Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Таганка осиротела. Ушел из жизни Валерий Золотухин

Сюжет: 

Валерий Золотухин
Общество
Таганка осиротела. Ушел из жизни Валерий Золотухин
Осенью в прокат выйдет последний фильм с участием Валерия Золотухина / Фото: «Вечерняя Москва», Анна Иванцова

В субботу, 30 марта, ушел из жизни актер и режиссер Валерий Золотухин. Он скончался на 72-м году жизни. Об этом сообщил "Вечерней Москве" глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков.

Как сообщила "ВМ" Алла Золотухина, супруга старшего сына Валерия Золотухина Дениса (отца Дионисия), сегодня у актера отказали почти все органы. Похоронят Валерия Золотухина в Алтайском крае, в его родном селе Быстрый исток. Панихида запланирована на вторник, 2 апреля. (подробности читайте здесь)

Напомним, Валерий Золотухин был госпитализирован в Российский центр рентгенорадиологии 5 марта с диагнозом «опухоль мозга». Резкое ухудшение здоровья наступило еще 28 февраля. В связи с тяжелым состоянием Валерию Сергеевичу пришлось покинуть пост художественного руководителя театра на Таганке. С декабря прошлого года состояние российского актера постоянно ухудшалось, его госпитализировали в институт Рентгенорадиологии и на днях погрузили в состояние искусственной комы.

Ранее близкие актера сообщили корреспонденту "Вечерки", что Валерия Золотухина могут отключить от аппарата искусственной вентиляции легких. (читайте далее...)

Провожать мастера в последний путь будут во вторник, 2 апреля. Панихида состоится в Театре на Таганке. Все ближайшие спектакли отменены

ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ВАЛЕРИЯ ЗОЛОТУХИНА

Последнее интервью замечательного артиста, сердце которого остановилось.

Мы публикуем последнее интервью, которое Мастер дал корреспонденту "Вечерней Москвы".

- За последние годы у Вас вышло больше экранных работ, чем театральных, это осознанный выбор?

- Для меня этот вопрос звучит странно. С моей точки зрения, он не соответствует действительности, ведь я почти каждый вечер выхожу на подмостки.

- Я имею в виду появление новых работ.

- Совсем недавно у меня была премьера – «Король умирает», чуть раньше вышел антрепризный спектакль «Все мои сыновья». Так что на нехватку новых ролей не жалуюсь. И потом, театральные работы масштабны. Масштабные спектакли, масштабные роли. А в кинематографе это, скорее, мелькание. Причем не всегда ответственное. Так что я считаю себя театральным актером и никогда не отодвигал театр на второе или третье место. Да и, собственно, кинематографа сейчас практически нет. Для зрителей создается просто видимость, «пена». Поэтому я всех и приглашаю на премьеру «Король умирает» в постановке Кшиштофа Занусси. А в следующем сезоне Андрей Кончаловский обещался поставить со мной еще и «Короля Лира». (полный текст интервью читайте здесь)

ПАМЯТЬ

- И для меня, и для всех, кто работал с Валерием Сергеевичем, это, конечно, тяжелейшая утрата, - сказал актер "Тетра на Таганке" Феликс Антипов. - Вообще для русской культуры большая утрата - потому что он много и талантливо играл и в кино и в театре, много и интересно писал - он хороший писатель.

Но самое главное - он был настоящим мужественным человеком. В те трудные минуты, когда ему пришлось по просьбе близких друзей взять на себя должность художественного руководителя - он ответственно и мужественно это груз тащил на себе. (читайте далее...)

Телеграмму с соболезнованиями родным Валерия Золотухина уже направил президент России Владимир Путин.

Российский премьер-министр считает, что творчество Золотухина во многом определило облик российской культуры. Медведев отметил, что Золотухин был талантливым человеком с сильным характером, который наделял своих героев особым обаянием и независимым нравом.

Мэр Москвы Сергей Собянин выразил соболезнования родным и близким народного артиста России Валерия Золотухина в связи с его кончиной. 

