нам рассказывал о пожилой даме и девушке. А потом мы выяснили, что этот дом подвергался бомбардировкам и во время одной такой бомбардировки мать со своей дочерью бросились вниз из окна.
Я думаю, что у каждого из нас в жизни есть такое невидимое присутствие. Нечто, что видят одни, а не видят другие. Так или иначе, но у персонажей есть связь. Герой хочет быть актером, призраки его учат, все по нарастающей…
- Кому вы посвятили картину? В титрах немало имен…
- Это имена близких людей, которых я потерял в последние два года. Это и есть их великолепное присутствие. Они рядом. Например, в аптеке я могу вспомнить рецепт, который мне давала дорогая подруга (ее уже нет со мной).
Или смотрю вдруг на брелок, который мне подарила другая подруга, по которой я очень скучаю. И таких великолепных присутствий в моей жизни очень много. Отсутствие этих людей делает меня слабее. Но когда я их вспоминаю - эти воспоминания меня укрепляют.