Понедельник 19 ноября, 13:11
Сыро + 2°
Город

Италия попала в переплет

Стильный курорт и модные шопы — такой Италия в представлении русских стала относительно недавно.
Фото: Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
Стильный курорт и модные шопы — такой Италия в представлении русских стала относительно недавно.

Всего век назад Италию видели совсем иной. Проникнутая духом Возрождения и античности, пропитанная ощущением божественного нисхождения, светлая, с архитектурными чудесами и неизъяснимыми пейзажами, Италия осталась на полотнах русских художников конца ХV — первой половины ХХ века. 17 апреля эти картины приехали из Петербургской академии художеств в Москву, в Галерею искусств Зураба Церетели. Одновременно с выставкой «Образы Италии» презентуется альбом «Италия глазами русских художников».

Эти работы выпускников Императорской академии художеств — архитектурная графика, живопись и рисунки — создавались во время путешествий по Италии. Туда академия отправляла лучших учеников для совершенствования мастерства, назначая им пансион. Пансионеры во время поездки были невероятно молоды, талантливы и свежи в своем восприятии Италии. Да к тому же «поездка» в XIX веке составляла 6 лет! Обучение начиналось с копирования Рафаэля и других классиков, далее выпускники создавали собственные работы — традиционные зарисовки Помпей и Рима, венецианские арки и каналы, Мать Мария, нежные женские образы, вписанные в аккуратные итальянские пейзажи. Среди авторов — графика братьев Н. Г. и Г. Г. Чернецовых, литографии архитектора А. А. Тона, цветные ксилографии А. П. Остроумовой-Лебедевой, офорты В. Д. Фалилеева, рисунки А. А. Мыльникова, акварели К. А. Бейне, А. М. Горностаева, Н. Л. Бенуа, Ф. О. Богдановича и др.

Мудрено не задуматься: как призрачны были межгосударственные границы для дореволюционной России, как мы были близки к другим странам и культурам — и как жестоко железный занавес обрубил нити, создав актуальный по сей день миф о загнивающем Западе.

— Здесь выставлены впервые работы пансионеров-архитекторов, которые были созданы именно акварелью и именно в Италии, — рассказывает «ВМ» Людмила Кондратенко, директор Научно-исследовательского музея Российской академии художеств в Питере, откуда и приехала выставка. — Первый показ был в Санкт-Петербургской академии художеств в феврале, второй открывается теперь в Москве. Чем отличаются живописцы и архитекторы? Живописец прорабатывает мелкие детали точно и тонко, а архитектор обрисовывает их набросками.

И вот архитекторы, передвигаясь по Италии, набросками создавали целые альбомы своих путешествий. Художники возвращались из Италии в Россию, представляли свои работы, и на основании этих эскизов им давали звания академиков.

Выставка продлится до 26 мая.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER