Вторник 14 августа, 22:08
Ясно + 19°
Верующие в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.Сегодня у них престольный праздник

Сегодня один из главных православных праздников - Успение Пресвятой Богородицы

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
Во вторник утром патриарх Московский и всея Руси Кирилл, по многолетней традиции, совершил в Успенском соборе Кремля литургию по случаю Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии - одного из главных праздников христианского календаря.

Успение (кончина) Богородицы датируется 48-м годом нашей эры. Успению у православных верующих предшествует двухнедельный пост.

По преданию, Богородица ушла в мир иной вскоре после того, как ей явился архангел Гавриил, который возвестил о скором ее отшествии на небеса и в залог оставил пальмовую ветвь. Ко дню успения Девы Марии все апостолы чудесным образом собрались в Иерусалиме, где жила тогда Богоматерь.

В назначенный час в комнате, где находились Мария и ученики Иисуса, заблистал ослепительный свет, и Христос, окруженный множеством ангелов и другими небесными силами, сошел в комнату. Тогда святая Дева встала с одра и поклонилась Ему. Без всякого телесного страдания она предала душу в руки своего Сына и Бога.

Богородицу похоронили в Гефсиманском саду, но через три дня, когда апостолы открыли гроб, они нашли в нем только погребальные пелены, так как Господь вознес на небо не только душу, но и тело Марии. Вечером того же дня она явилась апостолам и сказала: "Радуйтесь! Я с вами во все дни".

О большом значении, которое придавали этому празднику с принятием христианства на Руси, свидетельствует множество Успенских церквей, соборов, монастырей, построенных на Руси. Успению посвящены: первая церковь в Киеве, возведенная князем Владимиром - Десятинная, собор города Владимира, престольный праздник Новгородской Софии, главный собор Руси в Московском Кремле, где русские цари венчались на царство, многие другие храмы. Древнейшие монастыри - Киево-Печерская лавра, Псково-Печерский монастырь, Почаевская лавра также имеют главным своим праздником Успение Божией Матери.

В народе Успение издавна ассоциировали с началом бабьего лета и окончанием сбора урожая (дожимки).

КОММЕНТАРИЙ:

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на апостолов на Лазаревском кладбище Москвы:

- Успение Пресвятой Богородицы - это один из самых больших православных праздников. Его еще называют Богородичной Пасхой, поскольку празднуется не столько успение, то есть смерть Пресвятой Богродицы, сколько ее воскресение. Самый главный догмат христианской религии - человек воскресает после своей смерти, если он жил достойным образом. В этом празднике та же идея прослеживается. Предшествует Успению Пресвятой Богородицы Успенский пост. Те, кто соблюдают его, получают особую милость Божьей матери. Пост строгий. Но я считаю, что он самый несложный, поскольку выпадает на такое время года, когда созревают овощи и фрукты. Итак, в этот праздник принято идти в храм, причащаться, тем, кто постился. Без таинства причастия нельзя ощутить всей  полноты праздника. Пост заканчивается и разрешается есть любую пищу. В праздники не принято работать, но сейчас мы живем в такой социальной системе, когда люди работают в организациях, фирмах и подводить сотоварищей не по-христиански. Так что, кто может не идти на работу, тот не идет, а кому нужно, тот отправляется на раннюю литургию, а затем идет трудиться. Кто болен или по каким–либо важным причинам не может пойти в храм, может молиться дома. В этот день я рекомендую читать акафист Божьей Матери и псалтирь.

Анатолий Журавлев, доктор филологических наук, заведующий  отделом славянского языкознания Института славяноведения РАН:

- Бабье лето – некалендарная дата, за числами это время четко не закреплено. Все зависит от климатических особенностей местности. На севере, где быстрее наступают холода, бабье лето начинается в конце августа, в Центральной России с начала сентября. Славяне интересно отмечали этот праздник. В этот день был конец жатвы, резали последний именинный сноп, украшали его лентами и несли с песнями во двор, варили братское пиво, пекли праздничные пироги из новой муки. А бабы обвязывали последней соломой серпы и катались по сжатому полю и приговаривали, чтобы хороший урожай был. Из последнего снопа брали три колоска, из каждого выбирали зерна и зарывали в землю в укромном месте. Если лучше и раньше взойдут зерна из первого колоса, значит, лучший урожай  в следующем году даст ранний сев, из второго - средний из третьего - поздний. Возвращавшихся с поля баб и девушек парни обливали водой, таким образом считалось, что они кличут дожди на будущие весну и лето. После обедни совершались крестные ходы, читались молебны Божьей матери.

С этим днем связывали и определенные приметы. К примеру, если в этот день нет ни ветра, ни дождя, то вся осень будет тихая, недождливая. Светили караваи хлеба, которыми по возвращению домой разговлялись. Остатки каравая завязывали в чистую холстину и давали в случае необходимости больным. Также считалось, что нужно пахать до Успения, а сеять и до, и после. До Успения пахать – лишнюю капну нажить. К Успению поспевают овощи  и начинается заготовка запасов впрок: на Успение огурцы соли, на Сергия, то есть 25 сентября, капусту руби, чтобы было с чем зиму прожить.

КАК МОЛИТЬСЯ НА УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

На Успение православные христиане читают Акафист Пресвятой Богородице.

Акафистами называются особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых. Слово "акафист" - греческое, означающее молитвенное последование, во время которого не положено сидеть. Акафисты состоят из 25 песен: 13 кондаков и 12 икосов. Кондак - краткая хвалебная песнь, оканчивается восклицаниями - "Аллилуйя" ("хвалите Бога"). Икос - (по-гречески - "дом") - развивает тему кондака, содержит тринадцать славословий, начинающихся со слов «радуйся».

Кондак 1

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Икос 1

Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже рaдocть возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 2

Видящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души Моей является: безсеменнаго бо зачатия рождество како глаголеши, зовый: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи, возопи к служащему: из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми? К Нейже он рече со страхом, обаче зовый сице: Радуйся, совета неизреченнаго Таиннице; радуйся, молчания просящих веро. Радуйся, чудес Христовых начало; радуйся, велений Его главизно. Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо. Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение. Радуйся, Свет неизреченно родившая; радуйся, еже како, ни единаго же научившая. Радуйся, премудрых превосходящая разум; радуйся, верных озаряющая смыслы. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 3

Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную, и благоплодная Тоя ложесна, яко село показа сладкое, всем хотящим жати спасение, всегда пети сице: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся, и играньми яко песньми вопияше к Богородице: Радуйся, отрасли неувядаемыя розго; радуйся, Плода безсмертнаго стяжание. Радуйся, Делателя делающая Человеколюбца; радуйся, Садителя жизни нашея рождшая. Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот; радуйся, трапезо, носящая обилие очищения. Радуйся, яко рай пищный процветаеши; радуйся, яко пристанище душам готовиши. Радуйся, приятное молитвы кадило; радуйся, всего мира очищение. Радуйся, Божие к смертным благоволение; радуйся, смертных к Богу дерзновение. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя, Непорочная; уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуиа. (Тексты остальных молитв читайте здесь)

НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ НА УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Время с 28 августа по 11 сентября называют "молодым бабьим летом". По народным приметам, "с Успения солнце засыпает".

В стародавние времена в день Успения Пресвятой Богородицы верующие приносили в церкви семена и колосья разных хлебов для благословения и освящения, а на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой и приговаривали: "Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!"

День Успения Пресвятой Богородицы для верующих одновременно скорбный и радостный день, ведь Дева покинула землю, но отправилась на небеса, где заняла место рядом со своим сыном Иисусом Христом. Теперь она может слышать каждого человека и помогать, если ее об этом просят.
На Успение крестьяне заканчивали жатву, пекли пироги, созывали родных и соседей на праздник. (Подробнее о народных приметах на Успение Пресвятой Богородицы читайте здесь)

 

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER