Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Юрий Соломин: Без культуры и искусства нет нации

Развлечения
Юрий Соломин: Без культуры и искусства нет нации
Юрий Соломин уже четверть века руководит Малым театром / Фото: PHOTOXPRESS

- Юрий Мефодьевич, четверть века назад вас коллектив театра избрал своим художественным руководителем – какие эмоции вы испытали, когда узнали результаты голосования?

- Дело в том, что в Малом театре на тот момент я проработал 30 лет, а как раз тогда не стало Михаила Ивановича Царева, и образовалось вакантное место. Театр хотел, чтобы во главе оказался свой человек. Были выборы. Выбрали меня. Причем проголосовал весь коллектив – не только творческий, но и технический. Я сидел и ждал. Уже тогда я знал, кто голосовал против меня, но никогда никому не мстил. Позднее они становились заслуженными артистами, народными, - каждого нужно оценивать по достоинству.

- Страшно было соглашаться на такой ответственный пост, ведь согласие автоматически означало, что времени на профессию актера останется намного меньше?

- На это надо было пойти. Конечно, я предполагал, что будет меньше работы, меньше сьемок и больше ответственности, больше врагов. Но, к счастью, все равно режиссеры предложениями меня не обделяли, и я выработал для себя правило: одна роль в два-три года.

Правда, за последние 10-12 лет было всего три роли, а сейчас я и вовсе играю только в одном спектакле. Конечно, это мало. Какие-то роли уходят. Ведь каждая роль требует своего возраста.

- Но ведь есть роли, которые с каждым новым годом только выигрывают, «наливаются»?

- Бывает и такое. Например, я смеюсь, но говорю, что роль Фамусова можно играть всю жизнь, пока стоишь на ногах и понимаешь, что ты можешь работать. Это роль без возраста.

- Тем не менее, как раз недавно вы восстановили «Вишневый сад» в постановке Игоря Ильинского.

- Это постановка очень большого мастера. Сам Ильинский играл в нем Фирса – последняя его роль была. Так что этот спектакль нужный – все эти годы мы стараемся сохранять его в репертуаре, хотя постоянно приходится делать вводы. Ведь не может человек по 10-15 лет играть семнадцатилетнюю девочку или юношу. Приходится иногда намекать, иногда говорить прямым текстом, что «пора вводить нового исполнителя». Но «Вишневый сад» мы сохраняем.

- Сейчас это единственная пьеса Чехова, которая идет на сцене Малого?

- Нет, еще «Три сестры». У нас был весь чеховский репертуар, начиная от «Иванова» Бабочкина: и «Вишневый сад» Ильинского, и «Леший» Бориса Морозова, и «Дядя Ваня» Сергея Соловьева, и «Иванов» Виталия Соломина, «Чайка»…

Кстати, «Три сестры» у нас появились почти случайно. В то время мы много гастролировали, трижды были в Японии, куда привозили весь свой чеховский репертуар – только «Трех сестер» не было. И вот наш японский продюсер буквально «уломал» меня, чтобы я поставил этот спектакль.

- Получается, что даже от Дома Островского за границей ждут Чехова?

- Чехова заграницей ждут всегда. Хотя и «Царя Федора» мы возили по их же просьбе. Обычно выбирают именно организаторы гастролей, а мы сами не слишком настаиваем на репертуаре – просто предлагаем названия на выбор. Но, конечно, мощные театральные страны, да и менее развитые в театральном плане, всегда обращают внимание именно на Чехова. Сравнить это можно с нашими ожиданиями от Комеди Франсез – конечно, мы ждем Мольера! А они мечтают увидеть, как Чехова играют русские.

- На недостаток зрителей во время гастролей жаловаться не приходится?

- Залы всегда битком. Многие русские, которые давно уехали за границу, приходят сами и приводят своих детей. Когда мы впервые отправились на гастроли в Израиль с «Вишневым садом» и «Царем Федором», то были поражены, что никто не брал наушники – все знали русский язык. И после «Царя Федора» люди кричали не «Браво!», а «Спасибо!». В первом ряду сидели пожилые люди, так они даже встать не могли – просто сидели и плакали…

А после «Вишневого сада» к нам за кулисы пришла молодая пара, а с ними зареванный десятилетний мальчик. Пришли с просьбой: «Вы нас извините, но ему так жалко дедушку, которого заколотили в доме…» Пришлось просить Валерия Носика, который играл Фирса, чтобы он быстро надел на себя костюм и вышел к ребенку – показать, что у «дедушки» все хорошо, что он жив. Вы бы видели, какое счастье было на лице у ребенка!..

- Трудно Малому театру находить «своего» режиссера? А то ведь бытует мнение, что режиссер Малому совсем не нужен.

- Мне кажется, это мнение несколько надумано. У нас всегда были разные режиссеры, причем среди них очень часто те, кого изгоняли из других театров. У нас работали и Эфрос, и Варпаховский, и Хейфец, когда его убрали из Театра советской армии, и Львов-Анохин, и Женовач после Малой Бронной, и Фоменко… Неправда, что Малом театре «съедают» режиссеров. Плохих «есть» - только желудок травить. А «есть» хороших – зачем? В этом логики нет. Кроме того есть и режиссеры, воспитанные непосредственно в Малом театре. Возможно, их спектакли не отмечены премиями, но отмечены зрительским успехом, что намного важнее.

- Однако сегодня все чаще слышишь (не применительно к Малому, а вообще, в театральной Москве): «съели» очередного режиссера.

- Чаще всего такое слышишь, когда из театра убирают среднего актера или режиссера. Да не съели, а убрали, а это уже другой вопрос.

- Сейчас, в юбилейный год Станиславского – только и разговоров, что о его «системе». А Малому театру она близка?

- Если разобраться, Станиславский просто аккумулировал все то, что узнал за свою жизнь. Он очень любил театр и брал уроки у артистов Малого театра, правда об этом почти никто не пишет. Он ведь учился у Федотовой, многое брал у Ленского. И никакого антагонизма тогда не было. Правда (смеется), они с Немировичем похитили Чехова из Малого театра…

- То есть в обучении актеров Малый театр и Щепкинское училище смотрят, скорее, в сторону Ленского?

- Александр Павлович Ленский был очень хорошим педагогом. Он был учителем Веры Николаевны Пашенной, а она – моей учительницей. И вот сейчас я веду курс и пытаюсь ввести в обучение именно систему Ленского. В двух словах она заключается в следующем. Набрав курс, Ленский давал ученикам задание приготовить за две недели любую роль по собственному выбору, а дальше смотрел результат. Остужев тогда приготовил Отелло. Ленский посмотрел, покачал головой и спросил: «Еще раз сыграть можешь?». Остужев ответил: «Могу». Сыграл, потом сыграл третий раз, четвертый… После шестого Остужев, наконец, сказал, что устал, что больше не может. На что Ленский: «Вот так должно быть с первого раза!»

Вера Николаевна нас учила: «На сцене нужно оставлять кусочек своего сердца». Вот в этом вся русская актерская школа – в сердечности и душевности. И никто в мире ее пока не переплюнул.

- Вы ежегодно видите сотни вчерашних школьников, которые горят желанием стать артистами. Как можно не ошибиться, выбирая достойнейших?

- Это очень легко. Даже если вам показать 10-15 абитуриентов, каждый из которых прочтет один отрывок, то вы сами сможете определить, кто чего стоит. Ни блата, ни откатов здесь быть не может, потому что каждый ученик – это гордость его педагога. Часто приходится отчислять студентов даже со второго курса. Такое случается, когда мы видим, что человек, совершив тот или иной поступок, просто не имеет права работать в театре, поскольку это нанесет искусству вред. Но для принятия такого рода решений, конечно, уже необходим опыт.

Был у нас один охламон – его все время ругали. Он стал известным артистом кино и режиссером. Так вот его ругали, но, тем не менее, «держали» в институте – значит, видели в нем что-то. Как же ему от нас досталось! Но возможно, именно поэтому он и стал таким, каков он сейчас.

- Воспитывать учеников – радость для вас?

- Работать со студентами – это как работать с тиграми. Ты берешь тигренка, умиляешься ему, но потом он может и лапой тебя ударить, и укусить. Но проходит время, и из тигренка вырастает огромный и красивый зверь, который делает все, что ты ему скажешь.

Я однажды снимался с тигром Вальтера Запашного и очень волновался, когда шел на съемочную площадку. В павильоне я увидел, как Вальтер ходит с тигром, держа его за ошейник. Вальтер, видя мое замешательство, говорит: «Не волнуйся, я ему уже все рассказал и всю систему Станиславского объяснил», - и хохочет. Дубль мы сняли. Потом пришлось делать еще дубль – сердце у меня было в пятках. Потом я узнал, что и Запашный тоже переживал, что на другой стороне павильона стояли специальные люди с брандспойтами и пугачами…

Вот что такое эта профессия. Иногда к артисту нужно подходить с лаской, но иногда и с кнутом. Опытные артисты сами все знают и сами кого угодно научат. А молодежи часто кажется, что все очень просто, и они уверены, будто все знают и умеют, потом выясняется, что не все… В таком случае, если кто-то вдруг решает уйти, то я никогда не обижаюсь. Даже, наоборот, могу посоветовать, куда можно пойти.

- За те годы, что вы преподаете в Щепкинском училище, что-то изменилось в самих студентах?

- Сейчас в театральных ВУЗах мы испытываем большой недостаток образованных ребят. Закончив 10 классов школы, они совсем не знают литературу, и нам год приходится тратить только на то, чтобы просто дать им необходимые гуманитарные знания. На то, чтобы рассказать им о Чехове, о Толстом… Они же читают по диагонали, да и то лишь положенное им по программе. А как артистка сможет «по диагонали» сыграть Катюшу Маслову? Нужно ведь не только литературу знать, но и эпоху, и общество того времени.

Поверхностное знание ничего не дает. Ни у нас, ни в других областях культуры, ни в медицине. В конечном счете, только здоровый человек (медицина), грамотный (школа), интеллектуально развитый (культура) может создать высококультурное общество, страну и народ.  Конечно, всегда есть талантливые люди, которых в профессию привело сердце. Но ведь есть и те, кто поступили за деньги… Не помню, чья эта мысль, но, действительно, нужно вернуться к практике «распределения». Хотя бы на два года после окончания ВУЗа распределять выпускников в театры, оркестры, медицинские учреждения. Те, кто талантливы, смогут пробиться везде, а остальные хотя бы отработают за годы учебы! Большого вреда ведь от этого не будет. Работал же доктором Антон Чехов…

- Уже через месяц ваша большая сцена закрывается на ремонт. Учитывая, что проблемы с фундаментом вашего театра начались еще после ремонта Большого, наверное, смотрите на все грядущее с опаской?

- На самом деле, проблемы начались еще в 1990 году. Тогда государство выделило нам деньги, чтобы укрепить фундамент, но хватило лишь на центральную часть. Причем гарантия была 20 лет, а прошло уже почти 25… Теперь подошла наша очередь на ремонт, но, что страшно, на опыте Большого театра уже стало видно, какие могут возникнуть проблемы. Деньги выделены – все, как положено, но уже много сложностей создается. А в будущем, думаю, появятся и обвинения…

Мы творческие работники, нам нужен этот ремонт, но делаем-то его не мы. Мы предоставляем театр для ремонта, но всегда нам могут что-то не подписать, потому что в какой-нибудь бумаге будет недоставать запятой. Это вопрос социальный. А откатов мы не даем. Пока мы продолжаем делать все то, что намечено, исправлять ошибки, о которых нам говорят. Причем ошибки есть мелкие, а есть и серьезные, которые заметны даже мне – человеку, совершенно неискушенному в строительстве.

- То есть уже сейчас ремонт приносит одну только головную боль? На творческом процессе он сильно отражается?

- Просто мы плотно репетируем. С 10 утра один спектакль, с 15 – уже другой. С начала сезона мы выпустили четыре спектакля – такого, вообще, никогда не было. Но нас же загнали – нужно как-то оправдываться, нужно зарабатывать деньги. Вот, что нам говорят постоянно: «Нужно зарабатывать деньги».

- Значит ли это, что деньги окончательно встали во главу всего, даже в театре?

- Думаю, все-таки нет. Островский говорил: «Без театра нет нации». Я говорю чуть иначе: «Без культуры и искусства нет нации». В театре масса профессий: художники, актеры, режиссеры, слесари, костюмеры, гримеры, плотники, осветители, работники сцены, модельеры. И все они есть в нашем театре. Все, что делается для наших спектаклей, делается именно нашими мастерскими. Здесь творчество – везде. Все здесь люди творческие и высокопрофессиональные. И если что-то случиться, не дай Бог, и придется театр закрыть на какое-то время, то мы потеряем огромное количество замечательных профессионалов. Что и произошло во многих театрах Москвы и Санкт-Петербурга. Потерян класс, который воспитать за пару лет невозможно. Для этого нужны десятки лет. И если мы это утратим, то будет катастрофа.

- Статус «Театра Европы» вам помогает или это скорее почетное звание?

- Финансово ничем не помогает. Но помогает в общении с другими театрами и театральными людьми. Так, у нас за последние несколько лет ставили и ставят французские и итальянские режиссеры, проводятся гастроли за рубежом. Причем мы настаиваем на том, чтобы режиссеры ставили у нас так, как делали бы это у себя на родине. Или в прошлом мае мы провели международный фестиваль и форум, приняв более двадцати руководителей театров Европы. А в середине 1990-х первыми в Москве мы устроили фестиваль национальных театров Европы, на который приезжали и греки, и итальянцы, и англичане, и немцы. Позднее, правда, на подобное не хватало финансовых возможностей.

- А найти постоянных спонсоров не получалось?

- Вы знаете, бизнес не поддерживает театр. Да и вообще, театр и бизнес, на мой взгляд, вещи несовместимые. Я не хочу сказать ничего плохого. Я знаю, что многие бизнесмены помогают театрам, но все равно. Было бы очень эффективно и удобно осуществить ту схему, которая уже давно есть на Западе, где бизнес, поддерживающий культуру, имеет большие льготы. Тут ничего не надо придумывать. Но как быть с образованием? Ведь это та же проблема. Сложно совместить бизнес и образование или бизнес и медицину. А ведь именно все это и называется культурой нации.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.