Чечетка, родом из Ирландии
Знаменитое кельтское танцевальное этно-шоу Lord of the Dance (Повелитель танца) - представленное 21 и 22 апреля в столичном Крокус Сити Холле, - не только пример тщательно «прорисованного» хореографического фольклора. Статистика впечатляет: за годы существования ирландское шоу собрало более 15 млн зрителей по всему миру; видео с записями Lord of the Dance и саундтрек разошлись огромными тиражами, став суперхитами в Европе и США.
В Москве потомки кельтов тоже не впервые – и каждый раз выступление одного из самых известных танцевальных коллективов мира сопровождают аншлаги. В чем же секрет такого, интернационального успеха ирландского шоу? В первую очередь, конечно (как это практически всегда бывает в искусстве) – в уникальных личностях, ставших его инициаторами и создателями.
Ноги… на 40 млн долларов
«Повелителя танцев» придумал… истинный повелитель танцев – знаменитый ирландский хореограф и танцор, продюсер, режиссер и музыкант Майкл Флэтли. Его ноги страховщики оценили в 40 млн долларов. И совершенно понятно, почему: ноги ни разу не подвели Майкла за более чем 40-летнюю творческую жизнь. 54-летний «кельтский» танцор был дважды занесен в Книгу рекордов Гиннеса, поскольку отбивал неподражаемую ирландскую чечетку с рекордной скоростью… сначала 28, а потом - и 35 ударов в секунду! Чтобы хоть на миг представить себе это удивительное зрелище «на грани каскадерского трюка», достаточно привести такой известный в Великобритании факт. Один из главных героев чрезвычайно популярного в мире ситкома «Друзья», симпатяга Бинг Чендлер не страшится в жизни многого – однако панически боится… Майкла Флэтли. Поскольку, по мнению возлюбленного зрителем ТВ-персонажа, ему представляется, что «ноги Майкла живут собственной жизнью»!
Флэтли появился на свет далеко от Ирландии – в США, в Чикаго, однако семья всегда тяготела к ирландской истории и культуре. Танцевать Майкл начал подростком-тинейджером, а в 17 лет стал победителем Ирландского национального конкурса танца. При этом хореография отнюдь не была его единственным увлечением. В год своего первого большого танцевального триумфа юный Флэтли ухитрился выиграть и чикагский чемпионат «Золотые перчатки» - боксом он тогда увлекался не меньше, чем танцами. Вскоре Майкл отдал дань и своему увлечению музыкой – играл на поперечной флейте (деревянная вариация обычной флейты, обладающая красивым сопрановым звучанием). И даже записал довольно успешный сольный альбом. В этом амплуа, а также в качестве танцора Флэтли ездил на гастроли с известными музыкальными группами, работающими в США и Ирландии…
Деньги или музыка?
Lord of the Dance стало отнюдь не первым и не единственным хореографическим шоу, где Флэтли весьма харизматично и виртуозно исполнил роль ведущего танцора, срывая восхищенные аплодисменты публики. Еще в 80-х годах прошлого века, во время гастролей с популярной ирландской группой Chieftains («Вожди»), познакомившей мир с кельтским музыкальным фольклором, Майкл Флэтли подружился с еще одним большим оригиналом из мира музыки - композитором Ронаном Хардиманом. Его биография также изобилует фактами, заставляющими меломанов изумленно приподнять брови. Ведь Хардиман начинал свою карьеру в качестве… преуспевающего банковского служащего – но уже в довольно зрелом возрасте вдруг решил круто изменить судьбу и заняться музыкой, которая была до этого лишь его хобби. И достиг высот - был удостоен высоких наград как композитор, в том числе престижных премий BBC и PBS. Записал альбом своих опусов Solas, который стал «золотым» в Ирландии, а в США долгое время находился в первой двадцатке хит-парадов. А песня «Небеса» из этого сборника особенно полюбилась во Франции, возглавив рейтинг самых популярных синглов. Второй сольный Альбом Хардимана, где он углубился в лирику и страсти ирландской музыкальной этники, также пользовался немалым спросом. А накануне Миллениума Ронан удостоился особой чести правительства Ирландии: ему было поручено написать песню в честь начала нового тысячелетия.
Немалую роль в осуществлении музыкальных планов Хардимана сыграло знакомство с Майклом Флэтли. Вместе они создали три ярких хореографических шоу, где Майкл неизменно был, в той или иной вариации, - Повелителем танцев, а Рональд - столь же властным «распорядителем» музыкальных гармоний, истоки которых он черпал в ирландской национальной музыке.
Однако по–настоящему триумфальным для Флэтли и Хардимана стал Lord of the Dance, созданный в середине 90-х. Успех этого танцевального спектакля превзошел все ожидания – сегодня из-за высокого спроса по миру гастролируют сразу три состава «Повелителя…». В Москву ирландские артисты привезли самую любопытную версию постановки, в которую вошли наиболее интересные танцевальные и музыкальные номера, содержащие запоминающиеся этнографические сюжеты.
Кого соблазнит Морриган?
Сюжетную основу Lord of the Dance составили несколько ирландских легенд, объединенных общей фабулой. В некотором царстве (в котором несложно узнать землю древних ирландцев) на троне - Повелитель танца. Как известно, все могут короли – кроме успешной организации собственных любовных историй. Эта беда, как выясняется, интернациональна, она постигает и кельтского правителя: Повелитель влюблен в коварную красавицу Морриган, она соблазняет романтически настроенного монарха, который оказывается во власти обретающихся при дворе злодеев. Разумеется, как и во всякой сказке, все заканчивается хорошо: Повелителя освобождает от злых чар (и даже спасает от гибели!) появляющийся вовремя некий добрый Маленький дух… Он же «трикстер» - национальный ирландский герой-пересмешник (по мнению экспертов, сложный аналог шекспировского Йорика, славянского юродивого, белорусского Нестерка, американского Братца Кролика, а также российского Ивана-дурака и даже булгаковского Коровьева в одном лице).
При довольно насыщенном сюжете текста и диалогов в постановке нет – содержание спектакля актеры воплощают исключительно с помощью «говорящих» танцевальных миниатюр и композиций. А также – с помощью «дуэли скрипок», вдруг берущих на себя роль главного лирического персонажа и одновременно – рассказчика. Им на смену приходят мелодичные фольклорные песни. Их сменяет знаменитая, очень своеобразная и быстрая ирландская чечетка – в исполнении самого Повелителя и других танцоров. Здесь танец берет на себя всю смысловую и эмоциональную нагрузку – некоторые хореографические номера исполняются вовсе без музыки, образуя редкостный гармонический узор. 40 молодых талантливых танцоров – участников шоу воплощают на сцене не только кельтские, но и иные национальные музыкальные традиции. А все вместе это – очень современное танцевальное шоу, обогащенное разнообразными постановочными элементами и даже… пиротехникой. Таков сценический стиль Майкла Флэтли, объединившего в одном ярком действе ремиксы фольклорных песен и головокружительный степ-перформанс, музыкальные откровения флейты, зажигательный групповой этно-танец - и неизбывную ностальгическую тоску по древней родине кельтов, понять главные загадки которой, конечно же, еще предстоит.