Среда 19 сентября, 04:09
Ясно + 8°
Алексей Герман и ТВ-ведущая Екатерина Мцитуридзе.

Алексей Герман: Бондарчук возглавит «Ленфильм»? И что в этом плохого!

Фото: Михаил Садчиков-младший, специально для "Вечерней Москвы"
В рамках Санкт-Петербургского кинофорума стартовал 22-й международный фестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к Человеку».

Гвоздем церемонии открытия стало чествование кинорежиссера Алексея Юрьевича Германа. Президент «Послания к Человеку» режиссер Алексей Учитель вручил 74-летнему мастеру статуэтку «Золотого кентавра» (высшую награду «Послания к Человеку») – приз за вклад в мировое кино.

Несмотря на череду болезней, обрушившихся на Германа в последнее время, Алексей Юрьевич вместе с женой и соратницей, сценаристом Светланой Кармалитой пришли в первый павильон «Ленфильма», на церемонию открытия кинофестиваля. Помимо приветственных речей и теплых воспоминаний, Германа ждали два сюрприза: песня и новый документальный фильм.

Сюрпризом номером один стало появление на киносцене Юрия Шевчука, который начал с того, что… извинился перед Германом за то, что лет пятнадцать назад совершил необдуманный поступок. «Я был глуп и пьян, с кем не бывает…» - сказал Шевчук. Именно в таком состоянии музыкант неадекватно отреагировал на звонок великого режиссера. И вот, много лет спустя, чтобы хоть как-то загладить свою вину, Юрий Юлианович вышел на сцену и исполнил новую песню «про город», а затем с гитарой подошел к мастеру и приобнял его. Герман улыбался и не держал зла. Интересно, что с Шевчуком на сцену поднялся молодой трубач группы «ДДТ» Иван Васильев, который в свое время снимался в массовке у Германа, в фильме «Трудно быть богом».

Если кто не в курсе, фильм этот поистине многострадальный. Вот уже 13 (!) лет Алексей Юрьевич, работая тщательно, скрупулезно, не без конфликтов с актерами и начальством, снимая картину по роману братьев Стругацких. Мастер сам не раз называл сроки окончания, но пока поставить финальную точку никак не удается…

Фильма этого ждут не только в России, слухи о нем давно уже будоражат кинематографическую Европу. Несколько лет назад на съемочной площадке у Германа появился моложавый швейцарец Антуан Каттина. На церемонии в «Ленфильме» Герман вспомнил эту историю не без улыбки: «Действительно, появился у нас швейцарец, такой улыбчивый, с лицом афериста. Я сказал ему: «Только, пожалуйста, не снимай скандалы!» Знаете, на съемках всегда ведь скандалят, посылают друг друга… Давай на чем-нибудь другом строй свой фильм! Он ответил: «О чем вы говорите, как же можно!..» Но, насколько я понимаю, снял одни скандалы… Ну, дай ему Бог здоровья, он молодой, полный сил. Хотя наш фильм отнял у него немало сил и денег, потому что Антуан то и дело летал к нам из Швейцарии, чтобы снять очередной скандал, словно кожей чувствуя его приближение… Но я рад, что фильм все-таки сделал и привез свой «Плейбэк» на такой замечательный фестиваль. Ну, что ж, даже если это будет смешно, я буду рад и прощу швейцарцу все прегрешения, потому что нет ничего унылей, чем художник, который всерьез к себе относится. Смотреть на такого как-то неловко…»

Тот самый швейцарец, Антуан Каттина, улыбался, сидя в зале, и тоже поднялся на сцену: «Здравствуйте, я швейцарский аферист! Очень-очень давно я познакомился с Алексеем Юрьевичем и Светланой – в Париже, в гостинице, когда пришел брать у них интервью как киновед. Несколько лет спустя я решил заняться режиссурой, приехал в Петербург, зашел в гости на «Ленфильм» и спросил Алексея Юрьевича: могу ли я у него поработать? На что он сказал, что у меня приятное западное лицо (про афериста тогда еще не говорил!), но у него много своих студентов, которые ждут, так что прости, пожалуйста! Тогда мне в голову пришла идея снять фильм про то, как Герман снимает свой фильм. Таким образом, мне удалось остаться с Германом на студии также надолго, как и его сотрудникам. Я действительно, повидал многое, и не только скандалы. В идее фильма «Плейбэк» меня многие поддержали, в том числе мой продюсер, который является исполнительным продюсером фильма Германа «Трудно быть богом», – Виктор Извеков…»

… И вот настал момент мировой премьеры фильма «Плейбэк» - 68-минутной картины о съемках картины «Как трудно быть богом». Герман сидел в первом ряду и внимательно, почти не улыбаясь, смотрел картину… Зал, действительно, реагировал живо, то и дело смеялся над калейдоскопом ситуаций и эмоций на съемочной площадке, и, значит, Герман мог великодушно простить «швейцарскому аферисту» все его прегрешения, которые были неизбежны в этой дебютной ленте.

А после показа, когда все зрители разошлись, питерскому корреспонденту «Вечёрки» удалось задать Герману несколько вопросов о премьере, и не только…

- Алексей Юрьевич, как вам фильм «Плейбэк»?

- Он такой забавный, этот швейцарец. Ему было многое запрещено – снимать сцены, декорации. Но он как-то вывернулся. Он симпатичный человек, но, посмотрев его фильм, я ничего не понял…

- Ваше чествование проходит в рамках Санкт-Петербургского кинофорума… А ведь в предыдущие два года президентом этого кинопраздника были именно вы, Алексей Юрьевич… Но теперь у руля другие люди. Как вам эта идея глобального кинопраздника, что объединил под одним брендом в одни сроки сразу четырех разноплановых фестиваля?

- Да глупая идея… Искусственная. Вот «Послание к Человеку» - хороший фестиваль, я так думаю. Потому что выстраданный, выстроенный. А глобальный кинофорум? Не знаю. Мне нравился тот, предыдущий кинофорум. Он был хорошо придуман, была своя концепция, мы, например, пригласили 200 молодых режиссеров со всего постсоветского пространства, вывезли их в Репино, они там чему-то толковому учились. Очень хорошо Александр Николаевич Сокуров поработал с молодыми, мне нравилось.

- Год назад на кинофоруме, казалось, вы с Сокуровым неразлучны… А теперь ваши пути разошлись в свете последних новостей о ситуации с «Ленфильмом». Александр Николаевич очень расстроен…

- Он талантливый человек, но он всегда чем-нибудь расстроен, всегда что-то не про него…

-  Нынче СМИ активно муссируют информацию, что Федор Бондарчук в ближайшее время может стать главой совета директоров «Ленфильма»… Но в Питере про Федора Сергеевича многие говорят, что он здесь чужак…

- А что тут плохого? Давайте «нашего»! Но ведь с «нашими» ничего не получалось в последние десять лет. В итоге мы оказались просто в дерьме, и далеко не каждый согласится в эту историю включиться. И если Бондарчук согласится, то ему предстоит непростая работа. И вообще нужно ведь разобраться: куда предыдущие лидеры деньги дели? Там же миллиарды. Знаете, меня предупредил один очень толковый финансист: «У вас будет дружба, пока не начнут переводить деньги! А как только они потекут, вы покатитесь все, как коты…» Так оно и случилось. Каждый рвался получить доступ к этим деньгам…

- Но последние новости о ситуации с «Ленфильмом», скорей, наводят на мысль, что тучи рассеиваются…

- Действительно, есть такое ощущение, что тучи рассеиваются. Но у нас в стране всякое может быть. Вдруг – раз! – и ничего уже не рассеивается…

- Судя по фильму «Плейбэк», чего только с вашей картиной ни происходило… Она ведь уже смонтирована и даже была показана вашим знакомым кинематографистам. Правда, текст на тех показах читала ваша жена Светлана…

- Я снял типажей (в картине снимались, в основном, не профессиональные актеры, а необходимые для этой фантастической истории типажи, который нашли ассистенты у питерских станций метро ив других местах. – Прим. Авт.), а теперь их надо озвучить на русский язык. Но если их озвучить профессиональными артистами, то получится плохо. Значит, мне надо найти таких типажей, которые будут этих типажей озвучить, а это не так-то просто. Снимая типажей, я даже не представлял себе, что их будет так трудно озвучивать, думал: «Ай, как-нибудь!» Оказалось, это дико сложно, чтобы они разговаривали ну хоть сколько-нибудь народным языком…

Все бы ничего, но за последнее время я умудрился семь раз попасть в больницу – то с сердцем, то еще с чем-то. Выйду, погуляю немножко – бам! – и опять в больницу. Семь раз – многовато.

- Вы уже не раз называли примерные сроки окончания работы… А теперь, какие ориентиры себе поставили?

- Ну вот, смотрите: я плохо себя чувствовал, и меня отправили в Германию. Там мне сделали операцию на сердце. Не пустяковую, длинную, шесть часов делали, проткнули легкое… Я вернулся в Россию. Через три дня вышел работу, слетел с лестницы и сломал в трех местах руку. Рука все еще болит, но уже можно возвращаться к фильму. Однако прошло пять недель – я загремел в больницу еще с чем-то… И как в этой ситуации завершить картину?! Я начинаю работать, поработаю несколько дней, и опять в клинику. Если бы я мог полгода ничего не делать, я бы поправился. Но получается так: поработал – в больницу, вылечился, поработал – в больницу… Знаете, я уже так привык к этим больницам!

- Извините, ради Бога… Просто вы сами говорили, что намерены завершить картину во что бы то ни стало!

- Если не помру, то сделаю! Мы уже многое сделали, добились того, что почти все слышно, фактически-то осталось чуть-чуть… Ну, а как же не завершить? Да меня убьют (улыбается)…

- По ходу съемок фильм менял название. Леонид Ярмольник, сыгравший главную роль, говорил, что это он убедил вас отказаться от названия «Хроника арканарской резни»… В окончательном варианте фильм все-таки останется - «Трудно быть богом»?

- Трудно сказать, какое название лучше. Но, действительно, это Ярмольник убедил меня оставить - «Трудно быть богом». Это очень уж известное название в мире. Какие-то люди, может быть, из-за этого пойдут. Творчество братьев Стругацких даже в нынешнее время знают во всем мире.

Алексей Герман и ТВ-ведущая Екатерина Мцитуридзе.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Чат прямого эфира на
главной Вечерки!

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER