Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Водопроводная вода — такая, какая она есть: когда живая, а когда и мертвая

Город
Водопроводная вода — такая, какая она есть: когда живая, а когда и мертвая
Качество любой, в том числе «святой» воды можно определить лабораторным способом. Не стоит полагаться только на «авторитетное» мнение о ее пользе/ / Фото: PHOTOXPRESS

Человек не может не пить. Без влагообмена организм не продержится и недели. Вода — это жизнь. Немудрено, что истерики и страшилка на тему качества воды в столице возникают с завидной регулярностью. «Вечерняя Москва» решила выяснить, какова же на самом деле ситуация с водоснабжением нашего мегаполиса, с бесстрастностью химика отделив чистые фракции от осадка домыслов и слухов. Перед вами — первая часть трилогии «Вода. Земля. Воздух».

И мало того что не пить, а еще и утром сливать в канализацию ночной отстой, а для питья и приготовления пищи использовать только воду, отфильтрованную или бутилированную. Откуда такое недоверие к высококачественному продукту ГУП «Мосводопровод»? На этот и другие вопросы, касающиеся качества самой востребованной и самой загадочной жидкости, корреспондент «ВМ» попросил ответить «главного по воде» в нашем городе — кандидата технических наук Александра Кучерова, руководителя экологической инжиниринговой компании при РХТУ имени Д. И. Менделеева.

Заложники дешевки Зачем надо по утрам частично стравливать воду в канализацию? Она хоть и стоит 4 копейки литр, но за месяц рубли, а за год сотни набегут...

— Это надо делать по двум причинам: для того чтобы смыть сильной струей грязь и бактерии, накопившиеся в застойной воде, и избавиться от излишков тяжелых металлов, растворенных в ней.

Откуда они в воде?

— Самая чистая она в двух шагах от очистных сооружений. До нашего крана на кухне она проходит по трубам путь в несколько десятков километров. Этим трубам десятки лет, и они заросли ржавчиной, отложениями различных вредных соединений. Но даже если магистральные трубы до входа в многоквартирный дом новенькие, полимерные (их все больше в городе), то внутри здания водопровод давно сгнил и держится на честном слове. Не случайно в городе ежегодно происходят тысячи заливов квартир из-за лопнувших водопроводов. Кстати, чем чище вода, тем больше она растворяет в себе грязи (таково ее уникальное свойство). В результате утром у вас в кране не вода, а бульон из ржавчины, слизи и болезнетворных бактерий. Чтобы удалить его, надо сильной струей слить литр или два. Если вы встали рано и весь подъезд спит, то надо бы слить воду со всего стояка. На это потребуется около 10 минут (примерно 100 литров).

Допустим, водопроводная система в моем доме новая. Можно воду сразу наливать в чайник?

— Можно только в том случае, если у вас качественный водопроводный кран. Сейчас строительные рынки города переполнены некачественной сантехникой из Китая и других азиатских стран. Внешне красивые, блестящие краны, как правило, изготовлены без соблюдения какой бы то ни было технологии. В результате такие тяжелые металлы, как хром, медь, никель, марганец, легко смываются водой в ваш чайник или вашу кастрюлю с супом. Ускоренному их вымыванию из кранов способствует хлорирование и озонирование воды на очистных сооружениях. Ионы тяжелых металлов (хрома, никеля, цинка, меди), применяемых при изготовлении водопроводных кранов, отрицательно влияют на основной регулятор процессов жизнедеятельности организма — кальмодуллин. Нарушение его действия в организме человека приводит к наследственным болезням, сердечно-сосудистым расстройствам, онкозаболеваниям, эпилепсии и другим болезням.

Фильтровать бесполезно Ну, все ясно: воду надо фильтровать — и все будет в порядке, да?

— К сожалению, не все так просто. Во-первых, бытовые фильтры не очищают воду от тяжелых металлов до допустимых норм. Для этого в квартире требуется устанавливать целые очистные системы, которые стоят достаточно дорого (от 30 до 60 тысяч рублей). Они работают по принципу «обратного осмоса», то есть очищают воду на молекулярном уровне до состояния дистиллированной. Но вода такой высокой чистоты тоже опасна для человека. Она, проходя через организм, вымывает из него все полезные соли — разрушает костную и мышечную структуры. Поэтому вода, прошедшая через «обратный осмос», требует насыщения полезными для организма солями.

Тогда дешевле перейти на бутилированную воду?

— Не все производители осмотической воды насыщают ее полезными солями и минералами. Причина проста: стоимость доводки воды до питьевой нормы равна стоимости очистки. Предприниматели не хотят тратиться и отправляют в магазины, по сути, дистиллят. Сейчас в Москве не более двух-трех марок воды соответствуют нормам.

Выходит, свет в отверстии водопроводной трубы есть…

— Но он гасится еще одним, пока неисправимым, недостатком — наличием в воде эстрогенов. Это женские половые гормоны, которые обладают высокой биологической активностью и являются составной частью противозачаточных средств. Огромное количество их живет в пивном солоде. Никакие фильтры не могут очистить от них воду. Попадая в организм мужчины, они отсекают у него Y-хромосому и делают его бесплодным. Таким образом, водопроводная вода в городе становится убийцей мужского достоинства. В последние два десятилетия количество эстрогенов в питьевой воде увеличилось в математической прогрессии и учету не поддается. Массовое бесплодие мужчин в Европе — следствие употребления воды, в которой растворены эстрогены. Поскольку у нас утилизация любых отходов является колоссальной проблемой, москвичи скоро будут впереди Европы всей и по части мужского бесплодия.

«Голубая» вода — миф

Если все действительно обстоит так, как вы говорите, выход один — брать воду для питья и приготовления пищи только из артезианских скважин.

— Такой выход был возможен лет двадцать назад. В советское время на территории Москвы работали всего около 120 артезианских скважин. Все они находились под жестким контролем санитарной инспекции. Сегодня их количество не поддается никакому учету. В Подмосковье располагаются 11,7 тысячи садоводческих товариществ. Даже если в среднем в каждом 100 участков, то это больше миллиона собственников, и у многих из них на участке скважина глубиной до 30 метров, устроенная без какой бы то ни было герметизации. Значит, все поверхностные стоки проникают в водоносные горизонты. В Подмосковье работают всего лишь 6–8 цивилизованных полигонов отходов, которые имеют специальную гидрозащиту. Сотни «диких» свалок поставляют в подземные водные горизонты весь набор химически вредных веществ. Многие птицефабрики в Подмосковье до сих пор не имеют систем очистки стоков.

Вы хотите сказать, что природная, так называемая «голубая» вода осталась только на территории Рублевки?

— Артезианская вода на глубине 120 метров на территории всей Москвы и Подмосковья только по марганцу (который в повышенных дозах способствует развитию у детей слабоумия) в 3 раза превышает предельно допустимые нормы концентрации. Нормы содержания других тяжелых металлов во многих водоносных слоях тоже зашкаливают. Ведь артезианские скважины бурят все, и без какого бы то ни было контроля. Кроме того, вокруг Москвы складировано огромное количество высокотоксичных отходов. В Балашихе, к примеру, артезианская вода имеет 30–40 ПДК по железу (провоцирует рак печени и кишечника). О какой «голубой» воде может идти речь?! Если она и есть, то пока только в подземных горизонтах в районе Касимова или Петушков. Но это уже не Подмосковье.

На родники надежды никакой?

— Скажем так: доверяйте, но проверяйте. В лаборатории университета за 1–5 тысяч рублей можно узнать, что там у вас в дачной скважине или роднике содержится.

Вопрос ребром: что делать?

— Да что хотите, то и делайте: пейте такую, которая есть, устанавливайте фильтры на входе в квартиру, в подъезд, в дом, подбирайте себе поставщиков бутилированной воды. Я бы сказал так: любите и уважайте воду. Это уникальная жидкость. Она единственная имеет три агрегатных состояния — твердое, жидкое и газообразное. Все жидкости при замерзании сжимаются, а она расширяется. Должна закипать при более 300 градусах Цельсия, а кипит при 100. Легко впитывает не только механическую, но и информационную грязь. Впитав молитву, становится святой; услышав брань, превращается в яд. Любит маленьких деток: они безгрешны и легко отмываются при купании без всяких моющих средств. Долго и тяжело моет взрослых. Одним словом, живая она, вода.

Святые  источники оказались небезгрешны

Москвичи все чаще начинают привозить воду из-за города: с дачных участков, из деревенских колодцев, из различных источников, над которыми местные священники и прихожане возвели небольшие часовни. Все больше прибегают к помощи источников, которые в народе окрестили святыми. Народная тропа не зарастает к родникам в Крылатском у Татарского оврага, Конькове, Покровском-Стрешневе и других местах.

Оспаривать «святость» этих источников бессмысленно, так как это понятие лабораторным путем проверить невозможно. Какова она по химическому составу? На этот вопрос «Вечерке» ответила Наталья Петрова, гидробиолог, крупнейший эксперт столицы по сертификации воды.

— Святые источники бывают трещинными и поверхностными. Соответственно, питаются водами нижних пластов или сточными. Их главный враг — горюче-смазочные материалы. Мы брали из них воду на наличие болезнетворных бактерий. Вывод таков: детям эту воду лучше не давать. Особенно весной. В этих оврагах и ложбинках мы находили прорывы из очистных труб, которые располагались по уровню выше источников. Конечно, выпив эту воду, никто тут же не умрет. Но употреблять ее, особенно в пору весеннего половодья, мы не рекомендуем.

Эксперт рассказала, что даже при проверке артезианских скважин в храмах глубиной до 260 метров Петрова и ее коллеги натыкались на вопиющую антисанитарию. Что уж говорить о состоянии общедоступных святых родников, утопающих в бытовом мусоре («Вечерка» писала об этом не раз). Отсюда вывод: каждый москвич, приближаясь к водопроводному крану, должен сказать себе: «Осторожно, вода!» — и принять все меры для того, чтобы она стала его другом, а не врагом.  

Управляющим компаниям нет дела до ржавых труб

Алексей Отставнов, ведущий научный сотрудник ГУП «НИИМострой», кандидат технологических наук:

— Протяженность старых водопроводных труб в жилых домах Москвы громадна и никем не подсчитана. Это сотни тысяч километров ржавых стальных магистралей, опутавших наши многоэтажки. Приблизительная арифметика такова: высоту стояков (их три в каждом подъезде) надо умножить на высоту дома и на количество подъездов. К полученной сумме прибавить еще по 20 метров расстояния от подъезда к подъезду.

Но дело не в протяженности, а в качестве стальных водопроводных труб — они в подавляющем большинстве на 95 процентов разъедены коррозией и подлежат замене на современные полиэтиленовые. Потому и течет из кранов ржавая вода. Москвичи в своих квартирах устанавливают пластиковые трубы. Но стояки никто не меняет. Поэтому качество воды только ухудшается. Можно ли его улучшить? Да, если управляющие компании перестанут заботиться только о своих доходах и начнут постепенно менять трубы во всех 30 с лишним тысячах многоквартирных жилых домов города. До тех пор пока они будут заботиться о своем благополучии, горожане будут потреблять отстой из водопроводной сети.

Из бутылки или из-под крана: риск одинаков

Наталья Петрова, эксперт федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по сертификации питьевой и минеральной воды:

 — Я живу в центре города в старом доме и пью воду из-под крана. Доверяю не индивидуальным фильтрам, а специалистам Мосводоканала. Если в доме объявляют о временном отключении воды, то после него сначала снимаю все фильтры, сливаю с труб ржавчину до чистой жидкости и возвращаю их назад.

Бутилированных вод в московских магазинах продают много. Есть отличная вода, добываемая из артезианских скважин Владимирской, Липецкой областей. Неплохого качества она в бутылках, поставляемых из регионов предгорий Кавказа. Но в среднем качеству бутилированной воды на прилавках московских магазинов я бы поставила оценку не выше 4 баллов.

Потому что многие из производителей, как говорится, шалят и не доводят воду до нужного качества. Берут эту воду для розлива в бутылки чаще всего из того же московского водопровода. Некоторые производители очищают ее до состояния дистиллята, а потом насыщают минеральными добавками. Другие этого не делают. Дистиллированная вода для здоровья опасна. Поэтому советую покупать для питья и приготовления пищи только воду, на этикетках которой написано, что она «минеральная, природная, питьевая, столовая». За ее качество отвечает в том числе и Роспотребнадзор.

ЭТО НАДО ЗНАТЬ

65 процентов населения испытывает дефицит йода. Это в ряде случаев является причиной развития врожденных аномалий, повышенной перинатальной смертности, снижения умственных способностей и глухонемоты. Практически повсеместно имеется недостаток фтора в питьевой воде, что приводит к заболеванию кариесом.

В Московской области питьевая вода содержит повышенные концентрации фториона. Он способствует развитию флюороза, полиневритов, остеосклеротического изменения костей.

При недостатке кальция отмечаются увеличение числа смертельных исходов и тяжести течения кардиоваскулярных заболеваний (гипертонии, коронарной и ишемической болезней сердца, инсульта), а также рахита у детей, остеомаляция, нарушение функционального состояния сердечной мышцы и процессов свертываемости крови.

При недостатке магния отмечаются повышение тяжести течения сердечно-сосудистых заболеваний, а также внезапная смерть младенцев.

Геннадий Онищенко, главный санитарный врач:

— Для оценки влияния качества питьевой воды на здоровье населения в 2011 году исследования проводились на 14 801 мониторинговой точке (в 2010 году — на 15 534 точках; в 2009 году — на 15 153 точках). К веществам, загрязняющим питьевую воду, отнесены: соли кальция и магния, железо, аммиак, бор, кадмий, марганец и его соединения, мышьяк и его соединения, нитраты, ПАВ, свинец и его неорганические соединения, сульфаты, фториды, хлориды, хром трехвалентный, цинк и другие. В Московской области и в Москве, отмечено превышение гигиенических нормативов по содержанию химических веществ в 20 процентах (и более) проб воды на содержание микроэлементов. Питьевую воду, не отвечающую санитарным правилам и нормам, в России потребляли более 23 миллионов человек.

КСТАТИ

По данным ГУП «Мосводоканала», водой, которая соответствует стандартам России, ЕС и ВОЗ, обеспечена лишь десятая часть столичных жителей (порядка 1,2 мил лиона человек). Они проживают в западной части города — в районах Солнцево, Олимпийская деревня, Ново-Переделкино, Раменки, ТропаревоНикулино.

СПРАВКА

Реки Московской области полностью принадлежат бассейну реки Волги. Запас водных ресурсов составляет 5112,17 миллиона кубометров в год, в том числе подземных — 1071, 33 миллиона кубометров. Годовой водозабор, включая Москву, составляет 44 процента от годового дебита природных вод. Общая протяженность рек — более 20 тысяч километров. В области 1213 прудов и водохранилищ. На реке Москве и Канале имени Москвы построены водохранилища, регулирующие сток — Можайское, Рузское, Истринское, Озернинское, Клязьминское, Учинское и другие. Имеются крупные озера: на Московской возвышенности — Тростенское, Нерское, Круглое, а также среди верховых и переходных болот Мещерской низменности — Черное, Великое, Святое, Дубовое.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Почва для выживания приспособленцев

Продолжаем наше расследование: мы все (или почти все) узнали про московскую воду. Рассказ о ней Анатолия Сидорова вызвал оживленную дискуссию читателей. Переходим ко второй теме — к земле.

Это мы по привычке говорим, что живем на земле. На самом деле — обитаем среди камней, асфальта и бетона. Земли как таковой в городе не так много. Но так кажется лишь на первый взгляд. У домов разбиты палисадники, зеленеют в столице парки, имеются крупные зеленые зоны. Но что на самом деле такое — наша земля? (читайте далее…)

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.