Суббота 20 октября, 05:10
Туманно + 5°

Братва, в натуре, спокуха! У нас сегодня днюха!

Стадии развития нового русского.
Стадии развития нового русского.
Фото: "Вечерняя Москва"
У «реальных пацанов» юбилей — 20 лет назад , 7 сентября 1992го, термин «новые русские» впервые появился на страницах российских газет.

Корреспонденты «Вечерки» углубились в недавнюю историю, чтобы выяснить, чем жили «хозяева жизни из 90-х», герои многочисленных анекдотов, поклонники качалок, песен Михаила Круга, люксовых автомобилей и блатных замашек.

Сам по себе термин означает поднявшегося на фоне бандитских разборок и прочего беспредела бизнесмена. Хозяева, как они сами привыкли себя называть, жизни, или бандиты, какими видела их остальная часть населения, пришли на смену потерявшим в 90-е силу и власть партийным функционерам.

Советский Союз распался, и на смену отжившим директорам заводов пришли бритые под колено парни из качалок. Они и стали «новыми русскими», пока другие оставались простым рабочим классом.

Молодые ребята шли крышевать палатки и прочую мелкую коммерцию — то есть защищать начинающих коммерсантов от себе подобных, пока другие «кошмарили» или же попросту грабили нарождающийся предпринимательский класс.

Именно они ввели моду на малиновые пиджаки и спортивные костюмы в самых разнообразных сочетаниях, а позже на кашемировые пальто в пол и шелковые рубашки. Они носили нагрудные кресты размером с сигаретную пачку и золотые перстни, продав который, рядовой россиянин мог полгода не работать. Тогда же появилась распальцовка — картинный жест любого нувориша. «Пацанская коза» из раздвинутых в стороны указательного пальца и мизинца сопровождала нового русского везде: будь то разборка или деловые переговоры, хотя, как правило, разницы между этими понятиями не было.

Речь такого образчика — невообразимая помесь блатной фени и иностранных заимствований — изобиловала запоминающимися оборотами. Большая часть этих фраз пережила тех, кто их употреблял. Новые русские не говорили, а «базарили»; не зарабатывали, а «стригли капусту», ну или, на худой конец, «зашибали лавэ», не обманывали, но «кидали» или «гнали порожняк».

Именно тогда на дорогах нашей необъятной появились наглухо затонированные «мерсы», «гелики», «кирпичи» и «крузаки».

Особым шиком считался пейджер или мобильный телефон. Пускай звонить, по-хорошему, было некому, зато в случае плохой связи выручала складная антенна.

У «новых» вообще действовал принцип «чем больше, тем лучше». Ценились большие дорогие машины, двух-, трех- и более этажные «хаты» (известны случаи, когда человек целиком выкупал подъезд), особняки, похожие на рыцарские замки.

Похороны безвременно почивших «пацанов» превращались в километровые красочные процессии (куда там «маршам миллионов»), а могилы оформлялись с по истине фараоновской пышностью: на памятнике черного гранита упокоившийся изображался со всеми атрибутами прижизненного успеха — «шестисотым», золотыми цепями на шее, мобилой в руке...

Еще один принцип: «чем дороже, тем круче». Как ни парадоксально, но купить что-то подешевле считалось неким плебейством. В начале 90-х даже ходил анекдот: — Гля, котлы новые взял.

300 грина! — Ну ты лох! Я такие же за 500 брал.

К началу нулевых новые русские в дикой своей форме стали исчезать. «Братву пересажали или перестреляли», и вчерашние новые русские сменили разноцветные пиджаки на элегантные костюмы, а «терки» и «разборки» переместились из саун в цивильные переговорные.

Преуспевающие бизнесмены ездят на международные форумы и семинары. Мерилом «крутости» теперь считается престижный университет и деловые связи, а о минувших легендарных временах напоминают лишь популярные ленты «Бригада», «Бумер» и «Жмурки».  

Вчерашние новые русские уже давно предприниматели

Дмитрий Быков, писатель:

- В новых русских из 90-х я вижу ковбоев Дикого Запада: и тем, и другим приходилось отстаивать свое мнение, свои понятия в нелегкой борьбе, зачастую с помощью силы.

Конечно, ко многому из той эпохи я отношусь с насмешкой, к чему-то — с состраданием. Даже детям новых русских не понять ту эпоху: в большинстве своем они более мягкие, цивилизованные. А их отцы мягкость себе просто не могли позволить.

Если честно, мне даже немного жаль, что в лихие 90-е я занимался писательством и журналистикой, а не коммерцией. Ничего не попишешь, в ней заключался стержень эпохи, и я этот стержень упустил. С другой стороны, долго бы я не протянул. Сомневаюсь, что вообще бы выжил.

Дарья Халтурина, социолог:

— Вчерашние новые русские уже давно составили крепкую прослойку российских предпринимателей. Социальная революция в России давно свершилась, и вот результат: если в 90-е рэкетиры были полноценной частью общества, то теперь бандитизм — понятие скорее экзотическое, нежели повседневное. Те самые новые поснимали малиновые пиджаки, сменив их на более презентабельные костюмы, убрали тонировку с автомобилей и превратились во вполне законопослушных бизнесменов малой, средней и крупной руки. Кто-то, правда, не выдержал: уж слишком разные методы ведения бизнеса сейчас и тогда. В общем, класс сам собой нивелировался — новые русские в прошлом сейчас мало чем отличаются от рядовых россиян.

Алексей Панин, актер:

— В известном фильме «Жмурки» я играл не нового русского, я играл бандита.

А бандит — понятие не эпохальное, бандиты были всегда, и в 60-е, и в 80-е и в 90-е. Конечно, время идет, бандиты меняются.

В этом фильме они получились именно такими.

Я в эту эпоху жил и прекрасно помню атмосферу лихих 90-х. Все, что я передал на экране, не вымысел.

Я и в роль не вживался — просто вышел и сыграл.

Уже после выхода фильма на экраны мне доводилось слышать разные отзывы об этой роли от бандитов, милиционеров, врачей, да от кого угодно...

Максим Коновалов, актер:

— Вжиться в роль Лехи «Киллы» было нетрудно, ведь меня окружала масса примеров. Это было время хаоса. В 2003 году мы с другом ездил в Минск, там зашли в ресторан пообедать. Мужчины за соседним столиком, глядя на меня, переговаривались. Потом не выдержали, подошли, попросили разрешения присесть к нам и поговорить. Тогда-то я и услышал самый запоминающийся комплимент в моей жизни. Они рассказывали о себе, о своей жизни, связанной с криминалом, о том, как похожи на них наши герои из «Бумера». Потом спросили, действительно ли я новый русский, потому что очень уж поверили моей игре. И когда я сказал, что к нуворишам никакого отношения не имею, сильно удивились. Было очень приятно, что роль получилась настолько убедительной.

«Кирпич» для братков

В 1983 году был выпущен мобильный телефон Motorola DynaTAC 8000X — первый «кирпич» для реальных пацанов. На его разработку, которая длилась более 10 лет, было выделено около 100 миллионов долларов. Телефон весил достаточно много — целых 800 граммов, хранил в памяти 30 номеров, имел одну мелодию и стоил 3995 долларов. В режиме разговора аккумулятора «Моторолы» хватало менее чем на час. Успех Motorola Dyna TAC 8000X был настолько грандиозным, что для того, чтобы купить новинку, приходилось ждать очереди несколько месяцев. Впоследствии именно с ним и хо ди ли новые русские. Причем в карман «Моторола», как правило, не помещалась, и нувориши гордо носили драгоценный аппарат в руке.

От фиксы до фарфора

Свою статусность новые русские подчеркивали даже зубами: сменившие тюремные стальные фиксы на золотые коронки братки стали инкрустировать их драгоценными камнями. Причем в стремлении блеснуть зубами они заходили так далеко, что ставили коронки даже на здоровые зубы. С годами эта мода отжила свое, и на смену вычурным блестящим фиксам пришла голливудская улыбка с аккуратными фарфоровыми протезами.

Малиновые пиджаки от Versace

В 1992 году на Неделе высокой моды в Париже модельеры Versace представили красные пиджаки в сочетании с классическими брюками. Именно оттуда они перекочевали в гардеробы новых русских. Встречались варианты пиджаков в зеленом и рыжем цвете, которые в сочетании с золотой цепью на шее создавали образ человека, который может позволить себе все. Позже нувориши переоделись в костюмы спокойных тонов, а после кризиса 1998 года малиновые пиджаки и вовсе исчезли.

Из спортсменов в бандиты

По расхожему мнению, первые новые русские — неудавшиеся спортсмены, которые ударились в бандитизм от безденежья. Так, в свое время из качалок вышли «любера» — самая известная группировка лихих 90-х.

Основатели банды признавались, что первые «любера» собирались в качалках на фоне общего увлечения спортом и лишь потом пошли зарабатывать на жизнь рэкетом и разбоем. В итоге многие из них погибли в перестрелках, часть попала в тюрьму, а уцелевшие перевоплотились в бизнесменов.

Конкретный словарь для реального пацана

Порожняк, тухлик, фуфло — дезинформация

Упирант — бескомпромиссный человек

Гнать по рыбе — копировать по образцу

Колода, шарага — группа лиц с сомнительной репутацией

Сломать кайф — испортить дело

Фраер — дилетант

Фраернуться — опозориться

Сыграть подлянку — бросить в беде

Лавэ, капуста — деньги

КСТАТИ

Жена для нового русского была такой же статусной вещью, как, например, 600-й «Мерседес», малиновый пиджак и мобила-«кирпич». Предметом вожделения нуворишей была модель, «с ногами от ушей». Порой модели специально «охотились» за нуворишами, чтобы урвать «папика покруче». Счастливого конца в этой сказке, как правило, не было. Самые удачливые оставались «при своих», а те, кому повезло меньше, «попадали под раздачу» вместе со своими богатенькими покровителями.

ФАКТ

50 литров искусственной крови использовала на съемках фильма «Жмурки» группа по спецэффектам, чтобы сделать батальные сцены максимально эффектными и реалистичными. В перестрелках, которые устраивают главные герои фильма, погибают 18 человек.

ЦИФРА

100 автомобилей было использовано во время съемок телесериала «Бригада», в том числе 13 — марки Mercedes, 5 — BMW, 4 — Toyota Land Cruiser.

Стадии развития нового русского.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER