Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Петровская Русь: почему купцов пугали калачами, а перед приездом царя доставали из чулана зеркала

Общество
Петровская Русь: почему купцов пугали калачами, а перед приездом царя доставали из чулана зеркала
Николай Дмитриев-Оренбургский. Стрелецкий бунт. 1862. Царица Наталья показывает Петра толпе. / Фото: «Вечерняя Москва»

А прерывается (роман остался недописанным) в 1704 году, когда Петр берет Нарву. Почти все события первой части происходят в Москве. Описан стрелецкий бунт 1682 года, когда разнесся слух, что царя и царевича задушили, и царица Наталья Кирилловна вывела сыновей на Красное крыльцо Кремля — показать народу. «Взглянув на тысячи, тысячи глаз, упертых на нее, царица покачнулась. Чьи-то руки протянули ей мальчика в пестром узком кафтанчике. Царица с усилием (...) приподняла его, поставила на перила крыльца. Мономахова шапка съехала ему на ухо, открыв черные стриженые волосы. (...) Чей-то голос крикнул со смехом: «Гляди-ка — чистый кот».

Дворец в Преображенском, заброшенный после смерти Алексея Михайловича, где во время правления Софьи коротают время Петр с матерью. Дворец в Измайлове, где любимая сестра царя Наталья, так же как он страстно увлеченная западноевропейской культурой, мечтает устроить «тиатр»: «Не совсем, конечно, как при французском дворе... Там, в Версале, во всем свете преславные актеры, и танцоры, и живописцы, и музыканты... А здесь — я одна, я и трагедии перекладывай с французского (...), я и сочиняй чего недостает, я и с комедиантами возись...» Многие сцены происходят на улицах: тут и кабак на Варварке, и смотр дворянского ополчения на Лубянской площади, и «царская мыльня» — «баня для народа на Москве-реке».

Деталь, непонятная современному читателю: «Безместные... попы... кричат: «Купец, идем служить, а то калач закушу...» Напротив Спасской башни находился Поповский крестец — «биржа труда» для священников без приходов. Их приглашали в богатые дома служить обедни, а то и заманивали в окрестные села на постоянную работу. Чтобы наниматели не мешкали с выбором, священники подносили ко рту калач: служить обедню можно было только на голодный желудок.

— Выбирать попа приезжали бабы — им проще было судить, кто из «соискателей» лучше поет, — говорит историк Александр Лаврентьев, доцент ГУ «Высшая школа экономики».

Даже нынешние спальные районы упомянуты: у князя Василия Голицына, сподвижника Софьи, было имение в Медведкове.

Москва не сильно изменилась со времен Бориса Годунова (смотри предыдущий выпуск), но есть важное отличие: разрослась Немецкая слобода на правом берегу Яузы, близ ручья Кукуй (ныне район Бауманской улицы). Немцами тогда называли всех иностранцев, не знавших русского языка («немых»). Это был настоящий островок Западной Европы — с прямыми улицами, опрятными домиками и прочими диковинами.

«Мать честная, вот живут чисто», — подумал Алексашка (Меншиков. — «ВМ»), вертя головой сзади кареты. (...) Проехали мимо четыхугольного пруда — по краям его стояли круглые деревца в зеленых кадках. (...) Здесь же, под ветряной мельницей (...) плясали (...) парами девки с мужиками. (...) Въехали на широкий двор, посреди его из круглого озера била вода».

— Это была самоуправляемая территория, подчинявшаяся Посольскому приказу», — говорит Александр Лаврентьев. — Жители слободы не платили торговых пошлин, могли курить вина и варить пиво.

Неудивительно, что москвичи завидовали «кукуйским купцам». «Люди приветливые и ведь тут же, рядом с нами, живут, — вздыхает дворянин Василий Волков. — Один Кукуй богаче всей Москвы с пригородами...»

В Немецкой слободе юный Петр познакомился со своим будущим сподвижником Лефортом и со своей первой любовью — немкой Анной Монс. До сих пор в Лефортове (Старокирочный переулок, 6) стоит здание, которое называют «домом Анны Монс», хотя на самом деле это дом голландских медиков. А вот другой устроенный по европейскому образцу дом — палаты Василия Голицына в Охотном Ряду — действительно существовали до 1934 года. «Василий Васильевич был (...) во французском — в чулках и красных башмачках, в коротких бархатных штанах с лентами, на животе и с боков из-под бархатной куртки выбивалось тонкое белье в кружевах. Бороду он брил, но усы оставил». Это 1682 год: до нововведений Пет ра остается 18 лет.

— Элита начала брить бороды и носить «венгерское» (европейское) платье еще до Петра, — говорит Александр Лаврентьев. — Когда Василий Третий, отец Ивана Грозного, женился второй раз, он сбрил бороду. А Федор Алексеевич под влиянием своей первой жены-полячки запретил появляться при дворе в традиционной русской одежде.

И все же проникновение западной моды в русский быт до Петра не было таким сильным. Когда Петр возвращался в Москву из похода, бояре приказывали (а то вдруг нагрянет в гости?) «лишние образа из столовых палат убрать, на стены вешать хоть какие ни на есть зеркала».

— В русском доме зеркала не были предметом массового проявления в интерьере, — объясняет Александр Лаврентьев. — А вот в Европе XVIII век — век зеркал. Их количество было показателем благосостояния хозяина.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.