Суббота 22 сентября, 01:09
Туманно + 14°
Режиссер Петр Фоменко ушел из жизни на 81-м году.

Ушел из жизни Мастер. Не стало режиссера Петра Фоменко

Фото: «Вечерняя Москва», Анна Иванцова
Художественный руководитель московского театра "Мастерская Петра Фоменко" скончался на 81 году жизни.

- Петр Наумович умер после продолжительной болезни в 6 утра, в четверг. У режиссера долгие годы было больное сердце. Прощание с нашим мастером будет проходить в театре. Сейчас уточняется место и время его похорон. Решение принимает его вдова, актриса Майя Тупикова. Смерть Петра Наумовича – огромное горе для нас всех. Его последней постановкой стал спектакль «Записки покойника» по Михаилу Булгакову, - рассказала «Вечерке» пресс-секретарь театра Анастасия Сергеева.

Жена Петра Фоменко Майя Тупикова уже назвала возможную причину смерти своего супруга. По ее мнению, режиссер скончался от скопления жидкости в легких. Всю последнюю неделю Фоменко провел в отделении неотложной кардиологии клиники Чазова. В последние дни состояние народного артиста России ухудшилось. (подробнее читайте здесь)

Прощание с Петром Фоменко пройдет в новом здании "Мастерской" с 9 до 13 часов. Похоронят режиссера на Ваганьковском кладбище, сообщает дирекция театра.

Свои соболезнования родным и близким режиссера выразил мэр Москвы Сергей Собянин. «С глубокой скорбью узнал о кончине великого театрального мастера, народного артиста России Петра Наумовича Фоменко. Российская культура понесла невосполнимую утрату. Жизненный и творческий путь завершил достойный продолжатель классических традиций театра, подлинный новатор сценического искусства, человек огромного таланта, ума и сердца». (полный текст телеграммы читайте здесь)

Президент России Владимир Путин назвал смерть Петра Фоменко невосполнимой потерей для культуры. Как сообщается на официальном сайте Кремля, в телеграмме президента говорится, что «талант режиссера и педагога, безграничная преданность делу снискали Петру Наумовичу славу одного из выдающихся деятелей отечественного и мирового театрального искусства». (полный текст телеграммы читайте здесь)

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в своей телеграмме отметил, что «Петр Наумович воспитал целую плеяду по-настоящему звездных актеров, создал вместе с учениками Мастерскую П.Фоменко с особым творческим почерком, который, надеюсь, сохранится и после ухода Мастера». (полный текст телеграммы читайте здесь)

Совсем недавно, 13 июля, Петр Наумович Фоменко отмечал свое 80-летие. По словам его коллег, юбиляр не любил шумиху вокруг своего имени, даже в родном театре не планировал никаких торжеств.

- Торжественные юбилеи сам Фоменко свирепо обзывает репетициями похорон и ритуальными услугами, - рассказала тогда народная артистка России Людмила Максакова.

А чуть ранее режиссер на Малой сцене своего театра создал пряный и манящий пушкинский коктейль - постановку "Триптих".

На крошечной площадке одна за другой происходят три важные важные встречи. Первая — озорное, окрашенное чудным духом запретности несостоявшееся свидание деревенской "простушки" Натальи Павловны и столичного ловеласа графа Нулина.

Вторая — небольшая ироническая трагедия о странствующем сердцееде дон Гуане, вдруг так не вовремя оказавшемся в плену у подлинного чувства, которое приводит его к холоду могильной плиты.

И третья — череда встреч, подстерегающих Фауста и Мефистофеля в их бесконечном путешествии по преисподней. Смешав в одном котле стихи Пушкина, Гете, Бродского, театр привел своего Фауста на берег моря, затопляющего мир. (читайте далее...)

МАСТЕР

Петр Фоменко мало общался с прессой, одно из самых ярких интервью о нем сделал обозреватель "Российской газеты" Игорь Вирабов. Накануне 80-летия своего Мастера о нем рассказали актрисы Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова и Полина Кутепова. С разрешения коллег мы публикуем текст этой беседы.

Начнем с того, кто кого любит

Надо бы помалкивать, что к этому театру я отношусь пристрастно. Но я не театральный критик, мне можно. Когда-то ходил на спектакли "фоменок" в гитисовские аудитории. Потом, за 20 с лишним лет, они обжили бывший кинотеатр "Киев", обзавелись и новой сценой. Кто-то гадал - сколько проживет такой театр, выросший из одного фоменковского курса, лет десять? А они живут, и интересны они, как ни верти, не меньше прежнего. Вроде и сцен несколько, и зал побольше, а запись на некоторые их спектакли растянулась аж на два года вперед. Загадка, а не театр.

А отсутствие объективности - ну как она уместится в одной голове? - не такой уж и недостаток. Пристрастность теплее и человечней - а без этого "фоменок" и их мастера не стоит и пытаться понять.

Накануне 80-летия Фоменко мы поговорили с актрисами "Мастерской" - Галиной Тюниной, Полиной Кутеповой и Мадлен Джабраиловой. Они из тех, с кем Петр Наумович и начинал создавать свой театр. Не хочется лишних словес, поэтому от наших разговоров здесь - лишь монологи и реплики самих актрис.

Говорили они, замечу, постоянно вспоминая, - ах, он убьет нас, если услышит столько слов о себе. Не знаю, мне все же хочется верить, что не убьет.

Трудно первые сто лет

Галина Тюнина: Мы трудно начинали. Первые шаги в театре, опыта нет, денег ни копейки, многие среди нас не москвичи, огромная ответственность за полученный от зрителя аванс любви, кружили голову похвалы, непростое время в стране, а мы все силы направляли на то, чтобы сделать первый спектакль, удержать его, не растерять того, что вроде бы начало получаться. Трудное счастье создания спектакля. Счастье - в преодолении трудностей, и это дает радость.

Когда появилось помещение у театра, квартиры у актеров, дети, большое количество людей, которые помогают нам в работе, - легче не стало. Как говорит Петр Наумович: "Трудно было первые сто лет, дальше будет еще трудней". Он всегда задает уровень трудностей. Повышает его. Он привносит в спектакли такие сложности, что в конце концов, преодолевая их, ты забываешь об эффекте, который хотел произвести. По словам Булгакова, "те, кто жалуется на усталость, увы, разочаруются. Ибо им придется "устать" еще больше...". Наверное, благодаря этому и получается что-то стоящее.

У нас в театре не было в графике слова "вы-ход-ной". Однажды договорились, назначили - то ли вторник, то ли понедельник. А потом приходим - на доске объявление крупными буквами: ВЫХОДНОЙ. И двадцать восклицательных знаков. А внизу маленькая приписочка: на репетицию вызываются: такой-то, такой-то... - по личной договоренности с Фоменко... Ну, все, конечно, посмеялись и прекратили разговоры про выходные. Потому что - от чего отдыхать? (полный текст интервью читайте здесь)

СПРАВКА "ВМ"

Театральный режиссер, художественный руководитель московского театра "Мастерская Петра Фоменко", педагог Петр Фоменко родился в Москве 13 июля 1932 года. Окончил музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, училище Ипполитова-Иванова по классу скрипки, после чего оступил в Школу-студию МХАТ, однако в 1953 году был отчислен с третьего курса «за хулиганство».

Поступил на филологический факультет МГПИ имени Ленина, который окончил заочно в 1955 году, параллельно учился на режиссёрском факультете ГИТИСа. Первый спектакль поставил в 1958 году.

Главным делом жизни режиссера стал созданный вместе с учениками театр – «Мастерская Петра Фоменко», где были поставлены спектакли: «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастье», «Война и мир. Начало романа», «Три сестры». 

Созданные Фоменко спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий. Самому режиссёру в 1993 году было присвоено звание Народного артиста России. Он также награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней.

ПАМЯТЬ

Театральный мир скорбит по Петру Фоменко

Алла Демидова, актриса:

- Я Петра Фоменко знала еще со времен ранней Таганки, когда мы пришли в театр в 1964 году с курсом – со спектаклем «Добрый человек из Сезуана». Он уже там работал и с нами остался. И остался в репертуаре его спектакль «Микрорайон», где впервые прозвучали песни Высоцкого. Потом Фоменко участвовал в постановке спектаклей «Антимиры», «Павшие и живые», «Дознание» Питера Вайля... И было тогда уже ясно, что он человек с индивидуальным театральным мировоззрением и ему нужен собственный театр. И тогда он уехал в Ленинград. Но тогда у него появились курс и вот эта Мастерская Петра Фоменко, стало всем ясно, что он свою миссию выполнил и его след в театральном искусстве останется.

Это горе, что Фоменко умер и его Фоменки осиротели. Но он воспитал талантливых последователей, поэтому есть надежда, что театр его будет жить. Я верю...

Юрий Бутусов, режиссер:

- Это ужасное событие. Я утром проснулся, и сразу об этом узнал. Испытываю какое-то стрессовое ощущение. Петр Наумович – выдающийся русский режиссер, и, наверное, все лучшие современные режиссеры страны так или иначе связаны с ним. Мне посчастливилось с ним пересечься – всего на несколько встреч, несколько разговоров, но которые оставили во мне очень серьезный и глубокий след. Это большое несчастье. И, дай Бог, чтобы театр сейчас нашел в себе силы продолжить дело своего учителя и основателя.

Нонна Гришаева, актриса:

 - Да вы что.... Я не знала... я не в Москве сейчас. Вы меня убили... Петр Наумович – величайший режиссер. Самый фантастический из всех, с которыми мне приходилось работать. Не могу... мне очень сложно говорить...Он просто невероятный. Наш российский театр, можно сказать, осиротел...

Елена Камбурова, актриса и певица:

- Я далеко от Москвы, только что узнала – не могу говорить... Вы знаете, Петр Наумович очень-очень-очень многое успел сделать за свою жизнь и сделал это блистательно, потрясающе. Но я очень сожалею, что одно из его дарований – невероятное умение быть актером художественного чтения – не реализовалось в полной мере. То, как он читал Пушкина и, вообще, литературу – это невероятно. Мы так долго договаривались о вечере, на котором он мог бы быть просто актером-чтецом, и чтобы это было зафиксировано телевидением, и уже думали было устроить его осенью, но... Вот этого он не успел.

Но он успел, помимо огромного числа спектаклей, через невероятные трудности вначале, сумел воспитать несколько поколений блистательных актеров, большая часть которых теперь составляет труппу театра. Его имени... Я представляю себе, что происходит сейчас с актерами – они, конечно, осиротели. Мы все осиротели.

Петр Наумович всегда убегал от своих дней рождения, а тут ведь был юбилей – 80 лет, - и он все равно сбежал. Но мы договорились, что 4 сентября в театре все-таки будет вечер, посвященный этому событию... Теперь это, наверное, будет вечер памяти...

Столь живого ума, удивительно светлого человека потеряла российская культура, мировая культура. Обрела его в Вечности, но потеряла его живого, горящего, каким он был до последнего момента. Ведь он правильно считал, что его жизнь – в непрекращающихся репетициях, что больница – это не то место, где ему надо быть.

Кирилл Серебренников, режиссер:

- Трудно говорить о Петре Наумовиче в прошедшем времени. Для меня этот человек продолжает быть. В его спектаклях всегда поражала молодая энергия. У него был очень светлый, яркий талант. Не случайно его любимыми героями были Моцарт и Пушкин. Его спектакли помогали нам стать лучше, что не часто бывает в современном театре. Он умел сочетать радость с легкой грустью, но в его постановках никогда не было ничего мрачного или безысходного. Петр Наумович - человек-праздник. Мне он рассказал много интересного не только о профессии, но и о самых обычных вещах. Например, я узнал от него какой вкусной может быть гречневая каша, которой однажды он меня угостил в своем театре. Я по-своему отношусь к физическому уходу. Я верю, что ничего не исчезает. Все остается среди нас. Петр Наумович не любил пафос и громкие слова. В эти дни мы будем вспоминать самые яркие, смешные и трогательные моменты из его жизни.

Борис Любимов, профессор, ректор Театрального института им. М. Щепкина:

- Для меня Петр Фоменко объединяет в себе три ипостаси. Первая – это Фоменко-академист, ставящий «Плоды просвещения» в Театре им. Маяковского, «Без вины виноватые» и «Пиковую даму» в Театре им. Вахтангова. Академист в лучшем смысле этого слова, который умеет работать с любыми актерами, вне зависимости от направления театра – будь то вахтанговские или охлопковские традиции. В любом случае, оставаясь Петром Фоменко, он создает некие абсолютные шедевры и вдруг находит совершенно неожиданный ключ к старым пьесам.

Вторая линия - это его чувство русской прозы. Он мог сказать о себе, перефразируя Давида Самойлова: «учусь играть у русской прозы». Умение во всех повествовательных, прозаических ходах автора найти театральность, игровое начало, - это замечательное свойство Фоменко.

Третья сторона его, конечно же, - это Фоменко как режиссер-педагог. Надо было видеть его в конце 80-х – начале 90-х годов в ГИТИСе, когда вокруг него роилась молодежь. Мне кажется, эта молодежь продлила ему лет на 15 жизнь. Он прирожденный лидер, умеющий собрать вокруг себя 17-20-летних детишек, а потом работать с ними, достигшими 30-40-летнего возраста. Это педагогика без навязывания себя, без морализма и дидактичности. С умением, оставаясь возрастно отцом и дедом, быть все время на равных со своими учениками. Во дворе про него бы сказали – «пацан».

Он не был хулиган – он был озорник. В нем это озорство жило. Он знал цену компромиссу, конфликту, предательству. Мне кажется, в «Без вины виноватых» он об этом рассказал. Так вот при максимуме глубины проникновения во все эти теневые стороны жизни, в нем было и всепрощение.

Режиссер Петр Фоменко ушел из жизни на 81-м году.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER