Столичные киоски обогатят автоматами, а региональные ярмарки станут кочевать
Столичную мелкорозничную торговлю сделают еще более удобной для покупателя с помощью вендинга (установки автоматов для продажи товаров первой необходимости). Об этом 16 апреля расскажет руководитель Департамента торговли и услуг города Алексей Немерюк. Городские власти более полугода отрабатывали схему размещения автоматов по продаже товаров первой необходимости.
Вендинг - это торговля товарами из автомата (горожанам наиболее знакомы автоматы по продаже кофе, установленные в холлах организаций). Понятие автоматизированной торговли - несколько более широкое, включает в себя и автоматы по продаже тех или иных услуг (аналоги банковских автоматов, например, автоматы по продаже почтовых услуг). Тем не менее, с помощью автоматов в Европе продается огромное количество товаров. Это и зонты, и хлеб, и контактные линзы. Пока что процент автоматов в столице невелик.
По данным Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы, пока что вендинговая торговля в мире - это всего-то процент от общего объема розничной торговли. Однако, в некоторых странах, где стоимость рабочей силы и аренды торговых площадей велика (Япония, США, Великобритания), вендинг занимает от трех до пяти процентов от оборота розничной торговли. А по некоторым товарным группам доходит и до десяти процентов. Развитие подобной отрасли торговли крайне важно для столицы. Особенно, учитывая катастрофический дефицит торговых площадей и завышенную арендную ставку.
Благодаря большей мобильности, вендинг ранее, чем вся розничная торговля, адаптировался к новым экономическим условиям и продемонстрировал рост в 2009 году. В то время, как «большая розница» показала снижение объемов на 6,4 процента. По данным Vending Timez Magazine Census, в России всего 50 тысяч автоматов, 14,5 тысяч из них расположены в столице. А потенциал города – более 200 тысяч автоматов (средний уровень современного европейского мегаполиса). Сейчас годовой оборот вендинговой торговли – три-четыре миллиарда рублей при потенциале превышающем 40 миллиардов рублей. Лидером по количеству автоматов на улицах является Центральный округ города.
При этом, торговые автоматы могут быть интегрированы в утвержденный дизайн нестационарных торговых объектов. Модульная конструкция киосков, которые рекомендованы к использованию городскими властями, позволяет вмонтировать автоматы для продажи различных товаров и услуг без значительных конструктивных доработок.
Торговые автоматы могут быть территорией малого и среднего бизнеса: вложения в вендинг окупаются в срок до двух лет. Первоначальные инвестиции на единицу техники составляют от 200 до 500 тысяч рублей, а текущие расходы на единицу техники в месяц - от 12 тысяч рублей.
Кроме того, вторым важным заявлением в области розничной торговли стало пояснение заместителя мэра по вопросам экономической политики Андрея Шаронова о том, что региональные ярмарки в столице будут переезжать с одной столичной площадки на другую. На каждой из площадок ярмарки будут работать от трех до десяти дней. Он привел в пример Липецкую ярмарку, которая на выходных проходила на площадке перед Всероссийским выставочным центром.
- В частности, Липецкая ярмарка, - подчеркнул Шаронов. – Она сейчас отработает этот уикенд здесь, а на следующей неделе тоже в пределах Северо-Восточного округа переместится на другую площадку.
Жители столицы любят покупать продукцию у региональных производителей. А это, в свою очередь, подталкивает региональных производителей к сбыту товаров на столичных площадках.
- Все-таки разница в ценах, по которым региональные производители могут продать продукты у себя и здесь в Москве, большая, - сказал Шаронов. – Поэтому они очень заинтересованы.
Разница в стоимости продукции – заметна, подчеркнул Шаронов. Кроме того, разница в стоимости продуктов в регионе и на ярмарках в Москве оправдывает транспортные расходы и расходы на проживание регионального производителя.
У городских властей есть соглашения с 50 субъектами России об участии в региональных ярмарках.