Суббота 22 сентября, 10:09
Ясно + 18°
Сбербанк заблокировал часть карточек своих клиентов.

Сбербанк заблокировал сотни пластиковых карт

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
Как говорится в официальном сообщении на сайте банка, «пластик» был скомпрометирован.

00:40 14 октября 2012

Ян Арт - вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н., главный редактор агентства Банкир.ру. Автор - Анна Лапшина.

События развивались следующим образом: утром в минувшую пятницу в редакцию газеты обратился читатель Андрей Фокин. Он рассказал, что его тесть в отделении банка на Старой Басманной улице столкнулся с неожиданной проблемой – его карта оказалась заблокирована. В отделении – дополнительный офис 9038/0228, ул. Старая Басманная, 14/2 – клиентам объяснили, что, мол, ночью на базу данных банка была совершена мощная хакерская атака, а потому карты – во избежание несанкционированного использования – были заблокированы.

Однако в пресс-службе самого банка информацию о хакерской атаке опровергли.

- Никаких сбоев, по нашим данным, не было. Возможно, были проблемы в конкретном отделении на Старой Басманной улице, - сообщила «Вечерке» сотрудница пресс-службы Сбербанка Анастасия Вахламова. – Мы сейчас проверяем эту информацию.

Тем не менее, как показал дальнейший ход событий, проблемы все-таки были – в основном, у клиентов, оформивших банковские карты в отделении на Старой Басманной.

Вот, что написал в своем блоге Дмитрий Ратников:

«Осторожно, мошенничество с картами сбербанка. Вчера произошла массовая кража денег у держателей карт сбербанка. Проблема коснулась граждан, оформивших карты в отделении 9038/0228 (ул. Старая Басманная, дом 14/2). Утром 12 октября, проснувшись, многие обнаружили, что их карты заблокированы, причем этому предшествовали операции снятия наличных в банкоматах. Снимали деньги не только с дебетовых карт, но и с кредитных. В самом отделении сообщили, что была украдена база операций с середины августа, поэтому в опасности все клиенты, которые совершали какие–либо действия с картой за последние 2 месяца.

Когда я пришел в отделение, то обнаружил там толпы граждан, пишущих заявление о признании мошеннических операций недействительными и о перевыпуске карт. Меня поразило поведение работников банка, которые не только не помогали, но и высмеивали пришедших людей, среди которых оказалось немало пенсионеров, так как их пенсионных карт это тоже коснулось. Граждане, напротив, старались помочь друг–другу, те кто уже написал заявление, объясняли новичкам что нужно делать. На мой вопрос о действиях банка по разрешению ситуации, я получил ответ, что ни о каком экстренном перевыпуске карт речи не идет, ждать придется 7 рабочих дней, а вопрос с возмещением украденных средств будет решаться в отдельном порядке.

Также удивило меня то, что об этом не сообщили никакие информационные издания, да и на сайте сбербанка сообщений об этом нет. Я не написал вчера, так как во–первых был слегка расстроен, а во–вторых был уверен, что об этом сообщат СМИ или, хотя, бы сам сбербанк.

Возможно некоторые клиенты сбербанка еще не знают что их деньги украдены, в случае, если у них не подключен мобильный банк или они не пытались воспользоваться картой вчера и сегодня. Следует максимально оповестить о возможности кражи средств всех потенциальных жертв – клиентов отделения 9038/0228 на Старой Басманной».

Блог Дмитрия полон комментариев по данному ЧП:

ptitzin: «Я вчера просидел в отделении больше двух часов, а вместе со мной половина моего института, включая зам. директора, да, мы выяснили у работников сбербанка в чем дело».

По словам очевидцев происходящего, сотрудники отделения вели себя, мягко говоря, непрофессионально:

Narrens_Drom: «Я–то как раз был спокоен, но когда видишь, как пожилой человек с палкой подходит к банкомату, который ему сообщает о невозможности выдать деньги, он пытается обратиться к "менеджеру", а она смеется ему в лицо и говорит: "Вас тут таких много", возникает ощущение, что это чересчур».

К утру субботы это признал и сам Сбербанк, опубликовавший на своем сайте следующее объявление:

«13 октября 2012 года, г. Москва – В результате мониторинга операций сотрудники Сбербанка обнаружили факт компрометации карт в Басманном районе г. Москвы. Во избежание незаконного списания денежных средств скомпрометированные карты были заблокированы. 

В случае блокировки или обнаружения незаконного списания денежных средств необходимо обратиться в контакт-центр или отделение Сбербанка для перевыпуска карты либо подачи заявления о спорной операции. 

Каждое заявление будет рассмотрено в индивидуальном порядке – в случае подтверждения несанкционированного списания, денежные средства будут возвращены клиентам в полном объеме. Перевыпуск карт будет осуществляться бесплатно».

КСТАТИ

Данная проблема – далеко не первая. Так, в июле этого года банк временно приостановил операции по 50 млн. своих пластиковых карт. Карты не принимались и не обслуживались ни в России, ни за рубежом. Сбербанк тогда сослался на сбой в программном обеспечении.

29 сентября этого года также произошел сбой: проблемы при расчетах и снятии средств через банкомат испытали несколько тысяч клиентов банка, но проблему удалось решить достаточно оперативно.

А в мае в течение трех суток работал над решением проблемы с оплатой интернет-покупок держателями MasterCard - сбой возник при использовании технологии SecureCode.

В 2008 году произошел такой же сбой из-за ошибок при начислении пенсии.

СПРАВКА «ВМ»

Что такое «компрометация банковской карты»?

«Скомпрометировать» свою карту достаточно просто. Например, для того, чтобы у банка возникли опасения, что с картой что-то не так, достаточно несколько раз подряд неверно ввести ПИН-код (даже если это происходит в разных банкоматах, но за один календарный день).

Также банк может приостановить операции по карте, если сам факт какой-либо транзакции покажется ему подозрительной (например, крупная сумму переводится куда-то в Танзанию).

Но если говорить о частных клиентах, что они чаще всего становятся жертвами своей страсти к интернет-магазинам, где приходится предоставлять полные данные о «пластике», включая и секретное число. Также данные карты могут стать достоянием злоумышленников при оплате счета в ресторане, особенно если операция по карте происходит без вашего участия.

В случае взлома базы данных – что, видимо, и произошло в ночь на пятницу – банк блокирует все карты, входящие в группу риска. Если карта заблокирована по инициативе банка, на его мобильный телефон – тот, что указан в анкете, заполненной при оформлении «пластика» - должна прийти СМС следующего содержания:

«Уважаемый клиент! Доводим до Вашего сведения, что в связи с получением информации о возможной компрометации данных по Вашей карте  XXXX XXXX XXXX XХХХ (16-значный номер карты; указываются только последние 3-4 цифры – прим. авт.)  и для уменьшения риска несанкционированного списания средств со счета карты, действие Вашей карты приостановлено Банком на основании п.2.10. Условий использования международных карт ОАО "Сбербанк России". Просим Вас сдать карту в Банк и подать заявление на досрочный перевыпуск карты по причине подозрения на мошенничество и в связи с рекомендациями Банка. С уважением, ОАО "Сбербанк России"
Это письмо сформировано автоматически. Пожалуйста, не отвечайте на него.
Служба помощи держателям международных банковских карт ОАО "Сбербанк России":
7 (495) 500-00-05;  8 (800) 200-3-747; help@sbrf.ru».

Если вы не хотите стать жертвой мошенников, помните о том, что никому и никогда нельзя сообщать ПИН-код карты. И – если с памятью проблемы – нельзя хранить ПИН-код вместе с картой или в мобильном телефоне под именем «Кредитка».

Помните: если у вас действительно какие-то проблемы с картой, банк сообщит вам об этом электронным сообщением с короткого номера (для Сбербанка это 900). Если же вам позвонили «из банка» сообщить о проблеме с картой – это мошенничество.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER