Суббота 22 сентября, 03:09
Туман + 13°
Чтобы человек на рисунке не выглядел ватной куклой, художник должен разбираться в том, как устроено тело – как соединяются кости, как расположены мышцы.

Александр Филимонов: хочешь стать Пикассо – изучай анатомию

Фото: "Вечерняя Москва", Антон Гердо
На уроках Александра Филимонова студенты рисуют черепа и скелеты.

16:37 25 сентября 2012

Александр Филимонов: хочешь стать Пикассо – изучай анатомию.

А лександр Филимонов преподает на художественно-графическом факультете Московского педагогического государственного университета. А на его занятиях кажется, будто ты в мединституте: в углу скелет, на стенах анатомические таблицы, на подиуме стоит гипсовое экорше — изображение человека без кожи, с обнаженными мышцами. У каждого студента перед мольбертом стоит череп или подвешена кость. Александр Иванович поправляет одной студентке рисунок. Несколько штрихов карандашом — и на большеберцовой кости проступают грани, она перестает быть похожей на кеглю.

Однажды сын Александра Филимонова повредил руку.

«Сломана лучевая кость», — заявил отец в травмпункте.

«Откуда слова-то такие знаете? — удивилась медсестра. — Врач, что ли? То есть как — художник?» Многие думают, что живописцев учат рисовать только яблоки, пейзажи и полуобнаженных натурщиц. Но чтобы тело на рисунке не выглядело ватной куклой, художник должен знать все про скелет и мышцы. Александр Филимонов преподает пластическую анатомию и анатомический рисунок.

Вот где настоящие натюрморты! Nature morte — это ведь «мертвая природа»...

Кстати, на заре становления натюрморта, в XVII веке, была популярна его разновидность «ванитас», где композиционным центром был череп. Он был призван напоминать о бренности бытия. Но для нас, конечно, изображение костей и мышц не самоцель. Нужно понимать строение тела, тогда будет ясно, почему здесь бугорок, а здесь — впадина. Я слышал, как Илья Глазунов говорил: «За бездумное, поверхностное срисовывание натуры надо сечь!»

Девушки на первом занятии в обморок не падают? Есть впечатлительные люди, которых эти «напоминания о бренности жизни» пугают…

Пластмассовые черепа их не смущают. А вот когда я однажды принес настоящий, раздались крики: «Ой, уберите его!» Раньше пластическую анатомию на нашем факультете преподавали совместно со скульптурой. Но с этого года еe присоединили к кафедре рисунка и добавили анатомический рисунок. К сожалению, анатомическая грамотность у молодежи падает. В мое время при поступлении на наш факультет, помимо рисунка, живописи и композиции, сдавали физику, математику, русский язык, литературу и черчение — это заставляло быть внимательным к законам природы. А сейчас приносят результаты ЕГЭ только по обществознанию, русскому и литературе.

Над чем студентам больше всего приходится работать?

Трудно дается изображение стоп и кистей. Стопы выглядят тупыми «сапожками», приставленными под прямым углом к голени, а пальцы рук — гладкими «сосисочками». Надо учиться прорисовывать фаланги, суставы и сухожилия. Руки — одна из самых выразительных частей тела, они передают характер, профессию героя.

А если студент скажет: «Зачем мне это ваше жизнеподобие? Я хочу быть вторым Пикассо!»

Он может писать дома авангардные работы, показывать их преподавателю, советоваться. Но чтобы получить диплом, он должен освоить реалистическую школу. Все великие авангардисты, между прочим, прекрасно владели академическим рисованием. Малевич писал замечательные портреты, что не помешало ему удивить мир «Черным квадратом».

Корованный эксперт

Однажды граф Федор Толстой (1783–1873), вице-президент Академии художеств, принес Николаю I проект медали в честь 1812 года. 

«А колено повернуто неправильно! — заметил император, указав на фигуру воина. — Ты отвел ногу назад, а так она твердо стоять не может. По-моему, он поставит ступню вот так…»

И Николай Павлович повертел своей длинной ногой, затянутой в ботфорт, а потом подправил рисунок Толстого. Художник виду, конечно, не подал, но был уязвлен. Вернувшись домой, он сбросил с себя одежду и стал принимать разные позы перед зеркалом. И понял, что царь был прав! Что неудивительно: Николай I любил инженерное дело и черчение, видимо, понимал и в анатомии.

ДОСЬЕ

Александр Филимонов (р. 1960) окончил Холуйскую художественно-профессиональную техническую школу лаковой миниатюры (1982), художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина (сейчас — МПГУ) (1989) и аспирантуру. Доцент кафедры рисунка. Член Московского союза художников, Товарищества живописцев, Творческого союза художников России, международной Ассоциации изобразительных искусств — АИАП — ЮНЕСКО, награжден медалью «В память 850-летия Москвы».

Чтобы человек на рисунке не выглядел ватной куклой, художник должен разбираться в том, как устроено тело – как соединяются кости, как расположены мышцы.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER