Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Тайны секретного хранилища

Развлечения

Начать наше расследование мы решили с беседы с Ниной Выдриной, заведующей отделом учета фондов Государственного исторического музея.

- Нина Тимофеевна, сколько вообще экспонатов числится в Государственном историческом музее?

- 4,5 миллиона предметов. Из них только 28 тысяч находится на выставках — в том числе в других городах и за границей. То есть посетители музея видят лишь малую толику экспонатов ГИМ. Чуть больше могут увидеть те, кто посещает наши привозные выставки вне Москвы…

- Где это все хранится?

- Все фондовые отделы находятся в главном здании музея на Красной площади, в переданном нам здании Музея Ленина и в наших филиалах. Отдел дерева хранит часть экспонатов в помещениях музея-усадьбы «Измайлово». В нашем здании, на Красной площади, дом 1, находятся отделы нумизматики, изобразительных материалов, археологии, драгоценных металлов, стекла и керамики, оружия, рукописей, здесь же находится и книжный фонд. В помещениях Музея Ленина — отделы древнерусской живописи, металла, письменных источников, тканей, картографии. Все помещения отделов приспособлены под хранилища. Везде есть специальное оборудование и установлен необходимый климатический режим.- 

- Какие отделы самые крупные?

- Больше всего хранит отдел нумизматики — 1 миллион 700 тысяч предметов, в археологии — около 1,5 миллиона. Отдел изобразительных материалов тоже считается большим — около 60 тысяч предметов. Тут еще нужно знать некоторые особенности: есть, например, пачка писем от Иванова к Петрову. При этом каждое письмо из пачки может быть написано на 10 листах. И таких писем — штук 15. Листы просчитываются отдельно, но мы всю эту пачку учитываем как одну единицу хранения. Получается, что в итоге по объемам хранения такой отдел может быть больше другого, где формально предметов числится больше.

- Есть ли предметы, требующие какого-то особого отношения?

- Всем экспонатам нужны примерно одинаковые условия. Общий режим такой: +18 градусов, влажность воздуха — 55 процентов. Для всего: для картин, драгоценных металлов, ткани. В залах у нас такая же температура, поэтому многие посетители говорят, что в музее прохладно. Некоторые жалуются и на то, что темно — это так. Яркий свет противопоказан древним вещам. Для графики, акварели это — смерть. Мы можем экспонировать такие вещи не дольше, чем три месяца.

- Быстро растут музейные запасы?

- В год ГИМ закупает 200–250 предметов. Небольшое количество вещей нам дарят. А основные поступления идут за счет археологических экспедиций музея. В целом может приходить до 10–15 тысяч предметов в год.

- Хватает места?

- У нас на квадратный метр площадей приходится около 300 предметов. Не стоит думать, что все они гигантские: археологические находки, например, очень мелкими бывают. Но места маловато. Приспосабливать существующие помещения смысла уже нет.

- Если предложат фондохранилище где-то далеко, например, на территории Новой Москвы, как отнесетесь к этому?

- Возможно, стоило бы возвести еще один депозитарий в том же Измайлове. На окраинах — нет, думаю, мы бы от такого отказались.

ЗОЛОТЫЕ СОКРОВИЩА ОСОБОЙ КЛАДОВОЙ

Мы ходим в самые разные музеи, но не задумываемся, что любой из них является в первую очередь хранилищем огромного количества исторических артефактов. И вне поля нашего зрения оказывается чуть ли не 90 процентов экспонатов. Потому мы решили проникнуть в фондовый отдел одного из главных столичных музеев — Государственного исторического и, как говорится, «показать все, что скрыто» от взора посетителей.

Нас встречает Татьяна Сизова, которая заведует драгметаллами вот уже без малого 20 лет.

Проскальзываем в маленькую дверь, спрятавшуюся между залами, и оказываемся в помещении с высоким потолком.

Тишина, старая мебель и винтовая лестница, уходящая куда-то наверх… — Годом рождения нашего отдела принято считать 1905-й, — рассказывает Татьяна Сизова. — Тогда для хранения вещей из драгоценных металлов — золота, серебра, платины — решили построить Особую кладовую. Изначально это помещение было музейным залом — в нем размещалась экспозиция, посвященная Тверскому княжеству. Но ему не повезло. Отделили эту башенку, проложили толстые стены кирпичом.

А вот и кладовая! Открываем гигантскую тяжелую дверь и оказываемся в просторной комнате, стены которой заставлены высокими деревянными шкафами.

А там — чего только нет! Золотые кувшины, блюда, украшения… — Мы иногда организуем экскурсии в Кладовую, но детей сюда не пускаем. Здесь даже взрослые люди перестают за себя отвечать, — говорит Татьяна, проводя рукой в белой тканой перчатке по круглому застекленному столу в центре комнаты.

— Когда-то нашим отделом заведовала Марина Михайловна Постникова-Лосева — один из крупнейших в мире знатоков ювелирного искусства, автор множества книг и каталогов.

Когда к ней приходили устраиваться на работу, она заводила соискателей в Особую кладовую и доставала из шкафа лоток, в котором хранятся кольца. Если руки людей «на автомате» тянулись к лотку, Марина Михайловна их на работу не брала. Чтобы здесь работать, нужно быть абсолютно равнодушным к украшениям.

Разглядываем брошки и серьги, но желания срочно нацепить все на себя не возникает — замираем перед осознанием того, какая это все старина. Да и моды уже не те! — Вот эти деревянные шкафы, в которых мы храним вещи, сделали на специальном заводе музейного оборудования в Риге. Такой мебели больше нет ни у кого, — с гордостью говорит Татьяна Ивановна, — и пока места хватает. Часть вещей находится на постоянной экспозиции, часть регулярно забирают на выставки.

— Как вещи попадают на выставки? Невозможно же помнить, где что хранится! — Опытные кураторы отлично знают фонды, — отвечает завотделом. — Но чаще к нам приходят сотрудники и говорят: «Делаем вот такую выставку.

Чем можете порадовать?» — А что же отбирают на выставки? Какие вещи вообще есть в отделе? — У нас нет, наверное, только Древнего Египта и какого-нибудь колумбийского золота, — отвечает Сизова, — а Европа и Восток есть! В этом шкафу — Турция, Азербайджан, Армения, Грузия...

Татьяна Ивановна подводит нас к круглой витрине в центре комнаты: — Это знаменитая брошь-стрекоза. Ее на своем теле привезла наша сотрудница из Свердловска в начале 80-х. Местная жительница передала ее в дар музею.

Когда стали выяснять историю этой изящной вещицы, возник вопрос: откуда она взялась у скромной модистки ? Та рассказала: «Это не моя тайна, но я знаю, что брошку привезли из Ипатьевского дома, где расстреляли семью Николая II».

Cтрекозу могла носить одна из царевен… Возникает вопрос: а как же вещи вообще попадают в отдел драгметаллов? Неужели это все подарили модистки из Свердловска?

— Вещи приходят к нам поразному. Началось с того, что в 1905 году отделу около 800 предметов подарил Петр Иванович Щукин. В 1912 году меценат скоропостижно скончался.

Все его собрание перешло к музею. Так к нам поступило еще 10 тысяч предметов. Недавно мы проводили выставку «Красота на каждый день» — ювелирные украшения фабричной работы ХХ века. И посетители понесли в музей свои вещи.

Оказалось, бабушкины украшения — музейная ценность! Так у нас появились новые запонки, брошки. Конечно, мы закупаем вещи. Находим их и на аукционах, и в частных коллекциях, и на антикварных салонах.

О своем отделе Татьяна Ивановна может говорить бесконечно, однако ей пора возвращаться к работе. Мы покидаем Особую кладовую. Только здесь понимаешь, что представляет собой музей на самом деле и как тут работают.

И сколько еще шедевров скрыто от наших глаз в этих закромах — жизни не хватит, чтобы налюбоваться.

СТАРЕЙШИЕ МУЗЕИ СТОЛИЦЫ

■ Старейшим музеем — причем не только Москвы, но и всей России — считается Оружейная палата. Изначально служившая хранилищем, она получила музейный статус в 1806 году посредством указа императора Александра I. С того времени запрещалось выдавать или продавать из Палаты какие-либо ценности без личного предписания правителя. Здание, в котором сейчас размещается музей, построили в 1851 году.

■ Третьяковская галерея чуть помоложе: годом ее рождения считается 1856-й. Ее основал купец Павел Третьяков, увлеченный коллекционированием предметов живописи.

■ Следом, в 1872 году, начал свою работу Политехнический музей. Однако, несмотря на солидный возраст, «ведет» он себя по-молодому: здесь регулярно читают лекции, проводят семинары и дискуссии, показывают кино.

■ Государственный исторический музей распахнул свои двери для посетителей в мае 1883 года. Работа здесь не останавливалась даже во время войны и капитального ремонта, длившегося 11 лет.

■ А вот Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина по сравнению с вышеперечисленными учреждениями культуры юн и свеж. Его открыли в 1912-м: в этом году здесь празднуют 100-летний юбилей.

■ Усадьбу «Останкино», где великолепно сохранились интерьеры ХVIII века, открыли для посещения в 1918 году.

ЦИФРЫ

Музеи — удовольствие недешевое, если вы не школьник и не пенсионер. Пальму первенства по дороговизне билетов держит Оружейная палата: билет для взрослого без скидок стоит 700 рублей. В Музей изобразительных искусств имени Пушкина пускают за 400 целковых. Третьяковка — чуть дешевле. Здесь взрослый билет стоит 360 рублей. В другую галерею, Зураба Церетели, пускают уже за 300 рублей. А вот в Московском музее современного искусства цены демократичные: 150 рублей с человека. Столько же стоит и посещение Музея современной истории России. Во многих учреждениях культуры предусмотрены семейные билеты, которые предоставляют значительную скидку. В Историческом музее, например, билет для родителей с детьми стоит 440 рублей.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.