Вторник 16 октября, 15:10
Ясно + 18°

Смена поколений: от шустрого Миг-15 до «снайпера-невидимки» ПАК ФА

Фото: «Вечерняя Москва», Дмитрий Захаров
Российской военной авиации скоро стукнет аж 100 лет!

Именно 12 августа 1912 года император Николай II высочайшим указом повелел сформировать первую авиационную часть страны при Главном управлении Генерального штаба. В этот день родился новый вид вооруженных сил — Императорский военно-воздушный флот. С тех пор наши боевые самолеты проделали колоссальный путь — от аляповатых шатких конструкций без вооружения до суперсовременных беспилотных ударных систем, способных бить как по наземным, так и по воздушным целям.

Эволюция проходила не быстро. Маломаневренные бипланы с пулеметами уступили место юрким одноместным монопланам с мощными турбовинтовыми двигателями и разномастным вооружением.

Сравнивать эти машины — примерно как поставить рядом «Мерседес» и «Запорожец»! Первые ЯКи, МиГи и Ту, в свою очередь, тоже постепенно избавлялись от «детских болезней»: совершенствовалось оружие, улучшались планера, бортовое оборудование.

Венцом же развития военной авиации в XX веке стало появление реактивных самолетов в конце Второй Мировой войны и в послевоенные годы. Такие машины до сих пор воюют в различных точках земного шара, выступают на различных авиашоу и охраняют воздушные границы своих стран.

Реактивные истребители традиционно делятся на поколения, которых сейчас насчитывается пять. Каждое последующее содержит ряд прорывных технологий, который отличает новую машину от старших «собратьев».

«Вечерка» решила на примере двух отечественных истребителей первого и пятого поколений показать, как воевали в небе тогда и как завоевывают господство в воздухе сегодня.

В роли «старичка» мы выбрали легендарный МиГ-15, впервые поднявшийся в воздух в 1947 году. Этот истребитель стоял на вооружении многих стран мира и стал самым массовым самолетом в истории авиации. В одном только СССР таких машин было построено более 15 тысяч! В качестве современного истребителя мы выбрали российский истребитель пятого поколения — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА); рабочее название этой машины — Т-50.

В серию самолет еще не пошел, он сейчас проходит испытания. Однако о многих возможностях новой «грозы небес» можно с уверенностью говорить уже сегодня.

От дозвуковой скорости до сверхзвуковой

По сравнению с ПАК ФА МиГ-15, естественно, выглядит отстало и архаично. Куда этой «трубе с крыльями» тягаться с красивыми обводами нового истребителя? Но для своего времени машина была полуфантастической и непохожей ни на что созданное ранее.

Быстрый и маневренный истребитель, способный разгоняться до скоростей выше 1000 километров в час, мог забраться на высоту в 10 000 метров всего за 7 минут! А дальность его полета с подвесными топливными баками достигала аж 2000 километров. Наши летчики, сражавшиеся с люфтваффе в Великую Отечественную войну, о таких машинах не могли и мечтать. А если ко всему этому еще и добавить отличную маневренность, то станет ясно, почему МиГ-15 так боялись наши соперники по холодной войне.

Тактико-технические характеристики ПАК ФА пока что точно не определены — многие системы истребителя еще дорабатываются.

Известно, что он будет способен разгоняться до 2600 километров в час, подниматься до 20 тысяч метров и с подвесными топливными баками летать аж на дистанцию в 5800 километров!

Ракеты против пушек

МиГ-15 — самолет-ветеран. Свое боевое крещение он прошел в небе над Кореей в 1950–1953 годах. Его главным противником были американские истребители первого поколения F-86 «Сейбр». МиГ-15 имел преимущество в вертикальной маневренности и вооружении, уступая «Сейбру» в авионике и горизонтальной маневренности. Воздушные бои велись на ближних дистанциях. У истребителей этого поколения на вооружении были лишь авиапушки и бомбы. Тактика: визуальное обнаружение противника, сближение, бой. Бортовых радаров и ракет класса «воздух-воздух» тогда не было.

ПАК ФА в боях, понятное дело, пока еще не участвовал. Но его потенциальные противники уже известны: американские истребители пятого поколения F-22 «Раптор», машины поколения 4++ — американские же F-15, F-16 и F-18 новейших модификаций. Воевать в воздухе ПАК ФА будет с помощью новейших ракет «воздух-воздух». «Визитная карточка» самолетов пятого поколения — малозаметность — позволит нашему истребителю атаковать врага, оставаясь вне зоны досягаемости его средств оружия. Но в бою бывает всякое — даже на ПАК ФА было решено оставить авиапушку для ближнего боя.

P.S. Пропасть между пионерами отечественной авиации и современными машинами — колоссальная.

Прогресс позволил реализовать то, о чем полвека назад лишь писали фантасты. Автоматизация, компьютеры, современные материалы...

Но главное осталось неизменным: одержать верх в воздушном бою можно только благодаря мастерству и отваге пилота. За 100 лет ВВС наши авиаторы доказали это неоднократно.

Читайте также:

Штурмовики и истребители выстроятся «сотней»

В это воскресенье, 12 августа, российские Военно-воздушные силы празднуют 100 лет со дня основания. Летчики отмечают событие демонстрацией уникальной фигуры группового пилотажа. (читайте далее…)

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

«Вечерка»-ТВ: Новости. 16 октября

16 октября 15:34
Эфиры Вечерка-ТВ
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER