Понедельник 19 ноября, 13:11
Сыро + 2°
Город

Валерий Золотухин: Жизнь - это Божий дар и чудо… Надо ценить каждый ее миг…

Фото: Лариса Камышева, специально для "Вечерней Москвы"
Мы предлагаем вам полную версию одного из последних интервью Валерия Золотухина, которое он дал корреспонденту «Вечерки» на фестивале «В кругу семьи» в Екатеринбурге.

Напомним: Валерий Сергеевич был худруком этого смотра в течение семи лет. Он с удовольствием представлял уральцам свои последние театральные работы. Особое место в его творчестве в последние годы занимало сотрудничество со знаменитым польским режиссером Кшиштофом Занусси. Спектакль «Король умирает» по пьесе Эжена Ионеско был затем перенесен на сцену Театра на Таганке. Золотухин пророчески сыграл в нем главную роль – монарха, который  оказывается на границе между жизнью и смертью.

30 марта Валерия Золотухина не стало.

Мы разговаривали с Валерием Сергеевичем после спектакля в его гостиничном номере. Актер, похоже, еще не отошел от роли, потребовавшей от него столько эмоциональных сил…

- Валерий Сергеевич, Ионеско – это ведь «театр абсурда»?

- Якобы. У Ионеско такая сложнейшая форма! Кстати, Кшиштоф (Занусси - Н.Б.) был знаком с драматургом. И тот на подобный вопрос всегда отвечал: «Я никогда не занимался театром абсурда…» Более того, он был человек верующий и православный. Для меня это стало своеобразным открытием.

Это очень сложная пьеса по форме. И простая - по смыслу. Вот фраза: «Я никогда раньше не подозревал что морковка - это так прекрасно!» Пьеса о том, что жизнь – это божий дар и чудо. Надо ценить каждый ее миг. Сейчас у меня уже такой возраст…Я потерял много коллег. И  уже, конечно, задумываюсь об этом…

- А наш зритель, Валерий Сергеевич?

- Немировичу-Данченко один старый антрепренер говорил: «Публика никогда не бывает виновата. Если она сегодня такая – будьте любезны расписаться, что вы к этому приложили свою руку.» Вчера одна актриса после прогона передала мне мнение своей коллеги: «Как хорошо, что такая пьеса наконец-то появилась у нас в репертуаре» Это - гимнастика ума.  Думаешь, а не только развлекаешься.»

- И эта «гимнастика ума» появится на сцене Таганки?

- Обязательно. Причем одним из аргументов стала реакция Занусси. Он позвонил и сказал: «Пан Валерий,  не бросайте меня!» И я не мог  ему отказать. И хотя у Занусси график расписан жестко, но он приедет в Москву на десять дней. И на 8 марта у нас намечена уже премьера.

- Какие, кстати, у вас планы как худрука Таганки?

- Надо уточнить: я директор, а не художественный руководитель. Просто исполняю пока некоторые обязанности худрука, но не более. Почему? Труппа просила, чтобы я стал именно директором. По нашему уставу основные руководящие моменты отданы директору. И труппа испугалась, что пришлют чужого. И тогда – снова революция. Поэтому я директор. 

- Но что-то менять ведь надо?

- Театр, конечно, нуждается в реорганизации. Через год ему будет 50 лет. Штаты раздуты. Труппа большая. Надо сокращаться. Как это сделать – никто не знает… И труппа боится, что придет чужой и будет рубить сплеча. Вообще когда уходит мощный лидер – как Ефремов, Любимов, Товстоногов, Симонов, – это никогда к добру не приводило. На моей памяти ни один из «выдвиженцев» (Лавров, Ульянов и др.) не «углублял колею». Теперь вот на меня свалился этот хомут.

- Почему - хомут?

- Потому что со своими работать очень сложно. Как я обижу коллег? Когда я был председателем профкома, мне легче было . Защищать всегда легче, чем наводить порядок, увольнять. Со своими очень сложно. Не думаю, что я задержусь на этой должности. Это не мое. Я не рожден тираном. Да и потом, простите, в 70 лет не начинают новое дело.

- Будете звать худрука?

- Естественно. Хотя у нас есть худсовет, орган коллегиальный. И он хорошо работает. Но обязательно должен быть хозяин – со стороны. Не свой. Это ложное понимание. Чепуха полная!

- Валерий Сергеевич,  не могу не спросить о впечатлении на вас «Высоцкого»…

- Мне фильм понравился. Но… есть разница, кто его смотрит. Я работал с Высоцким бок о бок 16 лет. И знаю много еще другого. Меня не интересуют наркотики и т.д. Меня фильм интересует как кинопродукт. И как произведение искусства он меня вполне устраивает. Имеет ли он отношение к реальному Высоцкому – это вопрос другой. Домыслы? Да ради бога. Это все-таки фантазия Никиты на тему своего отца. Никита, который написал сценарий, имел на это право. Но собака тут зарыта в технологии. Там вместо Безрукова мог быть другой актер - такая субстанция, очень похожая на Высоцкого, даже иногда пугающе похожая…

- Так живой или зомби?

- Как смотришь. Конечно, можно сказать – это маска!  Да никакой маски там нет. Есть живой артист, которому сделали грим…Но ведь короля играет свита. И Высоцкого, прежде всего, играет окружение.

Вот я играл Моцарта в паре со Смоктуновским. Лучшая роль в этой трагедии – Сальери.. Что Моцарт? Ну, гуляка праздный. Не в нем дело. Если нет Сальери – трагедии нет.

- Высоцкий – Моцарт, окружение – Сальери?

- Ну конечно! Окружение играет его. И замечательно! Кто-то из моего поколения ищет там знакомые лица. Мне плевать на это! Я  смотрю, как развивается интрига, как переживают зрители за моего коллегу и друга. И меня это тронуло до слез абсолютно. Я увидел Володину трагедию и трагедию этого дня. Мне кажется, это очень достойное произведении.

- А вот новое поколение не знает Высоцкого…

- Это и для них картина… И потом…Сколько бы фильмов о Пушкине ни делали – от этого «Евгений Онегин» не пострадает. Будут и другие фильмы…А в смысле технологии – это революция.

- У вас есть любимые места в Москве?

- Таганка… Еще Арбат. Я приехал в Москву, когда мне было 17 лет. Долго кружил по Арбату из одного института в другой. Пришел, наконец, в ГИТИС в Собиновский. Оттуда студентом бегал в Театр им. Маяковского. И в Музыкальный театр им. Станиславского. Там есть такая колоннада. Восьмая колонна  - была моя.    

53 года я прожил в Москве - всю современную историю. И она изменялась вместе со мной. И как родное дитя не вижу в ней недостатков. Наверное, чего-то жаль. Но вместо одного здания вырастает красота другая…А пробки… Что, их в Париже нет? 

ПАМЯТЬ

- И для меня, и для всех, кто работал с Валерием Сергеевичем, это, конечно, тяжелейшая утрата, - сказал актер "Тетра на Таганке" Феликс Антипов. - Вообще для русской культуры большая утрата - потому что он много и талантливо играл и в кино и в театре, много и интересно писал - он хороший писатель.

Но самое главное - он был настоящим мужественным человеком. В те трудные минуты, когда ему пришлось по просьбе близких друзей взять на себя должность художественного руководителя - он ответственно и мужественно это груз тащил на себе. (читайте далее...)

Телеграмму с соболезнованиями родным Валерия Золотухина уже направил президент России Владимир Путин.

Российский премьер-министр считает, что творчество Золотухина во многом определило облик российской культуры. Медведев отметил, что Золотухин был талантливым человеком с сильным характером, который наделял своих героев особым обаянием и независимым нравом.

Мэр Москвы Сергей Собянин выразил соболезнования родным и близким народного артиста России Валерия Золотухина в связи с его кончиной. 

Министр кульутры России Владимир Мединский отметил, что Валерий Золотухин был выдающимся актером старой советской школы и его уход стал большой потерей для всех.

- Но у артистов есть одно преимущество перед остальными людьми - когда они уходят, остаются фильмы, записи спектаклей. Благодаря этому Валерия Золотухина будут считать великим актером еще много поколений зрителей, - уверен министр. (читайте подробнее)

Александр Митта, режиссер:

- Жизнь и творчество Валерия очень скоро осмыслят и критики, и искусствоведы. Останется он в памяти и у зрителей - я в этом не сомневаюсь. Залогом тому - его роли в кино и книги. Но его завершающая часть жизни была посвящена именно театру - тому, чтобы сохранить легендарный театр, дать ему какое-то новое движение. (читайте далее…)

Александр Баранов, режиссер сериала «Участок»:

- Валерий Сергеевич был кумиром поколения моих родителей. Из каждой сцены он старался выжать максимум возможного. Часто я говорил: «Хорош, снято!». А он предлагал: «Может, еще дубль? Может, мы еще что-то можем оттуда вытащить?». (читайте далее…)

ФОТОГАЛЕРЕЯ ПАМЯТИ ВАЛЕРИЯ ЗОЛОТУХИНА

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ВАЛЕРИЯ ЗОЛОТУХИНА: ОТ ВОДОНОСА ДО КОРОЛЯ

День рождения Валерия Золотухина совпал с одним из самых страшных дней в истории нашей страны – началась Великая отечественная война. Правда, место рождения – Алтай – в какой-то степени защищало от ужасов войны. И первые младенческие годы запомнились будущему актеру не внешними страхами, а крылечком небольшой крестьянской избы, на котором он и проводил свои детские дни. Деться было некуда – мать, уходя в поле, привязывала его за ногу, чтобы с непоседливым ребененком не приключилась беда. К слову, когда его начали свободно отпускать со сверстниками, беда как раз и приключилась – упал, расшиб коленку и оказался на три долгих года (до десяти лет) прикованным к кровати с диагнозом «костный туберкулез». Но прежде, еще на своем крылечке, он узнал первый артистический успех – начал петь, чтобы спастись от страхов и одиночества, а постепенно привлек внимание соседей. К маленькому певцу стали прислушиваться, а потом и благодарить – кто кружкой молока, кто картофелинкой, кто яблочком. Было откуда взяться мыслям об «актерстве»!

Но болезнь, поставившая его на костыли вторглась в эти ребячьи мечты, хотя они и не отступали:

- У меня всегда было чувство счастливой уверенности в себе, - позднее вспоминал актер, - я даже допустить не мог, что не достигну задуманного. А мечтал я ни много, ни мало, а стать артистом. Я же не понимал тогда, что с моей травмой это невозможно, потому, наверное, и добился своего.

09:46 31 марта 2013

Памяти Валерия Золотухина.

И добился! Приехал в Москву и поступил в ГИТИС на отделение оперетты, где от актеров требовалась легкость не только в певческом, но и в танцевальном искусстве. Повезло Валерию Золотухину в том, что один из его педагогов (режиссер театра Моссовета) увидела в нем яркую индивидуальность и стала «сманивать» из оперетты в драму. Настолько удачно, что, окончив ГИТИС, Золотухин оказался в Театре им. Моссовета, где, правда задержался ненадолго – через год ушел в только возникающий под руководством Юрия Любимова Театр на Таганке. Ушел, чтобы остаться в нем до конца.

КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВАЛЕРИЯ ЗОЛОТУХИНА

Валерию Золотухину не хватило трех фильмов до золотой сотни...

В 97 картинах за 49 лет снялся народный любимец, актер с лицом «парня из нашего города». Дебютом - и каким! - у Валерия Золотухина в 1965 году стал красноармеец Петька Трофимов из советского фильма Владимира Назарова «Пакет». Лента, снятая по одноименной повести Леонида Пантелеева, рассказывала о том, как во время гражданской войны красноармеец Трофимов получает задание доставить донесение самому Семену Буденному. В пути его ждут немало преград - он попадет в плен к белогвардейцам, но задание в конце концов выполнит. Фильм получил главный приз фестиваля «Злата Прага». И успехом этим был во многом обязан начинающему артисту, сверхорганичному в образе простого сельского парня, взявшего в руки винтовку. (ЕЩЕ О КИНОРАБОТАХ ВАЛЕРИЯ ЗОЛОТУХИНА)

СУДЬБА ТАГАНКИ

Руководитель Департамента культуры Сергей Капков заявил, что новый художественный руководитель Театра на Таганке в 2013 году назначен не будет.

Чиновник рассказал, что накануне во время его встречи с бывшим худруком театра Юрием Любимовым режиссер подтвердил, что не собирается возвращаться на Таганку. Ранее Департамент культуры предложил Юрию Любимову сотрудничество "в любой форме".

Сегодня же Капков признался в беседе с корреспондентом "ВМ", что теперь, со смертью Валерия Золотухина, переговоры потеряли смысл.

СПРАВКА «ВМ»

Валерий Сергеевич Золотухин родился 21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток (Алтайский край).

В 1963 году закончил ГИТИС. Сразу по окончании института был приглашен в Театр имени Моссовета. Но через год перешел на работу в Театр на Таганке, в котором и работает по сей день.

В 1965 году Валерий Золотухин дебютировал в кино, в картине Владимира Назарова «Пакет» по повести Леонида Пантелеева о приключениях красноармейца Трофимова. В последующие годы актер снимался в трилогии «Хозяин тайги» (1969), «Пропажа свидетеля» (1971) и «Предварительное расследование» (1973); а также в фильмах «Бумбараш» (1972), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976).

В 2003 году Золотухин был назначен художественным руководителем Государственного молодёжного театра Алтая.

18 июля 2011 года назначен директором Театра на Таганке со сроком полномочий до 15 октября. Этот срок был определён самим Золотухиным. Одновременно он исполняет обязанности художественного руководителя театра. В октябре 2011 года срок полномочий продлён на год, до 15 октября 2012 года.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER