Среда 14 ноября, 00:11
Ясно -4°
Город

Антон Кульбачевский: Экология — дело каждого

22 сентября. 2012 года. В «День без машин» автомобилю Антон Кульбачевский предпочел сигвей, то есть электрический самокат.
22 сентября. 2012 года. В «День без машин» автомобилю Антон Кульбачевский предпочел сигвей, то есть электрический самокат.
Фото: "Вечерняя Москва", Наталья Феоктистова
Руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский рассказал "ВМ" какие экологические проблемы испытывает город, что делается для их решения и как преобразится столица уже в ближайшее время.

Антон Олегович, можно ли говорить о том, что у старой и Новой Москвы схожие экологические проблемы?

- Нельзя сказать, что экологические проблемы одинаковые, потому что старая Москва – это густонаселенная, плотно застроенная территория. Здесь, конечно, на экологию очень влияет транспорт. В связи с этим воздействием сильные нагрузки испытывает почва, воздух, вода, зеленые насаждения. Очень большое количество отходов в городе. А на присоединенной территории в связи с тем, что она мало заселена, а зеленый фонд составляет более 75 тысяч гектаров, экологическая ситуация гораздо благоприятнее. 

- Можно ли улучшить экологическую обстановку в городе за счет новых территорий?

- Я думаю, что при развитии агломерации, экологическое преимущество новых территорий необходимо сохранить, а также улучшить экологию, не ухудшая ситуацию старой Москвы. Над этим сейчас бьются архитекторы и специалисты разных стран. Разрабатывается концепция. Современные архитектурные концепции опираются на данные экологов. Мы на все вопросы стараемся отвечать. От нас зависит, как эта территория будет развиваться. Если мы будем вырубать там лес или строить вредные производства, то и результат будет соответствующий. Но планов таких нет. Между тем, для развития этих 75 тысяч гектаров требуются серьезные капиталовложения. Москва уже начала работу. В течение двух месяцев было вывезено большое количество мусора. Сейчас началось удаление сухостоя, борьба с жуком-короедом, проведение противопожарных мероприятий в лесах. Думаю, что уже в этом году зеленый фонд Новой Москвы должен преобразиться.

- Могли бы вы подробнее рассказать о тех проблемах, которые есть на новых территориях уже сегодня?

- Территория Новой Москвы подвержена шумовому воздействию аэропортов Внуково, Домодедово, Остафьево (Прим. ред - находится в поселении Рязановское, осуществляет перелеты бизнес-класса). Жалобы на шум поступают постоянно. Также есть очаговые точки по размещению отходов, исторически сложившиеся. В основном они сконцентрированы на территории Подольского района. Было принято решение, что полигоны твердых бытовых отходов еще некоторое время там пробудут, пока не появятся новые альтернативные, но создавать новые точки отходов в населенных пунктах запрещено законодательно. В ближайшие годы мы от таких объектов будем избавляться. Они подлежат экологической реабилитации.

- Вы их будете перемещать в другие места?

- Перевозить их куда-то очень дорого. Но сделать их более безопасными с экологической точки зрения можно. Такие технологии есть. Благодаря им, можно практически исключить воздействие на окружающую среду. Сейчас мы работаем над стратегией, которая будет согласована с жителями районов.

- Регион богат лесными зонами, как могут эти ресурсы использоваться в дальнейшем?

- На этих территориях возможно развитие рекреационной нагрузки, планируется создавать мегапарки. Это парки с большой площадью, может быть, 1000 гектаров и выше, для отдыха москвичей и туристов. В настоящее время над созданием мегапарков работают разные структурные подразделения Правительства Москвы. Такие примеры уже есть в Калужской области, например «Парк Птиц». Еще один пример - этническая деревня тоже на границе с Калужской областью, куда часто ездят московские школьники и где проходят различные фестивали. Теперь появилась возможность создать мегапарки гораздо ближе, поскольку на территории старой Москвы создать их было уже практически невозможно. Например, у нас на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) подростки занимаются экстремальными видами спорта, портят почву, а найти новые места для строительства роллердромов в парках сложно. А в Новой Москве можно найти места для того, чтобы организовать отдых для такой узконаправленной категории граждан.

- Не так давно на территории Новой Москвы были зафиксированы случаи бешенства среди диких животных. Это серьезно?

- Да, есть проблемы и с животными, с различными инфекциями, было зарегистрировано бешенство у лисиц. Но мы проводим мероприятия по регулированию численности животных и по этой линии взаимодействуем с ветеринарными службами города. Кроме того, не надо забывать, что на большей части присоединенных территорий осталась проблема браконьерства.

- Территория богата водными ресурсами, как планируется работать с ними? 

- В Новой Москве более ста рек и ручьев. Недавно мы заказали научно-исследовательскую работу, чтобы проверить пруды на возможность разведения рыбы. Сейчас мы этот вопрос изучаем, после этого мы разработаем программу развития рыболовства на присоединенной территории.

- Воздух на присоединенных территориях намного чище центра Москвы?

- В Новой Москве нет крупных объектов загрязнения атмосферного воздуха. Конечно, есть еще Калужское и Киевское шоссе, но они не так влияют на качество воздуха. Мы поставили себе задачу развития системы экомониторинга на новых территориях. В связи с вводом новых стандартов для топлива, в ближайшее время мы будем проверять автозаправочные станции, которые расположены на новых территориях на предмет торговли качественным и некачественным топливом. Напомню, Москва с 1 января 2013 года перешла на реализацию моторного топлива не ниже класса Евро-4.

- А если вернуться к старой Москве, то  как изменилась экологическая ситуация за прошедший год?

- Все меры, которые сейчас принимаются стройкомплексом Правительства Москвы и Департаментом транспорта, дают результат. Среди таких мер и обновление автопарка, и переход на более экологичные виды топлива, и расширение транспортной сети. Все эти меры в комплексе уже дают результат, по итогам прошлого года наметилась тенденция по улучшению качества атмосферного воздуха. Таким образом, транспортная проблема решается, и воздух в городе будет постепенно очищаться. А ведь проблема загрязнения атмосферного воздуха первоочередная для экологии Москвы. В 2013 году мы будем и дальше заниматься популяризацией экологичных видов транспорта, таких как, велосипеды, электромобили. Мы всегда выступали также за строительство метрополитена, как экологичного вида транспорта. Если его сеть будет в каждом районе, то мы в итоге получим уменьшение количества автотранспорта на дорогах, и как следствие – снижение автомобильных выхлопов в воздух.

- Москва очень шумный город. Как можно сократить шумовое загрязнение?

- Новые дороги будут оснащены шумозащитными экранами, но это не заслуга нашего Департамента, мы только даем рекомендации по снижению уровня шума. Мы собираем данные о превышении шума на трассах. Но, конечно, нельзя сказать, что повышенный уровень шума в городе только от автотрасс, это также и шум от строек, от аэропортов, бытовой шум и так далее.

- Что может отдельно взятый москвич сделать для улучшения экологии?

- На мой взгляд, четко понимать свою ответственность. Лозунг нашего департамента: "экология – дело каждого". Экологически сознательное поведение не вырабатывается в течение одного дня, но формируется годами. Самое главное - вырабатывать у себя полезные привычки: попытаться больше ходить пешком, меньше передвигаться на автомобиле, разделять мусор. Это основная проблема мегаполиса. Создаются условия для того, чтобы москвичи могли разделять мусор. Это имеет смысл и экономический, и экологический. Система в городе еще не создана, но будет создаваться. Нужно также экономить электроэнергию, пользоваться лампами светодиодными или энергосберегающими, не мусорить, не сорить, не рвать цветы. Не портить в парке газоны, не мешать живой природе.

- Как быть владельцам собак?

- Мы уже предоставляем владельцам собак возможность в парках пользоваться специальными контейнерами. Мы не можем принудить каждого пользоваться ими, но возможность такую предоставляем. У нас на всех ООПТ эти программы запущены. Эта работа должна быть решена по всему городу в ближайшее время. Штрафовать за то, что человек не убрал за животным, конечно, никто не будет, но на мой взгляд собачьи площадки должны быть в шаговой доступности. Также мне хотелось бы обратить внимание на проблему оборота экзотических и животных, занесенных в Красную книгу. Мы ведем разъяснительную работу, хотя среди москвичей спрос на «экзотов» велик. Хочу предупредить, что квартира это не место для диких животных. На мой взгляд, это издевательство над живой природой.

- Как реализовать желание человека быть ближе к природе в большом городе?

- Посещать городские особо охраняемые природные территории. Однако взаимодействие городского жителя с живой природой - это чаще всего конфликт. Нам всем нужно вспомнить как вести себя на природе. Ни в коем случае не агрессивно. За зиму было три не очень приятных случая с лосями. Надо понимать, что это дикое животное и приручить его невозможно.

- Как можно обеспечить безопасность и людей, и животных в парках?

- Если брать ООПТ, они испытывают серьезную нагрузку, их посещает более 50 миллионов человек в год. Конечно, мы распределяем нагрузку: население должно отдыхать в рекреационных зонах, а на охраняемые зоны должна быть минимальная нагрузка. Запретить ходить в лесопарки мы не можем, поэтому стараемся сделать все цивилизованно, безопасно и комфортно.

- Как будет реализована программа по озеленению в этом году?

- Этот год объявлен Президентом нашей страны Годом охраны окружающей среды. Именно в этом году мы запускаем новые проекты по озеленению столицы. На мой взгляд, это глобальная задача. Наша цель - создать пешеходное пространство, которое будет комфортно для местных жителей и для гостей столицы. Например, скверы вокруг Садового кольца практически все будут реконструированы. Эксперимент проводим по озеленению Тверской улицы. Это, можно сказать, знаковое событие. Мы надеемся, что москвичи это оценят. Но это именно эксперимент, потому что в последнее время москвичи бурно и не всегда обоснованно реагируют на инициативы власти. Но нам важно получить обратную реакцию. Я надеюсь, что большинство москвичей нас поддержат.

Кроме того, будем делать Таллиннский парк на улице Гурьянова площадью около 20 гектаров, в районе Печатники. Району нужен парк, он нуждается в озеленении. Жители испытывают серьезную экологическую нагрузку, это один из самых неблагополучных районов Москвы с экологической точки зрения. Поэтому там за два года будет создан Таллиннский парк - в этом году мы стартуем, а в следующем будем его развивать.

- Будете ли вы применять инновации в озеленении?

- Да. Центральный округ нуждается в озеленении, но в большей степени, в нетрадиционном, потому что для традиционного уже нет места, поэтому мы будем продолжать тему озеленения крыш, вертикального озеленения, рокарии и альпинарии.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

22 сентября. 2012 года. В «День без машин» автомобилю Антон Кульбачевский предпочел сигвей, то есть электрический самокат.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER