Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Елена Лебедева: Знаку вопроса надо поставить памятник

Общество
Елена Лебедева: Знаку вопроса надо поставить памятник
Если погода не балует или нет времени съездить из Крылатского в центр Москвы, Елена Лебедева может провести экскурсию не выходя из класса: на помощь приходят мультимедийные технологии, например, панорамное видео. / Фото: Ирина Сапрыкина

На уроках Елены Лебедевой оживают знаки препинания, а великие писатели предстают еще и великими спортсменами.

Елена Владимировна, на какой улице лучше всего изучать русский?

— Конечно, на Старом Арбате: самое романтическое место в Москве. Куда ни посмотри — тема для учителя русского языка. Название заимствовано, скорее всего, из арабского языка, об этом говорит начальный звук «а» и повтор гласных. Когда улицу сделали пешеходной и украсили фонарями, Булат Окуджава в сердцах сказал: «Арбат офонарел». Что это? Окказионализм, новое слово. Класс делится на группы. Одни пишут отчет о прогулке в обычной манере. Другие — только назывными предложениями. Почти как у Блока: Арбат, улица, фонарь... Совсем другое настроение, правда? И сразу видно, для чего нужен этот самый синтаксис. А третьи вообще пишут в стихах.

А если кто-то не умеет рифмовать?

— Не страшно. Мы работаем в жанре синквейна. Это строфа из пяти нерифмованных строк, она позволяет синтезировать сложную информацию, помогает развитию точной и образной речи. Первая строфа — тема стихотворения. Вторая — два прилагательных или причастия, передающих свойства и признаки. Обычно выбирают «загадочный, чарующий». Третья — глаголы или деепричастия, описывающие характерные действия объекта.

  «Ты течешь, как река…»

— Только глаголы! Например, «течет, шумит, удивляет». Затем — фраза из четырех слов, которая выражает личное отношение. Старшеклассники, читавшие «Мастера и Маргариту», обычно пишут: «Улица из любимой книги». Пятая — слово-резюме. Тут и «сказка», и «тайна»… На Тверской-Ямской будет повод поговорить об устаревших словах вроде «ямщик». Ребятам очень нравится слушать про историю языка. Если знаешь, что «облако» произошло от слова «обволакивать», не ошибешься при написании безударной гласной. Ученики признаются: полез проверить значение слова, потом стал читать соседние статьи — и так увлекся! Интернет такого эффекта не дает.

Кстати, мы пришли к выводу, что Москве не хватает памятников… знакам препинания. Поставили же в Ульяновске памятник букве «Ё»! Больше всего народу хотело бы увековечить вопросительный знак. Но никто не придумал, как соединить «точку» с «закорючкой». А один мальчик придумал проект памятника многоточию: три точки восседают на ботиночке. Объяснил: многоточие означает, что все впереди!

Как вам удалось внушить любовь к знакам препинания? Пунктуация — это же такая сложная тема!

— Зато такая интересная! На мастер-классах я читаю вслух малоизвестное раннее стихотворение Высоцкого и предлагаю расставить знаки препинания: «Если нравится — мало?/ Если влюбился — много?/ Если б узнать сначала,/ Если б узнать надолго!..» Девушки ставят больше восклицательных знаков, воспринимают это как историю любви с надрывом. А мужчины — больше многоточий, это произведение кажется им «мечтательным». И ни разу еще расстановка знаков не совпала с авторской!

А как сделать такими же интересными уроки литературы?

— Через судьбу авторов. Писатели — живые люди, со своими интересами и привычками.

Но насколько педагогично про эти привычки рассказывать? Один проигрывался в рулетку, другой тиранил жену…

— Но и положительных примеров немало. Можно загадывать загадки: через несколько уроков мы будем изучать творчество очень интересного автора… Жил в XIX веке. Писал прозу, стихи, драматические произведения. Занимался гимнастикой и боксом, постоянно носил трость весом семь килограммов, чтобы тренировать мускулы…

Пушкин!

— Правильно. А вот еще задачка. Тоже автор из XIX века. Писал прозу и лирические произведения в необычной форме. Один из многих носителей очень известной фамилии.

Толстой? Алексей Константинович?

— Много путешествовал. Увлекался шахматами и даже одно время был президентом шахматного клуба. Говорили, что язык этого писателя — «король на шахматной доске».

А, Тургенев!

— Видели бы вы, как загорелись глаза у одного мальчика, который ходит в шахматный кружок! Оказывается, у него есть кое-что общее с Тургеневым. А если запишется в секцию легкой атлетики, будет кое-что общее и с Александром Пушкиным!

СПРАВКА

Елена Лебедева (1984 г. р.) окончила Московский городской педагогический университет (2007). Учится в магистратуре по специальности «Экологическая психология». Учитель высшей категории, финалист конкурсов «Учитель года Москвы-2011», «Самый классный классный».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.