Четверг 20 сентября, 10:09
Ясно + 18°
Юрий Любимов принимает поздравления

Юрий Любимов: Лучший подарок для меня – хорошая игра актеров

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
30 сентября известному режиссеру Юрию Петровичу Любимову исполнилось 95 лет.

На сцене Вахтанговского театра, где режиссер поставил свой последний на сегодняшний день спектакль в этот день дают его «Бесов». В этот день увидеть его постановку придут его друзья и коллеги – те, кто сохранил к нему любовь и преданность. А зрители спектакля в антракте смогут прогуляться по большому фойе театра, где развернулась большая фотовыставка, подготовленная специально к юбилею. На ней представлены фотографии из личного архива режиссера.

Правильнее всего будет теперь предоставить слово самому юбиляру, который накануне праздника в фойе Вахтанговского театра поделился с журналистами своими мыслями о себе, своей жизни и профессии. Ответил он и на вопросы корреспондента "Вечерки":

- Юрий Петрович, скажите, возможно ли, на ваш взгляд, сегодня возникновение театра, который вызвал бы у зрителей и в обществе резонанс, подобный тому, что вызвали при своем появление "Современник" и ваш Театр на Таганке?

- Возможен ли такой театр, сказать трудно. Но у вас есть хорошие молодые режиссеры. Они даже сказали мне крайне лестную фразу: "Мы вас любим". Дело в том, что я у них выступал на какой-то «Платформе». У них теперь платформы... И вот там-то они и объявили, что любят меня. Это молодое поколение. Я к ним пришел, и мы долго говорили о профессии. Я тогда на многие их вопросы ответил: о мастерстве, о методе работы. 

- А что входит в понятие мастерства?

- Прежде всего, профессионализм.

- Профессионализм только у творца или у зрителя тоже? Каким вы видите своего идеального зрителя?

- Идеальный зритель - наш прежний, таганковский. И, вы знаете, как это ни странно, таганковского зрителя я увидел здесь. В Вахтанговском театре. Очень много знакомых лиц в зрительном зале. Ко мне ведь ходили годами. Один приводил своего выросшего сына, сын приводил внука, который тоже успел подрасти. А бывает же и другой зритель. Например, у меня были разговоры с очень высокими людьми. То есть с вождями. Тут мне везло. Когда был Юрий Владимирович, мы с ним много и серьезно говорили. Он периодически утешал меня фразой: "Пока я с вами разговариваю как товарищ с товарищем". Это внушало доверие. И с Горбачевым я говорил, и с Владимиром Владимировичем общался...

Во время пресс-конференции были затронуты и другие интересные темы:

О праздновании юбилея

- Юбилей я проведу в театре. В час у меня репетиция начинается, и я буду репетировать, пока артистов не заберут на грим. После спектакля  в театре будет банкет – вот такой праздник. Конечно, прилетит мой сын.

Лучшим подарком будет хорошая игра артистов. Чтобы они были свободны на сцене и хорошо играли. Собственно, они и так играют хорошо.

О первых шагах на сцене

- Первой моей ролью был мальчик-парикмахер во МХАТе-2 в спектакле «Мольба о жизни». Это была хорошая закалка, ведь как раз тогда театр был закрыт по приказу товарища Сталина. Я очень хорошо помню этот день. Там была огромная лестница на сцену из гримерок – и на ней стояли все эти замечательные актеры, которых теперь распределяли по разным театрам. Они все плакали, стоя. Я это видел. И милиция разгоняла зрителей. Причем – меня это удивило – разгоняли спокойно, просили. Где-то полчаса зрители не расходились, кричали, подбадривая актеров. Вот такой вот первый спектакль.

Потом был Вахтанговский театр. И стал я бегать тут. Что мне запомнилось? Играл я как-то крошечную роль связиста в «Человеке с ружьем». У меня была сцена с самим Щукиным, который играл Ильича. Я должен был сообщить ему важные сведения. И вот я вхожу. А надо сказать, Щукин был недосягаем, поэтому о сцене я знал от других актеров. Они мне и показали, где он будет стоять. Я захожу – а его там нет. Смутился, спрашиваю артистов: где Ленин? Те остолбенели. И тут Щукин из другого угла: «Молодой человек, здесь я, здесь». Я повернулся, стал докладываться. Закончил – надо уходить. А я что-то не рассчитал, зажался и повернулся на 360 градусов – снова передо мной стоит Ленин. В общем, я убежал. Но, уйдя за кулисы, решил, что надо все-таки получше сцену запомнить, и выглянул снова. Зрители меня увидели – начали аплодировать. А за кулисами стоял Глазунов – мощный артист – спрашивает: «Ты чего там такого делал, что тебе так хлопают?» - «Сальто» - «Как ты смел?! Этого же не было в рисунке!» А я ему: «Вдохновение было – Ленина увидел». Так что хулиганство во мне было всегда.

О том, как чуть не убил осколком шпаги Бориса Пастернака

- Я имел честь дружить с Пастернаком. «Гамлет» шел в его переводе, Ромео я играл в Вахтанговоском. И когда в этом спектакле я дрался на шпагах, то ее кусочек отлетел и вонзился в кресло между Вознесенским и Пастернаком. Пастернак пришел за кулисы и сказал мне: «Играете мою пьесу, а меня чуть не убили!». Но потом этот «огрызок» взял себе Андрей Вознесенский, так что у меня его нет.

Об отце и его отношении к профессии сына

- Отец мой был категорически против того, что я в артисты пошел. Для него в этом было унижение рода нашего. Были приличные люди, и вдруг – артист. Не годится! Но потом, когда он пришел в театр Вахтангова и посмотрел меня в роли Бенедикта («Много шума из ничего»), а мне там хлопали, то он милостиво мне сказал: «видимо у тебя что-то было, раз они встают хлопают, кричат «браво!» тебе. Значит, что-то в тебе есть. Пойдем домой!» Хорошая рецензия, не правда ли? А он хотел, чтобы я был инженером-электриком, потому что энергетика – это будущее.

О главном в своей жизни

- Главное, в том пути, что я проделал, - это театр, который я создал. Театр, который известен во всем мире. И его изучают в других странах – как веху для русского искусства. И это не политический театр Брехта, а то мне «пришили», что я занимаюсь политическим театром. Это неправильно. Я занимался эстетикой, расширением палитры. Какие краски еще можно прибавить в работе с пространством, в стиле. А мы все потеряли. Мы потеряли этику.

О Театре на Таганке

- Могу ли я вернуться на Таганку? Во-первых, с этим вопросом вам лучше обратиться к президенту страны. Во-вторых, нет. Я потерял с ними контакт. Раз они позволили себе так вести себя, я не желаю. Зачем? У меня нет контакта с артистами. Все. Это нельзя делать.

Обещают мне, что в моем кабинете на Таганке будет музей. Не знаю, что уж там они сделают. Говорите, Золотухин сказал, что театр в любом случае будет отмечать мой юбилей? В этом я не сомневаюсь – они напьются. И будут крокодиловы слезы лить.

О контрактной системе в театре и себе

- Я думаю и верю, что теперь уже всех переведут на контракт, о котором говорю я годами. Иначе ничего тут не выйдет. Вы погубите все репертуарные театры. Так не строится искусство. У мастеров есть школы. Школа, которая дает профессию. Не могут полупрофессиональные люди заниматься искусством. Вот и все. Это мое убеждение. А я работу найду везде – контракты меня не пугают. Я хочу, чтобы вы это поняли. В любой стране найду работу.

Меня не надо устраивать на работу. Я работаю в России с 14 лет. Сначала монтером в ФЗУ, потому что все мои родные сидели в тюрьме. Деда – несчастного старовера, бросили в снег, а встречал его я – мальчишка девяти лет, чтобы довести. Вот почему я такой. Потому что я прошел жизнь такую. Сложную очень. Не порхал.

Об актуальности в театре

- Когда мне говорят, что в спектакле обязательно должно быть что-то новое, современное, то у меня сразу возникает вопрос: а зачем? Прежде всего надо, чтобы русский театр звучал внятно. Я старался это сделать и в «Бесах». Надеюсь, что мои артисты не подведут и будут говорить ясно, потому что это один из фундаментальных романов, который отвечает на великие вопросы. К вопросу об актуальности. Когда в Норвегии – этой спокойной стране – случилась трагедия, мне пришлось два месяца переделывать текст инсценировки «Бесов», ориентируя его на то, что происходит в мире нашем. Иначе быть не может.  

О работе в Большом театре

- В Большом сейчас ставлю «Князя Игоря» Бородина в новой музыкальной редакции. Премьера будет в декабре. Помните там: «О дайте, дайте мне свободу!..» Они мне закрыли Таганку, а я «свой позор сумею искупить». Уж не знаю, нравится вам это или нет.

Что требуется от оперного режиссера? Понимание, что главное – не он. Он должен музыку перед собой иметь. Музыка должна звучать, а не его выкрутасы режиссерские. А я умел выкрутасы выдумывать. Я это понял быстро и это мое счастье.

О старости

- Когда был в Испании, то меня предупредили: «если вам предлагают старушки показать свой гроб, не дай бог, вам отказаться! Вы должны проявить интерес, пойти смотреть ее гроб и с ней восторгаться: какая подушечка, какие кружева кругом!».

А я стараюсь быть в форме, как спортсмен. Чтобы остро работал ум. Ведь  профессия режиссера – все видеть.

О главных людях своей жизни

- Три главных человека – Каталина; сын Петр, который прилетит на мой юбилей; а третий, если честно, - наверное, я сам. (Смеется).

СПРАВКА «ВМ»

Юрий Петрович Любимов родился 30 сентября 1917 года в городе Ярославле. Его отец работал в одной из торговых фирм, мать, получив педагогическое образование, стала учительницей.

В 1922 году семья переехала в Москву.

В 1934 году Юрий Любимов поступил в Студию МХАТ II, на сцене театра он сыграл свою первую роль (спектакль "Мольба о жизни" Дюваля).

С 1946 по 1964 год был ведущим артистом этого театра. На его сцене он сыграл более 30 ролей.

Дебют Юрия Любимова в кино состоялся в 1941 году в фильме "Цветные новеллы" режиссера Александра Мачерета.

Юрий Любимов снялся в 18 фильмах и трех фильмах-спектаклях.

В Театре на Таганке он поставил около 50 спектаклей.

В марте 1984 года Юрий Любимов был освобожден от должности художественного руководителя Театра на Таганке, а 11 июля 1984 года Указом Президиума Верховного Совета СССР лишен советского гражданства.

23 мая 1989 года Юрию Любимову вернули советское гражданство, а его имя как художественного руководителя и постановщика спектаклей вновь появилось на афишах Таганки.

В 2001 году вышла книга Юрия Любимова "Рассказы старого трепача. Воспоминания".

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER