Зрители испытают все грани страха
Режиссер Александр Коручеков обратился к одной из самых безысходных брехтовских пьес — «Страх и нищета в Третьей империи». У автора это череда коротких сценок, сменяющихся подобно кадрам в кинематографе.
Режиссер оставил из двадцати четырех только четыре, разыграв их максимально подробно и вдумчиво.
Накал и градус страха возрастает в этих сценах в геометрической прогрессии.
В «Меловом круге» влюбленные только что смеялись и дурачились, а теперь уже девушка в страхе смотрит на своего молодого человека: не донесет ли, провокатор? В «Шпионе» еще страшнее: родители подозревают в доносе собственного ребенка и начинают готовиться к аресту только потому, что их сын-подросток неожиданно ушел в дождь.
В «Жене-еврейке» на первый взгляд все хорошо: муж с приходом к власти нацистов от жены не отказался, продолжает о ней заботиться, — но что-то надломилось. И место любви в отношениях заняла жалость, смешанная с самолюбованием: «Я такой, я не предал», — а потому и внезапный уход некогда любимой женщины воспринимается не трагедией, а освобождением.
Почти весь этот отрывок — монолог. Монолог выступающей из темноты актрисы Ольги Красько. Стройная, красивая, гордая, она на наших глазах постепенно сникает, превращаясь из женщины с высоко поднятой головой в обманутое и разбитое существо. Сцена выстроена практически на кинематографических крупных планах: в «кадре» — в луче прожектора — лицо.
Следующий «кадр» через затемнение — и лицо уже иное: новая мысль, новое воспоминание, новое решение. Женщина, актриса играет здесь свой собственный моноспектакль для одного зрителя — своего мужчины, который зрителем быть отказывается… Самая яркая сцена (с театральной точки зрения) — последняя — «Правосудие».
Здесь судье, привычному к легким и понятным процессам с заранее ясным исходом дела, предстоит чуть ли не в первый раз в жизни принять собственное решение. Положиться на собственное мнение и собственное понятие о правосудии, которого, в сущности, нет. Есть только две «группировки», одна из которых обязательно останется «обескураженной» решением.
Липкий страх за свой выбор и за свою жизнь, постепенно сковывающий судью (в поразительно подробном и точном исполнении Александра Семчева), накрывает волной и зрительный зал.
Страх самый неприятный, «гаденький», когда твоя собственная шкура зависит от подлости — надо только выбрать, против кого эта подлость будет направлена… …И в финале надо всеми этими страхами голосом Олега Павловича Табакова звучит умиротворяющая Нагорная проповедь: «Блаженны нищие духом… Блаженны кроткие… Блаженны плачущие…» Конечно, страхи не исчезают, но за попытку усмирить их — спасибо.
«СТРАХ И НИЩЕТА ТРЕТЬЕЙ ИМПЕРИИ»
ст. м. Чистые пруды
Ул. Чаплыгина, 1а
Театр-студия
п/р О. Табакова
Режиссер Александр Коручеков
Актеры: Ольга Красько, Александр Семчев, Михаил Станкевич
31 марта, 19:00 (600 р., 2500 р.)