Понедельник 19 ноября, 21:11
Небольшой Снегопад 0°
Город

Могучему дали БДТ, а Басилашвили и Фрейндлих прибавили пенсию

Новый художественный руководитель БДТ Андрей Могучий.
Новый художественный руководитель БДТ Андрей Могучий.
Фото: Михаил Садчиков-младший, специально для "Вечерней Москвы"
В Петербурге, в здании Каменноостровского театра, на новой сцене БДТ, состоялся сбор труппы, где Министр культуры РФ Владимир Мединский представил нового художественного руководителя Андрея Могучего.

В зрительном зале установили микрофон и поставили два ряда кресел для президиума. Объяснили: «Это для народных артистов и гостей». Однако народным такое разделение не понравилось, и, придя с заседания художественного совета, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, а за ними и гости, сломав идею президиума, уселись вместе со всеми.

Вопреки слухам о том, что Темур Чхеидзе давно уже греется на весеннем тбилисском солнышке, прежний худрук БДТ появился на фоне таблички «Выход», как всегда, чуть растерянный и озабоченный. А когда министр культуры выразил «огромную благодарность Темуру Нодаровичу за всю работу, которую он провел в этих стенах на протяжении последних лет», то раздались громкие, продолжительные аплодисменты, и зал встал. Ну а когда Владимир Мединский вручил грузинскому мастеру серебряный знак, «высшую награду России за вклад в российскую культуру» (под номером 26!), зал зашелся в овациях, хотя, казалось бы, труппа собралась не чествовать Чхеидзе, а знакомиться с новым худруком.

«Спасибо вам большое! – до слез растрогался Чхеидзе, преемник Товстоногова, прижимая руку к сердцу. - Когда что-то заканчивается, всегда грустно. Но наступает новый этап, который необходим. Я уверен, что в БДТ все будет хорошо. Кто бы что ни говорил, вы очень хорошая труппа. И если нам с вами не все удалось из задуманного, то я виню только себя. Все эти 22 года, с того момента, когда я поставил здесь первый спектакль, я был счастлив с вами!»

Настал момент министру культуры представить нового руководителя Большого драматического театра - Андрея Анатольевича Могучего. Его кандидатура была утверждена художественным советом театра и фондом поддержки БДТ. После этого к микрофону пригласили члена художественного совета, народного артиста СССР Олега Басилашвили, который признался, что выступать не планировал, речь не готовил, тем не менее, произнес монолог чрезвычайно мудрый, несомненно, выстраданный:

- Все уже сказано. Вот сидит группа БДТ, вот сидит новый главный режиссер Могучий, хорошая фамилия, кстати. Каждого из нас обуревают очень разные чувства, чувства тревоги, страха, надежды и так далее. Мы испытываем и чувство радости, потому что начинается какая-то другая, неизвестная для нас жизнь. И теперь надо каждому из нас сделать все возможное, чтобы наш коллектив, наши актеры, наш обслуживающий персонаж слились с новым руководителем в одно целое, чтобы мы помогали друг другу, учились друг у другу – только тогда у нас что-то получится. Я знаю, каждый из нас, сидящий здесь, мечтает об одном: о р-а-б-о-т-е! От «а» до «я», каждый хочет работать. Потому что артист, который не желает работать – не артист. А у нас все хотят, рвутся и зубами готовы выгрызать любую роль, готовы сделать ее на высочайшем уровне.

Помогите им всем, - обратился Басилашвили к высоким гостям. - Не только ведущим, но и всем, это очень важно! А каждый из нас приложит все силы, чтобы помочь новому нашему руководителю войти в курс дела, взять штурвал. Это должен быть плод наших общих усилий: и руководства, и наших. На нас висит какая-то ответственность, как и на нашем новом главном режиссере. А Вам, конкретно, Андрей Анатольевич, я желаю удачи, успеха, желаю оставаться самим собой, где-то ориентируясь на то, что эта труппа воспитана в духе русского классического театра - Товстоноговым, Чхеидзе.

Затем к микрофону подошел управляющий делами Президента РФ, президент фонда БДТ Владимир Кожин, который, оттолкнувшись от слов Олега Басилашвили, пожелал новому руководству и всему коллективу БДТ, чтобы чувство страха и даже чувство надежды как можно быстрее ушло. А появилось бы чувство удовлетворения, радости и успеха! Чтобы в театре на Фонтанке, куда БДТ должен возвратиться осенью, возродилось такое забытое, но очень хорошее состояние, как очередь за билетами в кассы.

Фраза про очереди вызвала ностальгические воспоминания - на Фонтанке они были и впрямь невероятными. Зрители записывались на спектакли с вечера, отмечались всю ночь, чтобы на другое утро пробиться к окошечку кассы и получить счастливый билет на «Историю лошади», «Три мешка сорной пшеницы», «Энергичных людей»…

Нынче такого нет, но в труппе работают немало достойных актеров, и, напомнив, что только что отгремел Международный день театра, министр Мединский вручил нескольким ведущим актерам, в том числе Алисе Фрейндлих и Олегу Басилашвили, грамоты. Басилашвили тут же пошутил: «Ну, вот, опять грамота!», но министр сообщил, что, оказывается, эта официальная ведомственная награда дает льготы при расчете пенсии и «много чего еще».

- Министерство делает и будет делать все, чтобы этот театр был такой же визитной карточкой нашей страны, как Большой театр, как Мариинский театр, как МХАТ. Мы будем помогать БДТ. И я мечтаю о том дне, когда позвоню вам: «Знаете, я еду в командировку в Питер, хотел бы вечером попасть на спектакль», а в ответ услышу: «Да, господин министр, но вы знаете, все билеты проданы, ложи проданы и вообще, на два месяца вперед все продано! Но вам, как министру, стульчик в углу мы поставим!» Вот тогда я буду считать, что мы поработали не зря.

Наконец, слово дали виновнику сбора труппы Андрею Могучему, который был в своей неизменной кепке и наглухо закрытом черном репетиционном кителе.

- Для меня это большая часть, и я пока не знаю, как к этому относиться. Все произошло экстрабыстро, и я, посоветовавшись с близкими людьми, принял такое решение. Я понимаю, что всех нас обуревает страх, надежда и радость. Тем более, в прессу просочилась какая-то информация якобы из моих уст, но я никому ничего не говорил, и мы вообще договорились молчать, хотели преподнести сегодня сюрприз. Просочилось, что я, мол, сказал про какие-то кровавые перемены – нет, этого не будет, хочу вас заверить. Все будет медленно (зал засмеялся) и… не больно. Ведь для меня главным в театре было, есть и будет – актер. Все мы должны работать на вас, на актеров.

Так как решение принималось очень быстро, то у меня остались серьезные обязательства перед Александринским театром, и я не могу подставить гигантское количество людей.

Александринка сейчас заканчивает стройку новой сцены, целый комплекс, за пять лет подготовки я туда вложил много сил. И сейчас нам надо открыть этот центр в мае, поэтому я буду совмещать работу у вас и Александринке. Больше того, с Валерием Фокиным (худруком Александринского театра. – Прим. Авт.) мы говорили о том, чтобы новый комплекс использовать как экспериментальную площадку для двух театров. Там традиционная классическая форма БДТ или Александринского театра должна, на мой взгляд, соединяться с безбашенным, совершенно непредсказуемым, экспериментом. При этом главная сцена БДТ, ее основной репертуар будет сохранен в бережности и особом внимании. Я вполне понимаю, куда я пришел, потому что для меня БДТ – не просто мое детство, я вырос в Ленинграде, но и часть моей персональной культуры.

Произнеся это, суровый Могучий надвинул поглубже свою кепку и исчез в лабиринтах Каменноостровского театра, отказавшись от более подробных комментариев до вторника, когда даст пространную пресс-конференцию.

Новый художественный руководитель БДТ Андрей Могучий.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER