Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Георгий Данелия: Я отказался продавать американцам права на «Кин-дза-дза»

Развлечения
Георгий Данелия: Я отказался продавать американцам права на «Кин-дза-дза»
Георгий Данелия: Я отказался продавать американцам права на «Кин-дза-дза»/ / Фото: PHOTOXPRESS

Георгий Данелия относится к той категории режиссеров, которых принято называть живыми классиками. При этом, в отличие от многих своих коллег, своим положением он никак не пользуется.

Он не просит 50 миллионов долларов на экранизацию русской классики, не вступает в схватку за очередной высокий пост. Он вообще не любит публичности — чтобы уговорить его на это интервью, у меня ушел месяц.

«Знаешь, я как прочитаю то, что говорил, всегда ужасаюсь — так коряво, что сразу же хочется взять ручку и все переписать! — скромничал автор «Осеннего марафона» и «Мимино». — Я поэтому в телевизор не хожу, потому что там-то уж точно ничего исправить не получится!» Последние семь лет Данелия работал над выходящей в прокат 11 апреля анимационной лентой «Ку! Кин-дза-дза». И в конце концов все же согласился рассказать о своем возвращении на планету Плюк.

«ГОЛЛИВУДСКИЙ РЕМЕЙК НЕ ПО МНЕ»

— Георгий Николаевич, как вообще возникла идея вернуться к этой истории?

— Мне американцы лет десять назад предложили продать им права на экранизацию и стать режиссером голливудского ремейка «Кин-дза-дзы». Я им сказал, что не могу себе представить кого-то вместо Леонова и Яковлева в ролях чатлан. То есть фильм без них просто не может состояться. Тогда они выдвинули встречное предложение — пусть землян играют живые люди, а инопланетяне будут трехмерными, фактически они хотели создать анимированные копии Леонова и Яковлева. Технологии тогда уже позволяли это сделать. Я как-то со скепсисом к этой идее отнесся. Ну и спросил их: «А зачем вам вообще понадобилось переснимать этот фильм сейчас?» Они мне ответили, что фильм с конца 80-х не только не устарел, но стал еще более актуален. Я подумал-подумал и понял, что никаким американцам права продавать я не хочу. Но их предложение все-таки сыграло важную роль — все эти разговоры про анимированные копии людей застав или мен я сделать мультфильм. И он получился рисованным, но с трехмерными вставками — такой интересный синтез.

— Что в итоге произошло с Уэфом и Би — героями Леонова и Яковлева?

— В фильме есть эти персонажи, и они, по-моему, совершенно не похожи на Леонова и Яковлева. По крайней мере, когда я их придумывал, такой задачи себе не ставил. Но все равно все говорят: «Да брось ты, очень похожи!» Ну, похожи и похожи, для меня нет в этом никакого минуса. Дело ведь в том, что я до сих пор нахожусь в диалоге с теми, кто уже ушел. И проблема для меня заключалась в том, что я долго не мог понять, кто должен озвучивать нового Уэфа. Чей голос будет звучать вместо голоса Леонова? И когда я сообразил, что он должен говорить голосом его сына Андрея, окончательно успокоился. Уверен, Жене приятно, что я принял именно такое решение.

«Я НИКОГДА НЕ СНИМАЛ КОМЕДИИ»

—  «Кин-дза-дза» — наверное, самый неоднозначный, с точки зрения ваших поклонников, фильм. До сих пор ведь часть публики уверена, что зря вы зашли на несвойственную вам территорию фантастики. Вы что обычно отвечаете на такие заявления?

— А я вообще не понимаю людей, которые рассуждают о том, что свойственно Данелии, а что нет. Я снял мелодраму «Сережа» про маленького мальчика и его отчима, затем драму «Путь к причалу» об одиноком пьянице-моряке с трагическим финалом. Потом была лирическая идиллия «Я шагаю по Москве», которая ничего общего не имеет ни с «Сережей», ни с «Путем к причалу». И так — всю жизнь. Раньше вот писали, что я никак не могу найти свою тему. Сейчас, когда в народной памяти остались 15 моих фильмов, всем кажется, что я все время одну и ту же картину делал. Хотя и эти 15 тоже очень разные — не будете же вы искать сходство между «Мимино» и «Осенним марафоном»?

— Если говорить о режиссерской интонации, то ваши фильмы похожи друг на друга.

— Интонация — совсем другое дело. Значит, я режиссер-автор. Есть же писатели, которых литературовед вычислит, даже если они напишут вместо романа памфлет, да еще и под псевдонимом. В этом смысле все мои фильмы похожи на меня, они — это и есть я. И «Кин-дза-дза» вовсе не исключение. А про реакцию части зрителей я, конечно, знаю. Но это реакция как раз не на интонацию, а на форму, в которую облечено высказывание. Да, она вот такая — смесь абсурда, иронии и фантастики. Но все-таки «Кин-дза-дзу» до сих пор помнят, и я могу спокойно относиться к тому, что часть поклонников других моих фильмов не хотят ее принимать.

— Какие еще стереотипы о самом себе вам кажутся ошибочными?

— Уже устал говорить, что я, к сожалению, не комедийный режиссер. Во многих моих лентах есть юмор, но комедию я за 50 лет снял всего одну — «Тридцать три». И она не считается моей главной творческой удачей. Чистым комедиографом у нас только Гайдай был. Если не верите мне, предлагаю вам устроить такой эксперимент — покажите одной и той же аудитории «Калину красную», а затем мой «Осенний марафон». И запишите реакцию зрителей на обе картины на диктофон. Я вас уверяю, что смеха на фильме Шукшина будет как минимум в два раза больше. Комедийный режиссер специально снимает эпизод так, чтобы он был смешным — он заранее знает, на какие кнопки нужно нажать. Мне же очень приятно, когда на моих фильмах люди смеются, но я всегда с удивлением наблюдаю за их хохотом. Потому что вроде бы я всегда рассуждаю о серьезных вещах. Если вы задумаетесь, то обнаружите, что тот же Фрунзик Мкртчян ничего смешного не делает в сцене суда в «Мимино». Просто смех рождает сам характер Фрунзика, настолько он трогательный.

«ВСЕ БАНДИТЫ В ФИЛЬМАХ — ГРУЗИНЫ»

— Но то, что «Кин-дза-дза» была довольно злой сатирой, вы же не будете отрицать?

— Наверное, так можно сказать. Ко мне ведь многие после премьеры подходили и шепотом говорили: «Как смело!» Но я ничего такого не имел в виду. Это был рассказ о пути человечества. Что мы делаем с культурой, языком, планетой? Зачем мы уничтожаем все живое? Именно эти вопросы я себе задавал.

— А сейчас?

— Американцы не зря говорили, что фильм с годами стал еще более злободневным. Ничего ведь не изменилось, разве что к старым проблемам новые добавились. Например, национализм. У нас до сих пор делают вид, что не поняли очень простую вещь — столкнуть народы лбами ничего не стоит, а вот помирить их невероятно сложно. Мне больно наблюдать все то, что у нас происходит. Как не хай Советский Союз, открытого национализма там не было. По крайней мере я как грузин никогда его не замечал. С другой стороны, я на себе и сейчас не замечаю, но нельзя же не обращать внимания на то, что вокруг. Своих детей кавказские семьи боятся отпускать одних в город. Да вы сами все это знаете. И когда говорят, что это проблема в принципе труднорешаемая, я не верю. Нужно просто строго наказывать за любое проявление национализма. В СССР так и было. Если кто-то позволял себе идиотское высказывание в адрес другой нации, его тут же забирали в милицию.

— То есть вы верите, что можно все поправить исключительно карательными мерами?

— Нет, конечно. Нужно и объяснять людям, что такое хорошо. В американских фильмах на протяжении многих лет культивировался образ хорошего негра. Когда я в первый раз был в США, там негров еще не пускали в рестораны. А теперь у них президент черный. Значит, кино сыграло свою роль? А у нас что? Если вы включите какой-нибудь современный российский криминальный фильм, там все бандиты будут грузинами, которых играют армяне. Неправильно все это…

СПРАВКА

Георгий Николаевич Данелия родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. После окончания школы поступил в Московский архитектурный институт, окончив который в 1955 году, поступил на Высшие режиссерские курсы. Известность пришла к режиссеру в 1964 году, после выхода на экраны комедийной мелодрамы «Я шагаю по Москве». 11 апреля на экраны выходит мультфильм «Ку! Кин-дзадза», в основе которого лежит литературный сценарий оригинальной ленты.

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.