Понедельник 19 ноября, 17:11
Пасмурно 0°
Город

Александр Прошкин: Любовь творит с русской женщиной чудо

Александр Прошкин.
Александр Прошкин.
Фото: Дмитрий Коробейников/Dmitry Korobeynikov
Главную награду Российского кинофестиваля "Литература и кино", прошедшего в городе Гатчина, - "Гранатовый браслет", получил фильм Александра Прошкина "Искупление".

В интервью "Вечерней Москве" режиссер объясняет - почему повесть Фридриха Горенштейна "Искупление", действие в которой происходит в 1946 году, актуальна, к нашему сожалению, сегодня.

- Александр Анатольевич, фильм "Искупление" участвовал в конкурсе не только самых престижных российских кинофестивалей, но и зарубежных. Как правило, вы всегда сами представляете свое детище. Объясните, пожалуйста, почему для вас так важно, чтобы эту картину увидело как можно больше людей?

- Фестиваль дает возможность общаться со зрителем. Когда картина идет в прокате, а фильм "Искупление" был в прокате, то людей, их реакцию я не вижу. Недавно картину показывали во Франции, правда, для русских, и после просмотра была 10-минутная овация. Наших соотечественников, живущих в Европе, этот фильм трогает за живое, за больное...Тогда как мы воспитали поколение зрителей, которое не хочет расстраиваться. Моя цель - наладить диалог с этой "беззаботной" аудиторией. Когда я езжу на фестивали, представляя картину, и рассказывая о ней, то, на мой взгляд, получается диалог. Допустим, этих людей, в чьях сердцах "Искупление" находит отклик, не так много...Но эти люди искренне и честно задумываются над тем, что происходит с ними в эту эпоху, как они живут и почему они стали такими.

- Из ваших слов можно сделать вывод, что фильм "Искупление" лучше принимают на Западе. Этому есть и фактическое подтверждение - на Монреальском кинофестивале за "Искупление" вы получили приз "За выдающееся художественное воплощение"?

- Не хочется сравнивать. Когда 1500 зрителей в кинотеатре "Октябрь", где была премьера фильма "Искупление", встают и хлопают, то это говорит о многом. Но для того, чтобы фильм с успехом прошел в прокате, или, выражаясь по-современному, "собрал кассу", для этого необходимо (к моему ужасу), чтобы по телевизору была мощная и ежедневная рекламы картины. Массы идут на полное барахло, чтобы поесть поп-корм и попить пиво. Люди не хотят затрачиваться - их так воспитало телевидение.

- Главная героиня фильма "Искупление" Сашенька (актриса Виктория Романенко) доносит на свою мать в органы, делая это не из-за политической идеи, а из-за своей озлобленности на весь мир, бедности, высокомерия и военного сиротства. Неужели среди современной молодежи много вот таких подлых дочерей и сыновей?

- Наше время - гораздо более жестокое. В то время, а именно, сразу после Великой Отечественной войны было много предательства, хитрости, но люди были способны сочувствовать друг другу. Весь ужас заключается в том, что все повторяется, все идет по кругу? Разве сегодня нет девочек, готовых посадить своих матерей только за то, что те недостаточно хорошо их обеспечивают? Убивают родителей, стариков. Но я не защищаю героиню фильма - Сашу. Если бы она не встретила молодого человека, который ее поразил своей чистотой, благородством, то превратилась бы в абсолютное чудовище, в такого повзрослевшего Павлика Морозова, который закладывает всех - и ближних, и дальних - направо и налево. Любовь творит с женщиной чудо, а с русской женщиной - особенно.

- Андрей Панин создал образ русского мужика Федора, который вернулся с войны инвалидом, но сохранил способность любить, терпеть, быть отцом с большом буквы? Вы сразу увидели в этой роли именно Андрея Панина?

- Среди нынешних артистов тяжело найти тех, кто бы мог сыграть деревенского жителя. Лица-то у них, может, и деревенские... А вот генетически они уже не вписываются в деревню - не знают как подойти к телеге (все выходят из "Мерседесов"). Огромная дистанция - от народа до так называемой интеллигенции, к которой примкнули актеры. Тогда как Андрей Панин - актерский Ломоносов. Он - родом из Сибири, причем из той самой, где сохранилась истинная интеллигентность. Андрей - из научного городка Новосибирска. Панин обладал редким для нашего брата-актера сочетанием - физиологическим ощущением нашей жизни, со всеми ее язвами и бедами, и вместе с этим - мощным аналитическим началом. Андрей - очень умный человек, который никогда ничего не демонстрировал, не показывал. Он понимал своих персонажей до конца, независимо от того - хорошие они люди, или негодяи. Правда, ни одного отрицательного героя Панин у меня не играл. Я шел от природы Андрея, прорываясь к его существу. Мне было просто интересно общаться с Андреем, говорить...Например, он очень много рассказывал о своем детстве.

- Андрей Панин в интервью "Вечерней Москве", сказал (имея в виду молодую актрису Викторию Романенко), что "она - профессионал, с которыми работать вседа приятно". Александр Анатольевич, известно, что сегодня все режиссеры просто обязаны искать новые лица, и при этом вам приходится рисковать. Довольны ли вы работой дебютанта - ученика Кирилла Серебренникова - Риналя Мухаметова?

- Риналь - очень способный актер, с потрясающей фактурой... Но у него большая проблема для актера кино - он не может произнести три слова, не заикаясь. Впрочем, у Риналя Мухаметова - другое актерское амплуа: он - танцор, а еще смешливый, очаровательный... Кстати, никто из друзей Риналя не узнал его в этой роли - раскрылся совсем с неизвестной стороны. Не скрою, с ним было непросто работать... Но и больших претензий к Риналю, как к артисту, у меня нет. Вохможно, Риналь существует в кадре не очень эффектно, не ярко, но я так люблю. "Артистов-артистовичей" - не приемлю. К тому же, как вы правильно, заметили, мне нужен был свежий человек. Если бы эту роль Августа сыграл один из наших медийных актеров, то все - картине конец.

- Фильм снят по повести Фридриха Горейнштейна, писателя большого таланта, но малоизвестного в России. Театральный режиссер Леонид Хейфец в своей книге "Музыка в лифте" рассказывает о том, как Горенштейн любил животных, и невероятно трогательно к ним относился?

- Леонид Хейфец был очень близким другом Горенштейна. Мне тоже довелось общаться с Фридрихом, но это было недолго и не так близко, как хотелось бы. За несколько дней до смерти Горенштейн написал чудное эссе "Домашние ангелы. Памяти моей кошки Кристи и кота Криса", и позвонил мне из больницы, чтобы сообщить об этом. Смысл эссе был в том, что "мы стареем, превращаясь в дряхлых стариков, а животные остаются детьми до конца, и так же радуются, играют..." В этом эссе Фридрих прощался с нашим миром, и особенно с животными. У Горенштейна была любимая кошка Кристи и кот Крис, которого он похоронил на своем балконе... Когда я поливал на этом балконе цветы, то Фридрих мне строго сказал: "Ты что делаешь? Здесь лежит мой Крис". У Фридриха Горенштейна был очень трудный характер, можно сказать, чудовищный. Он умудрялся ссориться со всеми, причем не специально. Он был напрочь лишен деловых качеств. Короче говоря, Фридрих Горенштейн не сгибал спину ни перед кем, и это стало главным обстоятельством того, что его карьера - именно карьера, не случилась при жизни.

Александр Прошкин.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER