Четверг 15 ноября, 01:11
Небольшой Снегопад 0°
Город

Яна Иванцова: Материалы для опытов ищем под ногами

Лучшим учителем города признана Яна Иванцова, химик из школы № 1360. После ее уроков целые классы бросают курить, хрустеть чипсами и купаться в фонтанах. И другим не позволяют.
Фото: Петр Болховитинов, "Вечерняя Москва"
Лучшим учителем города признана Яна Иванцова, химик из школы № 1360. После ее уроков целые классы бросают курить, хрустеть чипсами и купаться в фонтанах. И другим не позволяют.

А все началось с того, что саму Яну Иванцову однажды удержали от неразумного шага.

Яна Игоревна, поздравляем! Как вы думаете, что помогло вам победить?

— Спасибо! Наверное, то, что предмет зрелищный, мастер-класс по химии смотрится выигрышно. И то, что у меня большой опыт. У меня 9 лет стажа, я работаю со второго курса.

Учились на вечернем?

— Нет, на дневном. Наш замечательный декан Виталий Юрьевич Котов разрешил мне заниматься по индивидуальному расписанию. И два дня в неделю я вела биологию в своей родной школе. Хотя зарплата была чуть больше полутора тысяч рублей. Сколько себя помню, всегда хотела быть учителем. В 5-м классе придумывала задания по русскому языку для начальной школы. Классу к восьмому поняла, что естественные науки мне ближе. Но к тому моменту, когда я окончила школу, работа учителя стала считаться непрестижной. Я решила стать ландшафтным дизайнером. Сдала экзамены на факультет почвоведения МГУ, но могла претендовать только на платное отделение. И тут рядом с приемной комиссией я встретила замдекана химико-биологического факультета Московского городского педагогического университета. Он стал активно звать меня на факультет. Мол, примем вас по результатам собеседования. Виталий Юрьевич меня встретил, устроил мне экскурсию по факультету. И я подумала: может, не надо изменять мечте?

Чем же вы покорили декана?

— Если Виталий Юрьевич видит, что человек всерьез увлечен, всегда поддержит. Мечтаю отдать ему долг: привести как можно больше талантливых абитуриентов…

Трудно заинтересовать нынешних детей химией?

— Однажды я спросила: «Видели, что бывает, если на соду капнуть уксусом?» Больше половины класса заявило, что не видели. То ли мамы уже не пекут булочки, то ли дети у них под ногами не крутятся. Мало того, некоторые спросили, что такое сода! Я стараюсь показывать, что химия — вокруг нас. Многие реактивы можно найти в буквальном смысле под ногами. Например, как определить, в какой склянке кислый раствор, а в какой — щелочной?

Сунуть туда лакмусовую бумажку.

— А если ее под рукой нет? Пригодится лепесток фиалки: в кислой среде он станет ярко-красным, в щелочном — зеленовато-коричневым. А вот это что у меня в руке?

Бутылка с газировкой.

— Это закрытая система, в которой протекают как минимум две химические реакции. Если мы ее потрясем или откроем, будут выходить пузырьки газа. Какую гипотезу мы сформулируем? Если на систему, находящуюся в устойчивом равновесии, воздействовать извне, будут усиливаться процессы, направленные на компенсацию воздействия. Из этой гипотезы родился знаменитый принцип Ле Шателье. Я предпочитаю не сообщать ребятам химические законы, а шаг за шагом проходить с ними стадии, которые прошли великие ученые. Химия — лучший материал для обучения самостоятельному познанию.

Компьютер, который дети любят в прямом смысле больше жизни (то есть больше реального мира), тоже может стать союзником. Многие разделы химии (общая химия, строение атома) очень абстрактны, но анимация позволяет сделать их нагляднее. На ноутбуке можно показывать видеозаписи экспериментов, которые нельзя устроить в классе. Например, опасных и сложных опытов с галогенами (хлором, фтором), с активными металлами. Или опыт с сигаретой, через которую прокачивают воздух резиновой грушей, имитируя курение.

А почему этот опыт нельзя показать вживую? В нем же нет ничего ни сложного, ни опасного.

— Зажженной сигарете в классе не место. Это мое убеждение. Да и на то, чтобы «выкурить» две-три сигареты, надо время. А на видео это можно смонтировать. Многие признаются, что бросили курить, увидев, сколько смолы осело на вложенной в трубочку ватке. Не удивлюсь, если они еще и перестанут есть чипсы после нашего эксперимента, который показал, что в некоторых ломтиках вообще нет картофельного крахмала! А ближе к лету мы проводим анализ воды из столичных водоемов. Табличкам «Купание запрещено» подростки часто не верят. А тут обнаруживают, что в прудах и фонтанах масса сульфатов и тяжелых металлов (и это мы еще не говорим про бактериальное загрязнение!). Ребята даже в Интернете распространяют информацию: не лезьте в фонтаны. Они ведь сами установили, что это опасно. Сами!

СПРАВКА

Яна Иванцова родилась в 1985 году, окончила Московский городской педагогический университет (2007) и аспирантуру Московского института открытого образования (2012). Лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2006» в номинации «Педагогический дебют», лауреат Московской городской конференции молодых учителей химии «Шаг к педагогическому мастерству» (2008), победитель городского конкурса «Грант Москвы» в сфере образования в 2009 году. Приглашает всех на свой сайт teacher-iyi.ucoz.ru

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER