Понедельник 15 октября, 12:10
Ясно + 14°

Козырная плацкарта

Железнодорожные власти России всерьез взялись за плацкартные вагоны. К сожалению, не за их улучшение, а за их уничтожение. В РЖД считают, что это «советский анахронизм» и что люди в них ужасно страдают.

Лично я считаю, что это РЖД в его сегодняшнем виде — анахронизм. А плацкартный вагон очень даже востребован — причем не только слабо обеспеченными людьми. Я сам часто езжу в плацкарте, хотя у меня достаточно денег даже на СВ. Во-первых, эта железнодорожная коммуна мне просто нравится: здесь люди знакомятся, общаются, вместе едят и пьют, здесь разные слои общества перемалываются в то, что называется общенациональным единством. Ну, а во-вторых - в очень многих случаях разумной альтернативы плацкарте просто нет.

Например, плацкартный вагон — единственный относительно недорогой способ передвижения на дальние расстояния для любителей активного отдыха. Я знаю людей с очень большими доходами, которые именно по этой причине регулярно ездят в дешевых вагонах. Туристическое снаряжение, велосипеды, рафтинги — возить все это в купейных вагонах решительно невозможно, а в самолетах — слишком дорого. Незамкнутые верхние полки допотопных плацкартных вагонов — такую возможность гостеприимно предоставляют. Туда, например, легко помещаются четыре велосипеда (естественно, в разобранном виде и упакованные в мешки). Правда, недавно шибко эффективные менеджеры РЖД модифицировали плацкартное купе, снабдив его дурацкой аркой при входе. Вместимость третьих полок после этого понизилась вдвое.

«Я поставил задачу, чтобы плацкартный вагон перестал существовать как класс. Не очень удобно, когда пассажиры переодеваются на людях. Да и атмосфера там: люди потеют, дышат, у каждого свой запах...», — так выразился на этот счет глава РЖД Владимир Якунин.

Альтернатива, которую рассматривает РЖД, называется так — «вагоны повышенной вместимости». Они же «вагоны кушетного типа». Они же — «как в Европе». Наберите в поисковике эти словосочетания, посмотрите фотографии и ужаснитесь. Вместимость в этих вагонах и правда повышенная — шесть человек на купе. Расстояния между полками такие, что на нижней даже я со своими 169 сантиметрами роста смогу сидеть только скрючившись, а на верхних не получится даже привстать. Ощущение безумия довершает стеклянная дверь купе (переодеваться пассажирам станет от этого, конечно, на порядок удобнее) и те же 54 посадочных места, что и в старом плацкартном вагоне. Для чего тогда городить огород? А, ну да. Можно будет повысить цены на билет. Потому что типа стало комфортней. А чтобы малообеспеченные не совсем пострадали, третьи полки будут стоить почти столько же, сколько сегодня стоит билет в плацкартный вагон. То-то начнется разгул комфорта в новых вагонах «европейского» типа. Представьте себе: едет по России семья с общим доходом в 15-20 тысяч рублей в месяц — мама, папа и двое детей пяти и семи лет. У каждого по третьей полке в разных концах вагона. И таких семей в вагоне штук пять, не меньше. Уверен, что если эти вагоны пустят на рельсы, то ровно через полгода у них появится еще одно название - «дурдом на колесиках».

В Европе так действительно ездят — но только на поездах одной ночи и, как правило, одинокие странники. Для семейного путешествия развитая транспортная инфраструктура Европы дает богатый выбор других возможностей. Как пользоваться такими вагонами в огромной стране с убитыми дорогами, дорогущими авиабилетами и низким уровнем жизни — страшная тайна, которую знают, наверное, только в кабинетах РЖД.

Сегодня на дешевые плацкартные перевозки в России приходится 70 процентов всего пассажиропотока. После того, как эти вагоны вымрут, как динозавры, резко снизится и без того катастрофически низкая мобильность населения. Сотни тысяч людей потеряют работу, потому что добираться до нее в купе станет невыгодно. Миллионы перестанут видеть родственников, потому что дешевле станет организовать собственные похороны, чем сгонять к брату с Кубани на Урал. А что это такое как не начало распада страны?

Но это железнодорожников интересует гораздо меньше, чем тот факт, что плацкартные перевозки убыточны и требуют госдотаций. Факт, конечно, вполне уважительный для коммерческой компании. Но вместо того, чтобы изыскивать внутренние ресурсы для повышения рентабельности, вместо того, чтобы находить нестандартные управленческие решения, чтобы хотя бы свести к минимуму необходимость этих госдотаций, наше РЖД в отношениях с государством прочно усвоило совершенно некоммерческий аргумент: «Дай денег! Не дашь? Ну, тогда мы вам тут сейчас устроим социальную напряженность».

По мне, так социальное единство — все-таки лучше. Уважаемое российское государство! Сделай, пожалуйста, одно из двух. Или дай денег этим буржуям-монополистам, пусть подавятся. Или поставь управлять железной дорогой других людей — которые умеют создавать эффективные системы в интересах всего общества. А то мы ведь и правда социально напряжемся. 

 

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER