Вторник 16 октября, 15:10
Ясно + 18°

Вадим Абдрашитов: Общество больно инфантилизмом

Кинорежиссер Вадим Абдрашитов готовится к съемкам двух новых фильмов
Фото: Михаил Садчиков-младший
Последний фильм Вадима Абдрашитова «Магнитные бури» вышел в 2003 году. Паузу в съемках режиссер заполнил педагогической деятельностью: его мастерская во ВГИКе считается одной из лучших.

Вадим Юсупович, ваш постоянный соавтор, сценарист Александр Миндадзе, с головой ушел в режиссуру. Не этим ли обстоятельством вызван перерыв в вашем творчестве?

В моих ближайших планах — сразу две картины, одна из них очень дорогая, а вторая — поскромнее, и на нее мне осталось найти небольшую сумму. Сам я никогда не писал сценарии, и, возможно, уход Миндадзе в режиссуру стал некоторым препятствием.

Хотя я считаю, что если режиссер сам пишет, то выходит на площадку с готовым фильмом, не сталкиваясь с сопротивлением драматургического материала. А мне нравится искать режиссерские ходы в процессе съемок.

Не хотелось снять продолжение фильма «Время танцора»? Тема войны на Кавказе остается злободневной.

У меня есть ощущение, что тема не закрыта. Единственное, что можно противопоставить войне, — это культура. Она начинается с образования. Если в школе происходит катастрофа, то это означает катастрофу в культуре. Раз в пять лет я набираю режиссерскую мастерскую во ВГИКе и каждый раз вижу, что уровень подготовки молодых людей — чудовищный. Конечно, есть очарование молодости, и даже талант, но этого недостаточно.

Неужели из тысяч молодых людей нельзя найти 20 одаренных? Может, устарела система экзаменов?

Задача приемной комиссии уже сводится к минимуму: хотя бы что-то вытащить из абитуриента. Как правило, мы практически вытаскиваем утопленников. Если бы мы могли набрать 40 человек на курс, из которых через год осталось бы 10 способных, возможно, это пошло бы на пользу. Василий Шукшин убил Михаила Ромма, сказав, что он не читал «Войну и мир». Но гений педагогики Ромм почувствовал в Шукшине нечто уникальное и все равно взял его в свою мастерскую. Я поступал во ВГИК, когда мне было 25 лет и у меня уже было высшее образование, я работал на заводе. Со мной учились летчик-испытатель, актер, мастер спорта по боксу, писатель...

Тогда был закон, разрешающий бесплатно получать второе образование. Сейчас такой возможности в России нет.

И мы, педагоги, вот уже 12 лет пишем письма с просьбой разрешить поступать на общих основаниях людям с высшим образованием на две специальности — драматургию и режиссуру. Для режиссера необходим хотя бы минимальный опыт жизни. Но сегодня в режиссуру идут вчерашние школьники, которым пока нечего рассказать людям. Инфантилизация общества — серьезная проблема.

Есть ли картины молодых режиссеров, которые вам нравятся?

Могу выделить всего два фильма — это «Сердца бумеранг» Николая Хомерики и «Шапито-шоу» Сергея Лобана. Между прочим, «Шапито-шоу» — первая картина представителя инфантильного поколения, снятая об инфантилизме. Этот фильм — новый по языку, очень глубокий по сути и рассказывает о поколении, которому под 40, а оно существует на уровне подростков. Феерические актерские работы. При этом картина очень легкая, а это признак мастерства.

 

 

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

«Вечерка»-ТВ: Новости. 16 октября

16 октября 15:34
Эфиры Вечерка-ТВ
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER