На карликовой планете Церера обнаружили фонтаны пара
На карликовой планете Церера обнаружили фонтаны пара. / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

На карликовой планете Церера обнаружили фонтаны пара

Наука

На карликовой планете Церера обнаружили фонтаны пара. Эта микропланета располагается в поясе астероидов внутри Солнечной системы между Марсом и Юпитером. В перспективе ученые планируют ее колонизацию.

Астрономы доказали наличие на планете обширных запасов воды. Оказывается, каждую секунду планета выбрасывает в атмосферу примерно 6 кг воды в виде пара, сообщает научный журнал Nature.

За комментарием мы обратились к Дмитрию Вибе, астроному, заведующему отдела физики и эволюции звезд Института астрономии РАН

- Дмитрий Зигфидович, вы верите в воду на новой планете?

- Почему бы и нет. Это открытие было сделано телескопом "Гершель", очень авторитетным телескопом, данным которого можно верить. "Гершель" был отправлен в космос целенаправленно на поиски воды. Поэтому его работа прошла удачно... Миссия выполнена, как говорят в кино.

- Почему новость пришла только сегодня, я слышала, что "Гершель" уже год как не работает...

- Но это не значит, что обнаружение воды на планете - утка. Ученые продолжают обрабатывать данные, переданные телескопом.

- Правда ли, что если на планете есть вода - значит, на ней есть жизнь?

- Нет, все намного сложнее. Вода - необходимое, но недостаточное условие для существования жизни. Грубо говоря, если бы на Земле не было воды, нас бы тоже не было. Но если на какой-нибудь планете есть вода - это не означает, что там есть жизнь.

- Вы хотите сказать, Что Церера - не единственная планета, кроме Земли, с водой?

- Что вы, конечно нет. Такие выбросы паров, как на Церере - их еще называют криовулканизм, - происходят и на других космических телах. И, например, на предмет обнаружения жизни гораздо интереснее спутник Сатурна Энцелад, на котором есть не только вода, но и источник обогрева имеется. Кстати, воду на Энцеладе открыл тот же телескоп, что и увидел водяные вулканы на Церере.

- Другими словами, нам от воды на Церере, грубо говоря, ни жарко ни холодно?

- Нет, почему же. Это чрезвычайно важное явление. До сей поры воду находили исключительно на спутниках. А теперь ее обнаружили в поясе астероидов, где располагается Церера. И это обстоятельство подтверждает теорию о том, что именно астероиды "занесли" воду на Землю. Дело в том, что вода - это вещество, привнесенное извне. Но до сих пор ученым не удавалось найти астероид, несущий воду. Церера  стала первым таким объектом. Таким образом, гипотеза о принесенности косвенно подтвердилась.

И не менее интересен тот факт, что на планете продолжаются извержения вулканов. Раньше считали, что извержения происходят только на нашей с вами планете. Но это не так. Между тем, извержения означают, что планета формируется и, вполне возможно, внутри имеется небольшой источник энергии. Совокупность энергии и воды все-таки  оставляют надежду на существование жизни.

Google newsGoogle newsGoogle news