Министр кульутры России Владимир Мединский отметил, что Валерий Золотухин был выдающимся актером старой советской школы и его уход стал большой потерей для всех.

- Но у артистов есть одно преимущество перед остальными людьми - когда они уходят, остаются фильмы, записи спектаклей. Благодаря этому Валерия Золотухина будут считать великим актером еще много поколений зрителей, - уверен министр. (читайте подробнее)

Александр Митта, режиссер:

- Жизнь и творчество Валерия очень скоро осмыслят и критики, и искусствоведы. Останется он в памяти и у зрителей - я в этом не сомневаюсь. Залогом тому - его роли в кино и книги. Но его завершающая часть жизни была посвящена именно театру - тому, чтобы сохранить легендарный театр, дать ему какое-то новое движение. (читайте далее…)

Александр Баранов, режиссер сериала «Участок»:

- Валерий Сергеевич был кумиром поколения моих родителей. Из каждой сцены он старался выжать максимум возможного. Часто я говорил: «Хорош, снято!». А он предлагал: «Может, еще дубль? Может, мы еще что-то можем оттуда вытащить?». (читайте далее…)

ФОТОГАЛЕРЕЯ ПАМЯТИ ВАЛЕРИЯ ЗОЛОТУХИНА

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ВАЛЕРИЯ ЗОЛОТУХИНА: ОТ ВОДОНОСА ДО КОРОЛЯ

День рождения Валерия Золотухина совпал с одним из самых страшных дней в истории нашей страны – началась Великая отечественная война. Правда, место рождения – Алтай – в какой-то степени защищало от ужасов войны. И первые младенческие годы запомнились будущему актеру не внешними страхами, а крылечком небольшой крестьянской избы, на котором он и проводил свои детские дни. Деться было некуда – мать, уходя в поле, привязывала его за ногу, чтобы с непоседливым ребененком не приключилась беда. К слову, когда его начали свободно отпускать со сверстниками, беда как раз и приключилась – упал, расшиб коленку и оказался на три долгих года (до десяти лет) прикованным к кровати с диагнозом «костный туберкулез». Но прежде, еще на своем крылечке, он узнал первый артистический успех – начал петь, чтобы спастись от страхов и одиночества, а постепенно привлек внимание соседей. К маленькому певцу стали прислушиваться, а потом и благодарить – кто кружкой молока, кто картофелинкой, кто яблочком. Было откуда взяться мыслям об «актерстве»!

Но болезнь, поставившая его на костыли вторглась в эти ребячьи мечты, хотя они и не отступали:

- У меня всегда было чувство счастливой уверенности в себе, - позднее вспоминал актер, - я даже допустить не мог, что не достигну задуманного. А мечтал я ни много, ни мало, а стать артистом. Я же не понимал тогда, что с моей травмой это невозможно, потому, наверное, и добился своего.

И добился! Приехал в Москву и поступил в ГИТИС на отделение оперетты, где от актеров требовалась легкость не только в певческом, но и в танцевальном искусстве. Повезло Валерию Золотухину в том, что один из его педагогов (режиссер театра Моссовета) увидела в нем яркую индивидуальность и стала «сманивать» из оперетты в драму. Настолько удачно, что, окончив ГИТИС, Золотухин оказался в Театре им. Моссовета, где, правда задержался ненадолго – через год ушел в только возникающий под руководством Юрия Любимова Театр на Таганке. Ушел, чтобы остаться в нем до конца.

* * *

- Я прежде всего человек театра, - повторял актер. – Когда у меня нет работы в кино, я не особо переживаю. Актер, я считаю, виден только на сцене. Я же воспитан Юрием Любимовым, очень требовательным режиссером, так что только театральная сцена является для меня мерилом таланта.

Но вот ведь парадокс: Таганка – была единственным его домом (один год в Театре им. Моссовета не в счет), но в те годы, когда он играл здесь свои лучшие роли, для широкого зрителя он оставался кинематографическим Бумбарашем...

...Редкий случай – на «Таганку» Валерий Золотухин шел не столько в театр, сколько в спектакль. В легендарного «Доброго человека из Сезуана» (1964). Вениамин Смехов вспоминал, что, увидев этот спектакль, Золотухин «бросил все на свете ради мечты сыграть... Водоноса». И сыграл. В этой роли он стал третьим исполнителем – самым простодушным, словно сотканным из доброты, - светлым и прозрачным. Зрителей он ошеломлял своей беззащитностью.

Может быть, именно в этом и заключалось то, что выделяло его из любимовской труппы, ведь Золотухин для любимовского театра актером был далеко не типичным. Не было в нем (или было, но в очень микроскопических дозах) того, что отличало таганковских актеров – ярко выраженного отношения к герою, социально-нравственного отношения, не было и оборотной стороны – личной исповедальности. Золотухин не был ни судьей, ни адвокатом своих героев, он просто играл. Играл психологический театр. Причем никогда не позволял себе опустить уже достигнутую планку – провальных спектаклей у него не случалось – слишком дорожил профессиональной репутацией. И еще старался не делать разницы между ролью большой и маленькой – его проходные эпизоды, зарисовки, сценки, которых так много в его актерской биографии, запоминались не меньше, чем спектакли, где он играл главные роли.

Острая характерность – еще одна черта, отличающая актера. О нем писали: «один жест – и сразу весь человек». Конечно, бывало и «пережимал», как в ранней роли Грушницкого, но чаще выходило очень точно, «в точку». Так, что запоминалось надолго. Как его короткие «выходы», «антракты» в «Десяти днях, которые потрясли мир» (1965). В этом спектакле-дивертисменте, впервые, кстати, впервые проявилось своеобразное партнерство-соперничество Золотухина и Высоцкого, не раз напомнившее о себе и в дальнейшем.
Или еще два примера, когда актеру приходилось многое вмещать в малое – два спектакля, памяти двух поэтов, где Валерий Золотухин был «всего лишь» одной из ипостасей Маяковского и Пушкина, но именно он оказывался доминантой образа, - «Послушайте!» (1967) и «Товарищ, верь!» (1973).

[OBJ Валерий Золотухин "Надоело воевать"]

* * *

В этих эпизодах актер мог развернуть лирическую сторону своей природы – то есть сыграть то самое, что редко удавалось во все более и более политическом театре Юрия Любимова. Золотухину, по-видимому, подобная «односторонность» родного театра была не слишком близка, и на долгие семь лет он выпадает из любимовского репертуара. Лишь в 1980 он вновь сыграет в спектакле главного режиссера своего театра – главную роль (в очередь с Вениамином Смеховым) в «Доме на набережной».

Здесь актер впервые, пожалуй, ошарашил театрального зрителя своей «несимпатичностью» - жесткий рисунок, предложенный режиссером, к сожалению, не давал актеру возможности «вытащить» из своего героя хоть что-то человеческое. В результате, в записанной памяти остался лишь шарж, карикатура...

Хотя был еще один спектакль. Он должен был увидеть свет рампы в 1974 году, но пришел к своему зрителю лишь в 1989 – «Живой» по пьесе Бориса Можаева. Тогда (в 1974) на третьей сдаче спектакль приняли восторженно, но... его судьба была решена заранее – запрет.
- Если бы спектакль вышел тогда, - вспоминал Золотухин, - я в полной мере ощутил бы себя победителем. Когда завершился прогон, я чувствовал бы себя знаменитым, как Москвин, проснувшийся после роли царя Федора. Вся театральная Москва в те дни говорила о спектакле. Вместо этого начались жуткие обсуждения — все повторилось в кошмарной гиперболе. Как сказал Владимир Солоухин, это было похоже на собрание городничих, которые обсуждали пьесу «Ревизор»... И все-таки это была наша победа в искусстве.

[OBJ Валерий Золотухин в фильме "Хозяин тайги"]

Конечно, спектакль опоздал на эти «запрещенные» пятнадцать лет, но неповторимый артистизм Валерия Золотухина, который соединил в своем герое и человека современности, и героев народных сказок, был настолько заразителен, настолько органично в этой роли юмор соединялся с серьезностью, что оставалось лишь радоваться тому, что спектакль состоялся.

* * *

Приход в театр Анатолия Эфроса должен был стать для Золотухина глотком свежего воздуха – ведь именно сосредоточенный интерес к человеческой жизни был близок им обоим. Правда, в первых двух совместных спектаклях актеру доставались роли второго плана, не определяющие, но и они запоминались своей искренностью и серьезностью.

Так, Вениамин Смехов вспоминал его Петю Трофимова из «Вишневого сада» (1975):

- Золотухин замечательно сыграл Петю Трофимов... Овладение тонкой гранью, где подлинно честный человек подлинно страдает от банальности - слов, мимики, любовных ситуаций, - эта грань рождает новизну, открытие неведомой доселе судьбы, дарит удовольствие быть этому свидетелем. Золотухин способен на неожиданность - это великий дар, мало у кого даже из талантливых задерживающийся на многие, многие годы.

И только третья встреча обернулась ролью главной – мольеровский «Мизантроп» (1986), где актер очень надрывно сыграл Альцеста, в котором при желании можно было бы найти черты своеобразного русского Чацкого. Рискованный эксперимент, о котором почти не осталось воспоминаний...

* * *

...Девяностые годы, возвращение Юрия Любимова принесли Валерию Золотухину новые роли. После распада театра и ухода многих ведущих артистов Любимов словно заново открывал для себя актера Золотухина, давая ему одну за другой главные роли в своих спектаклях.

[OBJ Валерий Золотухин "Жестокое танго"]

Первым среди них был Живаго, выстроенный актером и режиссером сродни несыгранному Золотухиным Гамлету. Эти два образа роднило уже и то, что Золотухин-Живаго, подобно Высоцкому-Гамлету, выходил к залу один на один и читал «Гул затих...» Пастернака.
Дальше были Креонт из «Медеи», Иван Васильевич из «Театрального романа», Маркиз де Сад. Философия и язвительный сарказм – вот две составляющие этого образа, созданного актером. Многие реплики де Сада в спектакли были положены на музыку. И вот мастерство исполнения этих сложных арий, переключающее внимание собственно на исполнителя, раздваивало образ, создаваемый Золотухиным: перед зрителем оказывался актер-виртуоз и де Сад — лицедей-виртуоз. Потому-то объектом внимания становится не только персонаж, но и сам актер, мастер своего дела.

Однако мастеру по-прежнему чего-то не хватало в родном театре, если после Живаго, Креонта, де Сада и накануне репетиций «Театрального романа» он признавался, что основным событием этого периода для него стала работа в театре Антона Чехова с Леонидом Трушкиным над пьесой Артура Миллера «Цена». Видимо, сказывалась тяга к традиционному психологическому театру и усталость от «игры через зал на публику», как это было у Любимова.

Те самые теплота, человечность и психологизм, которых так не хватало, наконец, пришли к артисту и на сцене «Таганки». Пришли вместе с пряным и таким человечным текстом Тонино Гуэрры, когда Юрий Любимов в 2010 году поставил «Мед» к его юбилею. Десять лет перед этим у Золотухина не было новых театральных ролей – и вот, наконец, то самое. Достоверность и внешняя безыскусность, тонкая и глубокая проработка характера, страстные монологи и откровения, - все сошлось в этом образе старого-старого человека. Юмор и грусть, все годы свойственные актеру, нашли в этом спектакле свое подлинное выражение.

* * *

А потом был скандал. Уход Юрия Петровича Любимова. Назначение Валерия Золотухина директором театра и и.о. художественного руководителя. Слишком большая ответственность. Слишком тяжелый груз. И все равно актер продолжал оставаться актером. Выходил на сцену в своих прежних ролях, репетировал новые. Выпустил с Кшиштофом Занусси спектакль «Король умирает», думал еще о двух короля – «Короле Лире» Шекспира (его собирался ставить Андрей Кончаловский) и «Генрихе IV» Пиранделло. Три короля. А ведь начиналось все с бедного-бедного водоноса...

[OBJ Валерий Золотухин "В ответ на твой обман"]

* * *

...В самом начале своей театральной биографии Золотухин сумел выйти за рамки уготованного ему самой природой амплуа. И со временем, найдя себя, он не только не повторялся, но, напротив, вновь и вновь удивлял зрителя какими-то новыми, открывающимися в нем возможностями. Но несмотря на это, даже сейчас, оглядываясь назад, на многочисленные роли, сыгранные в легендарных спектаклях и знаковой драматургии, кажется, что многое из этого было «не его», параллельным. Что театральная актерская судьба Валерия Золотухина – не приложи он столько усилий, чтобы в далеком 1964 году всеми правдами и неправдами попасть в зацепивший молодого артиста спектакль, - могла бы сложиться совсем иначе. И возможно, много ближе к мягкой индивидуальности Валерия Золотухина, чем того требовала от него жесткая «Таганка»...

КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВАЛЕРИЯ ЗОЛОТУХИНА

Валерию Золотухину не хватило трех фильмов до золотой сотни...

В 97 картинах за 49 лет снялся народный любимец, актер с лицом «парня из нашего города». Дебютом - и каким! - у Валерия Золотухина в 1965 году стал красноармеец Петька Трофимов из советского фильма Владимира Назарова «Пакет». Лента, снятая по одноименной повести Леонида Пантелеева, рассказывала о том, как во время гражданской войны красноармеец Трофимов получает задание доставить донесение самому Семену Буденному. В пути его ждут немало преград - он попадет в плен к белогвардейцам, но задание в конце концов выполнит. Фильм получил главный приз фестиваля «Злата Прага». И успехом этим был во многом обязан начинающему артисту, сверхорганичному в образе простого сельского парня, взявшего в руки винтовку. (ЕЩЕ О КИНОРАБОТАХ ВАЛЕРИЯ ЗОЛОТУХИНА)

СУДЬБА ТАГАНКИ

Руководитель Департамента культуры Сергей Капков заявил, что новый художественный руководитель Театра на Таганке в 2013 году назначен не будет.

Чиновник рассказал, что накануне во время его встречи с бывшим худруком театра Юрием Любимовым режиссер подтвердил, что не собирается возвращаться на Таганку. Ранее Департамент культуры предложил Юрию Любимову сотрудничество "в любой форме".

Сегодня же Капков признался в беседе с корреспондентом "ВМ", что теперь, со смертью Валерия Золотухина, переговоры потеряли смысл.

СПРАВКА «ВМ»

Валерий Сергеевич Золотухин родился 21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток (Алтайский край).

В 1963 году закончил ГИТИС. Сразу по окончании института был приглашен в Театр имени Моссовета. Но через год перешел на работу в Театр на Таганке, в котором и работает по сей день.

В 1965 году Валерий Золотухин дебютировал в кино, в картине Владимира Назарова «Пакет» по повести Леонида Пантелеева о приключениях красноармейца Трофимова. В последующие годы актер снимался в трилогии «Хозяин тайги» (1969), «Пропажа свидетеля» (1971) и «Предварительное расследование» (1973); а также в фильмах «Бумбараш» (1972), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976).

В 2003 году Золотухин был назначен художественным руководителем Государственного молодёжного театра Алтая.

18 июля 2011 года назначен директором Театра на Таганке со сроком полномочий до 15 октября. Этот срок был определён самим Золотухиным. Одновременно он исполняет обязанности художественного руководителя театра. В октябре 2011 года срок полномочий продлён на год, до 15 октября 2012 года.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.