Понедельник 24 сентября, 07:09
Пасмурно + 6°
Станет ли Россия родиной клонированных мамонтов?

Специалист НИИ прикладной экологии Севера: Живые клетки мамонта еще предстоит найти

Фото: www.sxc.hu
Участники международной палеонтологической экспедиции "Яна-2012" нашли уникальные материалы по изучению мамонта, в том числе живые клетки доисторического животного, сообщает пресс-служба Северо-Восточного федерального университета (СВФУ).

Экспедиция проходила в августе в Усть-Янском районе. В ней приняли участие специалисты из России, Кореи, США, Канады, Швеции, Англии, а также сотрудники СВФУ.

- В уникальной местности на глубине около 100 м нам удалось найти богатый материал для исследования - это мягкие и жировые ткани, шерсть, костный мозг мамонта", - рассказал руководитель экспедиции, старший научный сотрудник Музея мамонта Научно-исследовательского института прикладной экологии Севера в Якутске Семен Григорьев.

- Могут ли найденные биоматериалы быть использованы для клонирования мамонта?

- Сразу проясню ситуацию, речи о живых клетках, как было растиражировано, не идет Мы нашли пока образцы мягких тканей мамонта, и в частности в клетках костного мозга наблюдали под микроскопом визуально целые ядра. Требуется в первую очередь проверить насколько сохранилась в этих ядрах наследственная информация, т.е. молекулы ДНК.

- Возможно ли, хотя бы приблизительно сказать, сколько времени на это потребуется?

- На проверку могут уйти месяцы. И если мы вместе с корейскими коллегами обнаружим хотя бы одно целое ядро, то шансы на клонирование мамонта возрастают. Результаты, и то предварительные, мы сможем обнародовать не раньше Нового года.

- Как будет проходить процедура?

- Если коротко - то из яйцеклетки азиатской слонихи удаляют собственное ядро и вводят ядро мамонта. Затем стимулируют яйцеклетку на деление и получают эмбрион который имплантируют в матку слонихи. Теоретически должен получиться настоящий мамонт.

- Сколько по времени длились поиски? Велика была вероятность находки живых клеток?

- Мы подписали договор с корейским Фондом биотехнологии Sooam в марте этого года и в августе - начале сентября организовали совместную экспедицию в бассейн р. Яна для поисков материала. Так как мы искали не вслепую а точно знали перспективные места где работали раньше, то основные усилия по поиску сконцентрировали на местонахождении Мус-Хая (в переводе с якутского «Ледяная гора») в 40 км выше с. Казачье Усть-Янского района. Несмотря на найденные нами образцы биоматериала мамонта хорошей сохранности шансы на то, что удастся из них выделить живую клетку не очень велики, т.к. это были все-таки разрозненные фрагменты различных тканей мамонта,  Если удастся найти в будущем целую тушу мамонта в замороженном состоянии шансов было бы значительно больше. Будем искать и работать дальше.

Результаты экспедиции будут опубликованы в авторитетных научных журналах. А подробный видеоматериал можно будет увидеть в следующем году на канале National Geographic.

Ранее сообщалось, что в августе 2011 года в Усть-Янском районе были найдены туши мамонта, бизона и древней лошади. С 27 февраля по 2 марта ведущие палеонтологи мира исследовали тела животных. В частности, обсуждалась идея клонировать древних животных.

Много шума в научном мире в свое время наделал история мамонтенка Любы. В мае 2007 года самка мамонта была найдена оленеводом Юрием Худи в верхнем течении реки Юрибей на полуострове Ямал. Свое имя она получила в честь жены оленевода. Мамонтёнок уникален тем, что по сохранности превосходит все ранее обнаруженные ископаемые останки мамонтов: тело сохранилось полностью, за исключением волосяного покрова и копытец.

Исследование останков проводил коллектив учёных из России, США, Японии и Франции. Учёные определили, что мамонтёнок погиб около 40 тыс. лет назад в возрасте 1 месяц. Предполагается, что после того, как мамонтёнок утонул и задохнулся в глинистой массе, произошла консервация тела под действием лактобактерий. Это обеспечило сохранность тела в течение десятков тысяч лет , а затем предотвратило разложение и уничтожение его падальщиками в течение почти года после того, как тело было вымыто из мерзлоты течением реки. Поскольку тело мамонтёнка было найдено в мае, то есть до того, как вскрывается река, учёные предполагают, что оно было вынесено течением на поверхность за год до момента находки.

КОММЕНТАРИЙ

Кирилл Зотов, кандидат биологических наук:

- Мамонты – это  вымерший род млекопитающих из семейства слоновых. Они были довольны крупными животными, некоторые особи достигали 5,5 метров высотой, а вес тела мог быть 10-12 тонн. Но ученые изучавшие мамонтов пришли к выводу, что чем ближе к современности период, к которому относится биологический материал, тем меньше и слабее становится скелет мамонта. Мамонт был похож на слона, но гораздо мощнее. Кроме того, туловище было покрыто густой шерстью рыжего цвета.  Кроме того, у мамонта были маленькие уши, не как у слона.  Особенности строения конечностей и хобота, пропорции тела, форма и размеры бивней мамонта указывают на то, что питался он, как и современные слоны, различным растительным кормом. При помощи бивней звери выкапывали из под снега корм, сдирали кору деревьев, добывали жильный лед, использовавшийся зимой вместо воды. Для перетирания пищи мамонт имел с каждой стороны верхней и нижней челюсти одновременно только по одному, очень крупному зубу. В теплое время года животные кормились преимущественно травянистой растительностью.  Всем, кто интересуется зоологией и хочет больше узнать о мамонтах, я предлагаю сходить в Зоологический музей, где собрано много интересного материала.В частности, там можно узнать о находках останков мамонтов  на территории России, в Сибири. Посетители могут увидеть экспонаты мамонтового зала. Это Березовский мамонт, останки которого были найдены охотником Семеном Тарабыкиным на берегу реки Березовки, правого притока реки Колымы, в августе 1900 года. Абсолютный возраст Березовского мамонта составляет  около 44 тысяч лет. Также там есть мамонтенок Дима, которого нашли в 1977 году в верховьях реки Колымы в Магаданской области. Есть там скелет Ленского мамонта, это был первый целый скелет мамонта попавший в руки ученых.