Среда 15 августа, 06:08
Ясно + 15°
Передача Сергея Капицы вдохновила Владимира Высоцкого и музыкант написал знаменитую песню «Письмо в редакцию…»

Владимир Высоцкий утверждал, что Капица слышал его песню и не обиделся

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
Как появилось знаменитое «Письмо в редакцию передачи «Очевидное-невероятное».

09:15 20 августа 2012

Владимир Высоцкий "Письмо в редакцию", видео пользователя Sergey A

За 39 лет существования передачи «Очевидное-невероятное» в эфир вышло почти 700 выпусков. Как минимум один гарантированно останется в истории. Это выпуск от 13 ноября 1976 г., посвященный загадке Бермудского треугольника. Он вдохновил Владимира Высоцкого на создание знаменитой песни «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное-невероятное» из сумасшедшего дома с Канатчиковой дачи».

Песня «ушла в народ»

Песню «Письмо в редакцию…» Высоцкий исполнял с осени 1977 г., и за три с небольшим года спел ее на концертах не меньше сотни раз. Многие песни Владимира Семеновича разошлись на цитаты. Но, кажется, именно «Письмо в редакцию…» дало больше всего ходячих выражений.

Каждый легко вспомнит:

«Дорогая передача! Во субботу, чуть не плача, вся Канатчикова дача к телевизору рвалась…», «Вместо чтоб поесть, помыться, уколоться и забыться…», «Уважаемый редактор, может, лучше про реактор?..», «А медикаментов груды – в унитаз, кто не дурак…», «Настоящих буйных мало – вот и нету вожаков», «Это все придумал Черчилль», «Нам бермуторно на сердце и бермутно на душе», «Он над нами издевался. Сумасшедший – что возьмешь!», «Мы напишем в «Спортлото»»…  

У пациентов Канатчиковой дачи, она же – Московская психиатрическая клиническя больница № 1 имени Кащенко (сейчас – имени Н.А. Алексеева), обострилось состояние после просмотра «Очевидного – невероятного». Характеристика виновника тоже запоминается:

Говорил, ломая руки,

Краснобай и баламут

Про бессилие науки

Перед тайною Бермуд.

Все мозги разбил на части,

Все извилины заплел…

– Это не лично к Капице (обращено. – Прим. ред.), с которым я дружу и, в общем, отношусь к нему с большим уважением, а к тем, кому они предоставляют иногда трибуну, – объяснял Владимир Семенович в мае 1979 г. на одном из концертов.

А как было на самом деле? О чем говорили в передаче и было ли от чего зрителю сойти с ума? Мы посмотрели запись легендарного эфира в интернете.

09:15 20 августа 2012

Программа "Очевидное-Невероятное", Видео пользователя LoroNostro

Наука вовсе не «бессильна»

В той исторической передаче в гостях у Сергея Капицы был кандидат технических наук Владимир Ажажа. Они обсуждали, почему в районе Бермудского треугольника исчезают корабли и самолеты. Самый известный случай произошел 5 декабря 1945 г. – тогда бесследно исчезли пять американских торпедных бомбардировщиков, выполнявших учебно-тренировочный полет. За дальнейшие тридцать лет в том районе пропало около 100 морских и воздушных судов и более тысячи человек.

Владимир Ажажа руки в кадре не ломал и вообще не жестикулировал. Он вовсе не выглядел «баламутом» и не настаивал на «бессилии науки». Загадочные исчезновения он предлагал объяснять научными понятиями.

- Недавно один из сотрудников Института земного магнетизма познакомил меня с интересной магнитограммой и данными, которые показывают, что именно 5 декабря 1945 г., когда произошло это печальное событие, на Солнце зафиксирована гигантская хромосферная вспышка, протуберанец. Была солнечная буря... Явление возмущения магнитного поля земли вызывает и радиопомехи, выводит из строя курсы указателей, магнитные и гироскопические компасы, - так он объяснял трагедию с американскими самолетами.

При рассмотрении вопроса с исчезновением кораблей Ажажа предложил учитывать явление инфразвук (волны, имеющие частоту, ниже воспринимаемой человеческим ухом), которое иногда заставляет моряков терять разум и в спешке покидать судно.

Однако Сергей Капица на экране убедительно разбивал его доводы. Почему солнечная буря 5 декабря 1945 г., если такая действительно была, повлияла только на эти самолеты? Она ведь должна была ощущаться по всему земному шару. А сойти с ума в длительном плавании можно не только из-за инфразвука, но и из-за сложных условий, долгой разлуки с родными.

- Всегда ли нам надо прибегать к таким совершенно революционным представлениям, когда часто самые необычные вещи можно объяснить на основании известных законов механики? – задал риторический вопрос Сергей Капица.

Только раз Ажажа заговорил о действительно необъяснимом: у самолета, побывавшего в Бермудском треугольнике, показания бортовых часов на 10 минут расходились с часами аэродромной службы.

Впоследствии Владимир Ажажа стал известным уфологом (специалистом по НЛО и другим паранормальным явлениям), но в передаче разговор о «летающих тарелках» зашел лишь раз, и то с подачи ведущего. Сергей Капица сказал, что в западной печати исчезновения кораблей приписывались влиянию инопланетного разума. Владимир Ажажа подтвердил – да, приписывались. «Но ведь никто не видел, чтобы летающая тарелка ухватила корабль?» - задал Сергей Петрович вопрос гостю. Конечно, никто не видел.

В передаче также приводились высказывания опытных летчиков и моряков, побывавших в районе Бермудского треугольника. И все они называли массу вполне прозаических причин, по которым полеты и плавание в этих широтах делаются опасными. Для самолетов создают проблемы большое количество атмосферных фронтов, активная грозовая деятельность. Для кораблей – мертвый штиль, жара (температура воды за бортом – 32 градуса!), водоросли Саргассова моря. Добавим непредсказуемость погоды, сложность радиосвязи и, наконец, вечный человеческий фактор.

Так что Владимир Ажажа на экране оказался в невыгодном положении: в одном лагере он, в другом – все остальные.    

Передачу Сергей Капица закончил речью – гимном научной корректности и ответственности ученого:

- Мы всегда пытались рассказать, как невероятные вещи превращаются в очевидные факты нашего научного мировоззрения. Путь познания природы начинается с наблюдений, мы должны увидеть нечто необычное. Умения развивать наблюдательность, привлекать необычные факты - это ценнейшее свойство исследователя. Здесь ему сильно помогает фантазия, умение оторваться от привычных представлений, умение построить то, что мы называем гипотезой. Гипотеза – первый шаг к объяснению тех или иных явлений. Однако, строя гипотезы, мы должны опираться на широкий круг представлений. Мне кажется, не все гипотезы, о которых шла сегодня речь, удовлетворяют таким требованиям.

Незакрытый пуп Земли

На идею написать песню Высоцкого натолкнула не только передача Сергея Капицы. В середине 1970-х гг произошел всплеск интереса к теме Бермудского треугольника. В 1974 г. американский лингвист и уфолог Чарльз Берлиц опубликовал книгу «Бермудский треугольник», в которой утверждал, что случаи исчезновения судов в районе Бермудских островов вызваны паранормальными явлениями. На следующий год американский исследователь Лоуренс Дэвид Куше напечатал книгу «Бермудский треугольник: мифы и реальность» (русский перевод – 1978), в которой опровергал Берлица.

Как пишут комментаторы поэзии Высоцкого Андрей Крылов и Анатолий Кулагин, в первой половине 1976 г. (до 17 июня) с рассказом о Бермудском треугольнике выступил в передаче «Клуб кинопутешествий» известный советский уфолог Феликс Зигель. И советские телезрители засыпали редакции телевидения и газет вопросами про «загадку Бермуд». Неслучайно Сергей Капица начал передачу со слов:

– Мало таких проблем, по которым наша передача и «Клуб кинопутешествий» получала такое количество вопросов...

В 9-м номере «Науки и жизни» в том же году Владимир Ажажа напечатал статью «О «летучем голландце», Дьявольском море и Бермудском треугольнике», о ней тоже упоминали в передаче.

Но и это не все. Летом 1977 г. снимался итальянско-мексиканский триллер «Тайна Бермудского треугольника» (режиссер Рене Кардона-мл.). А одну из ролей в нем исполняла… Марина Влади. Высоцкий отправился на съемки вместе с нею, и в июне-июле 1977 г. пожил в непосредственной близости от того самого треугольника – на принадлежащем Мексике острове Косумель в Карибском море. Вот такие бывают рифмы судьбы.

Дорога в иной мир

Даже если бы этих совпадений было меньше, Высоцкий все равно бы рано или поздно обратился к теме Бермудского треугольника (он упоминал его еще до поездки в Мексику, в песне 1976 «Мореплаватель-одиночка»). На концертах он рассказывал, что люди, которых находили после пропажи в том районе, теряли разум. А Высоцкого всегда интересовали мотивы безумия, перехода в иной мир.

Но все же главным «толчком» к написанию «Письма в редакцию…» стала передача Сергея Капицы. Для советского телевидения событием была сама попытка говорить о явлениях, не вписывавшихся в материалистическую картину мира.

- Сергей Петрович начал протаскивать на экран темы, которые раньше обходили вниманием или осуждали, - сказал «Вечерке» Владимир Ажажа. – Его передача показала, что и Центральном телевидении можно говорить о самых запретных вещах, невзирая на традиции и авторитеты.

Кстати, Владимир Ажажа ничуть не обиделся на Высоцкого за эту песню. Как не обиделся и Сергей Капица (о чем Высоцкий с удовольствием говорил на концертах). 

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER