Порядок и способ проведения выпускного сочинения еще не определен, но возврата к прошлому не будет
"Надо понимать при этом, что возвращение сочинения - это не самоцель. Цель любого экзамена, прежде всего, проверить, насколько хорошее образование получили дети. И мы все хотим, чтобы выпускники школ могли ориентироваться в современной жизни, принимать правильные решения. Но для этого им важно уметь понимать тексты, с которыми они сталкиваются. Не только литературные, но и просто бытовые, технические тексты", - пояснил Ливанов.
Окончательный вариант того, как будет проводиться сочинение, еще не принят. Обсуждается несколько вариантов его проведения.
"Первый вариант - сделать сочинение именно выпускным экзаменом, в отличие от ЕГЭ, по результатам которого происходит еще и прием в вузы. То есть дети так же пишут в конце 11-го класса сочинение, можно даже с видеокамерами и наблюдателями. И потом оценка за сочинение включается, например, в портфолио, то есть в те 10-15 баллов ЕГЭ, которые школьник получает за внеучебные достижения", - уточнил министр.
Второй вариант предполагает расширение уже существующей "части С", увеличение ее объема в 3-4 раза и времени, которое дается на выполнение.
"Третий вариант более радикальный - проводить ЕГЭ по русскому после девятого класса. У нас ведь по стандарту русский язык заканчивается в девятом классе, а затем два года идет литература. Но в реальности школа заменяет часы литературы на русский язык, у нее есть такое право, и в 10-11 классе школьников готовят к обязательному ЕГЭ по русскому", - рассказал Ливанов в своем интервью, которое публикует газета "Коммерсант" в понедельник
По словам министра, есть еще одно предложение: после девятого класса проводить экзамен по русскому только на грамотность, а после 11-го уже писать сочинение, где можно проверять и функциональную грамотность, и способность излагать свои мысли и делать выводы.
"Оговорюсь сразу: что бы мы ни делали, не стоит возвращаться к тому сочинению, которое было в конце 80-х годов. Помните, тогда был фиксированный набор тем, причем довольно сильно оторванных от жизни? А еще массово продавались книжечки, где каждая тема "раскрывалась", старшеклассники заучивали эти стандартные тексты - в общем, воспроизводилась полная бессмыслица, которая не учила детей ни рассуждать, ни понимать тексты, ни пытаться делать самостоятельные выводы. А мы ставим перед сочинением именно эти задачи".
Также глава министерства подчеркнул, что возвращение сочинения - это результат оживленной общественной дискуссии.
"На моей памяти эта идея впервые была высказана во время встречи президента с деятелями культуры. Потом это еще раз обсуждалось на встрече с писателями и преподавателями литературы, и в результате возникла такая задача", - уточнил Ливанов.