Инну Чурикову на 26-ой церемонии кинопремии «Ника» поздравлял оригинальный квартет
Поздравлять и вручать заветные статуэтки супругам на сцену вышел «квартет» из Эльдара Рязанова, Александра Ширвиндта, Лии Ахеджаковой и Михаила Швыдкого.
- Поскольку сегодня «награждантов» двое, мы пришли большой бригадой, нас четыре человека, - сказал Эльдар Рязанов. - Мы как сборная команда неизвестно чего. К сожалению, сегодня болен Глеб, поэтому я хочу сказать два слова Инночке, которую обожаю. Она великая, гениальная актриса, но сегодня мы ее чествуем не за это, а за «честь и достоинство». Этих великолепных качеств у нее навалом. Доклад о них сделает Лиечка Ахеджакова с которой она работала еще в ТЮЗе. А я хочу сказать о Глебе, которого считаю уникальным, очень серьезным своеобразным вдумчивым, очень штучным режиссером. О нем лучше всего сказал замечательный поэт Редъярд Киплинг - если бы они встретились, он наверняка посвятил бы ему эти стихи в блистательном переводе Маршака:
О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь,
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым, в сущности, цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова —
Без прежних сил — возобновить свой труд,
И если ты способен всё, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Всё проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: «Держись!» —
И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, —
Земля — твое, мой мальчик, достоянье!
И более того, ты — человек!
- Все началось с того, - продолжает Лия Ахеджакова, - что я играла мальчика Федора, которого баба-Яга (ее играла Инна) превратила в дерево. И я лежала под стволом, когда включали свет, я говорила текст, когда выключали, я читала сценарий в журнале «Искусство кино» про Таню Теткину - «В огне брода нет.»
И когда перед антрактом я крикнула последнее: «Мама, мы тут, в глубоком болоте!», выскочила за занавес, то крикнула ей: «Инна, вот для тебя сценарий, какой-то Панфилов написал. Ты должна попробоваться. Ты рождена для этой роли!» Она говорит: «А я уже попробовалась»
А потом долгое время Инночка сидела и ждала другой роли. Но тот потрясающий сценарий про Жанну Дарк так и не увидел света. Она сидела и рисовал Жанну Дарк. И я видела все эти картинки на эту тему. Но ей не разрешили сыграть Жанну. Вот такая у нас страна была замечательная.
…Я помню, мы в печальные минуты тихо сидели и выпивали за здоровье Александра Исаевича Солженицына, говорили тосты… И вдруг - проходят годы - и Глеб снимает«В круге первом». И Инна в короткий отрезок сыграла все - и Солженицына, и Шаламова, и Гинзбург… И так честно, так страстно про тих женщин, которые ждали и умирали в ожидании… Она поистине великая актриса.
- Наше мировоззрение все-таки основано на спорте, - включается Александр Ширвиндт. - Я старый болельщик. Два года назад футбольная ассоциация учредила Кодекс чести футболиста. Вчера его отменили. Это не шутки - действительно, не получилось.
К сожалению, Инночка и Глеб в этой номинации - одни из последних. Может, пора ввести номинацию «Потеря чести и достоинства» трех степеней? Временная потеря чести и достоинства, случайная потеря чести и достоинства и окончательная потеря чести и достоинства?
- Как говорила героиня одной английской пьесы, - продолжает Михаил Швыдкой, - я современница - иду в ногу сама с собой.Эта пара, Инночка и Глеб - они всегда шли в ногу сами с собой. И они всегда нужны. Это люди, которые делают настоящее искусство…
В ответ на эти теплые слова Инна Чурикова поблагодарила «всех, кто решил, что я и Глеб достойны таких высоких званий человека»:
- Я на себя с этой стороны никогда не смотрела, - сказала Чурикова. - Но как человек, который очень близко стоит к Глебу, я согласна с вами, дорогие академики… Глеб действительно, человек чести и достоинства. И художник атакой же. Это правда. Спасибо вам большое.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"Ника"-2013: "Фауст" сильнее всех
Сенсаций особенных на «Нике» не случилось. Было ясно, что борьба развернется между двумя фаворитами - «Ордой» (11 номинаций) и «Фаустом» (8 номинаций).
Так и вышло. Тем более по традиции ленты, недооцененные «Золотым орлом», обычно становятся лауреатами «Ники». Это относится, в первую очередь, к «Фаусту», высоко оцененному в мире (одна награда Венецианского МКФ чего стоит!) и не очень-то понятому и принятому на родине. Однако само появление в зале Александра Сокурова уже на многое намекало. Ожидания оправдались: триумф Сокурова получился двойной - наконец-то совпало так, что «лучший фильм» сделал «лучший режиссер».
А между прочим, у Сокурова здесь были неслабые конкуренты: Алексей Балабанов и Андрей Прошкин. Кстати, Балабанов с его пронзительным высказыванием «Я тоже хочу» оказался полностью проигнорированным… Что уже говорит о позиции. Ленты с острой социальной направленностью, современные, новаторские оказались здесь не ко двору. У «Ники-2013» в чести картины исторические, костюмные, экранизации знаменитых произведений. Сделанные, впрочем, на высочайшем профессиональном уровне. Об этом говорит и несколько комичное присуждение приза за лучшую мужскую роль сразу двум актерам - Антону Адасинскому за «Фауст» и Максиму Суханову за «Орду» (далее…).