Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Школьную форму обяжут быть «деловой» и «светской»

Общество
Школьную форму обяжут быть «деловой» и «светской»
Депутаты Госдумы призывают вернуть школьную форму к 1 сентября. / Агентство: «Фото ИТАР-ТАСС»

Министерство образования и науки России опубликовало требования к школьной форме, которая может быть введена в России уже с 1 сентября текущего года.

«Школы вправе устанавливать единую форму для ежедневного ношения, а также парадную и спортивную одежду. На одежде могут быть отличительные знаки школы или класса», - говорится в документе, опубликованном на сайте ведомства.

Также в сообщении перечислены и минимальные требования. В частности, Минобрнауки говорит о том, что одежда должна соответствовать «общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер».

Профессор кафедры управления персоналом Московского института открытого образования (МИОО) Любовь Асмолова, более 15 лет проработала в должности директора гимназии №1514:

- Вопрос неоднозначный. К нему всегда можно, нужно и необходимо подходить с нескольких сторон. Позиция первая - что такое форма? Некая принадлежность к сообществу. Мы одеты в такую форму – это означает, что нас знаки принадлежности к: школе, параллели. В моей школе в свое время форма немного отличалась – были младшие, средние и старшие. И я помню по своей дочери, как ей хотелось одевать форму «старших». Позиция вторая – форма рассматривается как некая унификация и необходимость всем быть одинаковым. И поэтому возвращение к прежней нашей форме (темно-коричневые платья, черные фартуки, синие или серые пиджаки у мальчиков) формирует у нас некий образ ужасной обыденности, серости, одинаковости. Сравнивая эти две позиции, здесь вполне можно найти ( и каждая школа наверняка найдет) разумное решение. И вот это разумное решение как раз и будет отличать каждую школу от другой. Сделать эту форму не серой и обыденной, а радостной и приятной, но тем не менее школьной формой.  Это часть организационной культуры, часть формирования (сейчас очень модно это слово) «дресс-код». Когда была отменена форма, и я была большим сторонником этого, потому что мы устали от серой обыденности, возникала следующая ситуация – дети стали приходить в школу, кто во что горазд. Не потому что материальное положение семей разное, а потому что очень хотелось, как дети любят говорить, «выпендриться». И вот эта культура, точнее – бескультурье, непонимание того, какая одежда для занятий, а какая – для дискотеки.

- А каких красок хотелось бы добавить в школьную форму?

- С одной стороны, это обязательно должны быть краски, а с другой стороны, они не должны быть яркими – в такой одежде тяжело ходить каждый день. Но какие-то яркие элементы должны быть, чтобы не было серости. Я думаю, сейчас будет из чего выбрать. В первую очередь, ученики должны участвовать в обсуждении – что нравится, что не нравится, будут они ходить в этом – не будут.

По сути, комплектов униформы школьникам теперь понадобится несколько: помимо повседневной «деловой» формы, школьникам нужна спортивная одежда. Также особая одежда нужна и для военно-патриотических уроков, ставших столь популярными в последнее время.

— На самом деле это хорошие новости: и введение школьной формы, и то, что школам разрешают самим определять то, как будут выглядеть их ученики, — рассказала «ВМ» директор московской школы № 2011 имени Кожедуба Лариса Кутузова. — Хочу сказать, что свою форму имеют практически все престижные учебные заведения по всему миру. И в России. Уверена, что ношение одинаковой формы дисциплинирует наших детей.

- Лариса Сергеевна, многие называют школьную форму социальным уравнителем. Вы согласны?

В чем-то да, в чем-то нет. Безусловно, когда бок о бок учатся дети из семей с разным достатком и когда им позволено одеваться так, как хочется их родителям, обязательно будут возникать противоречия и диссонанс. Форма действительно поможет детям почувствовать себя равными. Есть другая проблема: школьная форма стоит денег. Но, насколько я знаю, правительство Москвы выделяет дополнительные средства для малообеспеченных семей. Так что никакой катастрофы быть не должно. Хотя в целях гигиены я бы рекомендовала закупать по два комплекта школьной одежды. Потому что я до сих пор помню, какие проблемы мы испытывали со стиркой и сушкой советской шерстяной формы.

- Какой цвет будет превалировать в вашей школе этой осенью?

Мне очень нравится темно-синий цвет. Это благородный и спокойный цвет. Его рекомендуют и психологи, и дизайнеры.

Выбирать то, как будут выглядеть дети, будет школьный совет, состоящий из педагогического состава и представителей родительского комитета. Право голоса получат и школьники: руководители самоуправления старших и средних классов. Малышам из начальной школы такое ответственное дело доверять не спешат.

— Я бы выбрал себе форму оранжевого цвета, — поделился с «ВМ» 8-классник Роман Синицин. — Я вообще люблю все яркое. А если серьезно,  у нас в школе дискуссия начинается серьезная: все хотят предложить свой вариант одежды. Особенно девчонки. Я считаю, что детям нужно дать право голоса — в этой форме будут ходить не учителя и родители. А мы. Я хочу быть одет красиво и удобно.

Читайте также

Депутаты Госдумы призывают вернуть школьную форму к 1 сентября

По словам член комитета по образованию Григория Балыхина от фракции «Единая Россия», вероятно, соответствующие поправки в действующее законодательство Госдума примет оперативно с тем, чтобы уже 1 сентября форма вернулась в школы. О необходимости вернуть в школы форму, по мнению парламентария, речь идет давно. Он также подчеркнул, что форма дисциплинирует, и, кроме того, дети не так остро ощущают разницу в достатке семей, передает (читайте далее…).

СПРАВКА "ВМ"

Точная дата введения школьной формы в России - 1834 год. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табелю о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носилиформенные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов. 

Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. 

Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. 

Форма у девочек появляется на 60 лет позже. Для посещения гимназии для девочек было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника». Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».

Однако после революции был издан декрет отменявший ношение школьной формы. Причина была в том, что многие родители не могли позволить купить специальную одежду для детей. Поэтому ребята ходили в школу, в чем придется.

И только после Великой Отечественной войны снова становится обязательной школьная форма.

Мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником и белые гольфы или колготки. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

В 1962 году происходит ряд перемен. Гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, но милитаризированного вида они не потеряли. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. А форма девочек осталась старая.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. 

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. 

У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу.

В 1988 году некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

А в 1992 году отменили школьную форму в школах Российской Федерации.

Начиная с 1999 года отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы.

[OBJ=Видео предоставлено телеканалом "Москва-24"]

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.