Новая Александринка выросла в старом Петербурге
Самыми первыми посетителями стали журналисты двух столиц, в числе которых оказался и наш питерский корреспондент.
Поначалу вызвало удивление, что среди встречающих нет ни художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина, ни Андрей Могучего, на днях возглавившего Большой драматический театр, а последние несколько лет разрабатывавшего художественную программу Александринки-2. Среди спикеров на этот раз оказались архитекторы, строители, театральные директора. Так как тема создания новой сцены настолько объемна, то сначала благоразумно решили сосредоточиться на технической стороне дела, а уже 25 апреля Валерий Фокин на следующей встрече обещал посвятить в тайны творческого процесса.
Предыстория возникновение этого комплекса в историческом центре Петербурга чрезвычайно интересна. Ведущий пресс-экскурсии по новому комплексу, ректор Театральной академии Александр Чепуров, напомнил, что труппа Александринки была создана в 1756 году, став первым российским государственным, национальным театром. В 1832 году в самом центре Петербурга был возведен театральный комплекс архитектором Карлом Ивановичем России для национального театра. 180 лет назад это здание явилось центром целого архитектурного комплекса – жемчужины мировой архитектуры. Александринский театр проектировался именно как театрально-культурный комплекс, в который должны были входить собственно сам театр, мастерские, театральная дирекция, первая театральная школа (сейчас здесь находится Академия балета имени Вагановой). В едином комплексе разместились еще и театральная библиотека, театральный музей, репетиционные классы. К сожалению, после 1917 года уникальный в своем роде архитектурно-творческий комплекс комплекс методично разрушался, был раздроблен. Были урезаны репетиционные помещения, ушла учебная, экспериментальная сцена, на которой работала молодая труппа Александринки... Казалось, дух экспериментаторства покинул «забронзовевшую» Александринку.
Но в начале ХХ века у Валерия Фокина родилась идея - на территории, принадлежащей Александринскому театру, где находятся хозяйственные помещения, возродить в новом обличие старый добрый театрально-культурный комплекс. Худрук Александринки очень активно и упорно двигал этот проект, хотя было несколько периодов, когда казалось, что на идее можно ставить крест. Директор Александринки Игорь Сигеди вспомнил, как несколько лет назад, узнав о том, что Сергей Нарышкин летит в Японию на дни российской культуры, Фокин отложил все срочные дела, присоединился к делегации, чтобы в полете подойти к Нарышкину и поговорить о строительстве нашей сцены… В итоге проект обрел реальные очертания, когда удалось привлечь к нему внимание Владимир Владимировича Путина. Строительство началось ровно три года назад, и вот 15 мая новая сцена распахнет двери для зрителей.
Создатели комплекса бережно подошли к великому городу, сумели сохранить историческое здание в центре Петербурга, «вписав» в него новую сцену (от 150 до 300 мест). Мастерские стали театром, к тому же было построено здание медиацентра (100 мест), а также третий корпус – здание учебного центра (100 мест). Все три помещения могут работать одновременно. Главные задачи нового комплекса: создание экспериментальных спектаклей, интернет-театр, разработка инновационных технологий в области театрального искусства, культурно-просветительская деятельности и обучающие программы.
Комплекс оборудован по последнему слову техники, собранной со всего мира, и являет собой театральное чудо – уникальный зал-трансформер, позволяющий реализовать, по словам Андрея Могучего, самые «безбашенные эксперименты». Это – не классический театр, традиции которого свято чтут в Александринке, а абсолютно другой - экспериментальный. Он вобрал в себя идеи и опыт множества европейских театральных столиц, в том числе и Москвы. Замдиректора Александринки Григорий Попов вспомнил, как был потрясен любимовским спектаклем «Три сестры» в Театре на Таганке, где по ходу действия открывалась «стена», и перед зрителем открывалась панорама столицы, и эту идею он тоже использовал в новом комплексе на Фонтанке, оставив окна на старый город в зрительном зале, которые могут открывать по воле режиссера…
В течение десяти последних лет Александринским театром руководит коренной москвич Валерий Фокин. Уму непостижимо, сколько же он сумел уже сделать за этот срок. Теперь у Фокина, что до появления в Петербурге был худруком и генеральным директором Творческого Центра имени В. Э. Мейерхольда, появилась возможность реализовать еще и заветную мейерхольдовскую идею факультета мастерства сценических постановок, учебного театрального центра. А вот об интернет-театре и дистанционном онлайн-обучении в области театрального образования не мечтал даже Мейерхольд, хотя, наверняка режиссеру-новатору такие идеи понравились бы…
15 мая этот новый комплекс распахнет свои двери - начнется седьмой традиционный фестиваль «Александринский», который будет посвящен открытию нового комплекса. Но об этом подробней расскажет Валерий Фокин в конце апреля. А пока в новом комплексе пахнет краской, окна еще нужно отмыть от строительной пыли, в общем, требуется финальная доводка, но это все исключительно приятные хлопоты…