Воскресенье 23 сентября, 08:09
Гроза С Мелким Дождём + 13°
Актер Александр Балуев на съемочной площадке фильма режиссера Сергея Урсуляка "Жизнь и судьба".

«Жизнь и судьба» - противостояние свободы и насилия

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
На телеканале «Россия 1» прошла знаковая премьера – фильм «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка. Роман "Жизнь и судьба" без преувеличения можно назвать главной книгой о Великой Отечественной войне, "Войной и миром" XX века.

Работу над ним писатель начал в 50-х годах. В 1952 году его роман "За правое дело", ставший прелюдией к "главной книге", начал с большим успехом печататься в журнале "Новый мир". Он не воспевал подвиги и любовь к Родине, не рисовал крупных героев, а правдиво и просто рассказывал о человеке с его надеждами, победами и поражениями. Критики в лице официально признанных мастеров военной прозы обвиняли роман в безыдейности, антинародности, называли "идеологической диверсией", и, в конце концов, "закрыли".

Однако Василий Гроссман не оставил дела, которое считал главным в своей жизни, и в течение десяти лет работал над своей книгой о войне, о Сталинградской битве как ее кульминации, а главное – о людях на этой войне. В 1960 году писатель сдал готовую рукопись романа "Жизнь и судьба" в редакцию журнала "Знамя" и снова не оставил равнодушными коллег по перу. Гроссман не скрывал своих намерений рассказать стране и миру жестокую правду о нашей жизни, о трагической судьбе народа и о настоящей цене Победы. Роман читали с пристрастием, а затем отправили "наверх" с характеристиками, не оставлявшими шансов на публикацию.

В феврале 1961 год рукопись романа была изъята у автора сотрудниками КГБ. Это событие стало для автора настоящей трагедией, от которой он так и не смог оправиться – оставшиеся три года жизни он посвятил бесплодным попыткам освободить роман.

На долгие годы книга была предана забвению и впервые увидела свет лишь в 1980 году: в Швейцарии была опубликована чудом сохранившаяся рукопись. В России ее опубликовали лишь в 1988 году, однако широкой известности на родине она так и не получила. В 2011 году в Великобритании по роману "Жизнь и судьба" был создан 13-серийный радиоспектакль, после чего книга стала бестселлером.

Когда Сергею Урсуляку предложили взяться за экранизацию романа «Жизнь и судьба», он согласился не сразу. Причина в том, что роман он считал достаточно тяжелым для прочтения, а не только для показа. Но в итоге решился взяться за эту тему.

"Жизнь и судьба" – портрет эпохи, главным событием которой стала война. Гениальный, по словам Александра Твардовского, роман повествует о людях, которым выпало жить в то время, когда врагов хватало и внутри страны, и за ее пределами, когда во имя Победы можно было поступиться всем. И все же каждый был волен выбирать – жизнь, полную компромиссов, или судьбу, дарующую драгоценную внутреннюю свободу. Эпоха 1940-х оставила новым поколениям вопросы, которые и в жизни, и в судьбе не зависят от времени. Человеческая совесть идеологическим ревизиям не подлежит. Об этом в первую очередь фильм, который выходит на канале "Россия".

Главная эпическая идея фильма - противостояние свободы и насилия. Советский народ ведет войну с фашизмом за свободу Родины. Сталинград - это, с одной стороны, душа этой свободы, а с другой - знак системы Сталина, которая всем своим существом свободе враждебна. Эта двойственность подчеркивает трагедию народа, которому приходится вести войну на два фронта. Во главе народа-освободителя стоит тиран и преступник, который видит в победе народа свою победу, победу своей личной власти.

"Жизнь и судьба" – картина дискуссий и напряженных диалогов, свидетелем которой становится зритель. На Лубянке, в доме Грекова, в казанской квартире ученых, под пулями, на пороге газовой камеры – всюду поднимаются едва ли ни самые важные вопросы цивилизации – о насилии и свободе, о тотальной покорности человечества перед лицом насилия.
Сценарий к роману Василия Гроссмана написал Эдуард Володарский. Так вышло, что это стало его последней работой. Когда же Сергей Урсуляк приступил к работе над фильмом, он признался, что это «подарок судьбы». Режиссер подошел к делу серьезно и изучал все необходимые документы на Лубянке, чтобы избежать фактических неточностей.

С выбором актеров на главные роли у режиссера проблем не было. Он сразу сделал свой выбор. Главную роль – роль физика-ядерщика Штрума, соглашающегося сотрудничать с властями ради свободы и науки сыграл Сергей Маковецкий. Актер сам попросил гримеров сделать его лицо более жестким. Гримеры долго колдовали над его образом, считая, что у актера слишком мягкие черты лица, не соответствующие образу героя. Ситуацию спас пластический грим, с помощью которого внешность Маковецкого сделали жестче. После съемок актер признался, что съемки были тяжелыми. После них он был полностью опустошенным.

Полина Агуреева сыграла Женю Шапошникову. Это уже ее четвертая работа с Сергеем Урсуляком.

- С Александром Балуевым, который играет моего мужа Крымова, я раньше не была знакома и впервые в жизни увидела его на площадке во время съемок. Мы плавали в лодке на пруду на ВДНХ — это было воспоминание Крымова о счастливой мирной жизни. Но поскольку оба мы не самые общительные люди, то вежливо просидели друг напротив друга несколько часов в полном молчании. Первые слова — да и то по сценарию — Балуев сказал мне лишь через несколько месяцев, когда снимали нашу вторую сцену. Он спросил: «Почему ты плачешь?» Я ответила: «Разлюбила, наверное, вот и плачу».

Александр Балуев согласился сниматься в этом фильме из-за хорошего сценария:

- Сейчас редко экранизируют хорошую литературу, - говорит актер, - так что для актера – это счастье, когда снимают подобные фильмы.

Кроме главных героев, в картине очень много второстепенных. Урсуляк признался:

- Всего в картине занято 450 актеров. Моему ассистенту по актерам пришлось нелегко. Она объездила провинциальные театры до самого до Урала. Надо же было найти актеров, которые бы вписывались в ту эпоху, о которой мы повествуем. Так что некоторых артистов зрители увидят на экране впервые. Они до этого нигде не снимались.

Съемки проходили в Москве, Смоленске, Ярославле, Самаре.

Сталинградскую битву снимали в Ярославле. Сталинград потсроили на территории Норского кирпичного завода. Там были построены церковь, Дом культуры, магазины, дома. Над фильмом работал художник-постановщик Алим Матвейчук, который имеет большой опыт работы в военных фильмах. До этого были «Брестская крепость», «Ленинград» и другие­. Кроме того, в картине будет много взрывов. Над батальными сценами работал пиротехник Михаил Марьянов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Винокур, актер:

- Давно у нас не было таких подлинных кинопостановок о войне. Я люблю фильмы на военную тематику. Ведь война - это часть нашей непростой истории. К сожалению, люди, победившие эту войну – ветераны – не имеют такого статуса, какой они заслужили. Ведь их, прошедших через горнило этой страшной войны, осталось немного. Неужели так сложно создать им достойные условия, чтобы они не нуждались ни в чем, тем более, что и запросы то у них мизерные.

Юлия Рутберг, актриса:

-Очень хорошие, замечательные впечатления . Сережа Урсуляк - огромный молодец, совершенно удивительный человек, который на фоне того, что делается в сериальном движении, кинематографе, телевидении уже не первый раз поражает уровнем культуры, глубины, честности, порядочности. Он пока такой один. Мне неудивительно, что у него возникло страстное желание сделать экранизацию этого потрясающего и страшного романа уровня «Войны и мира» XXвека. Ему это оказалось абсолютно по плечу. Я потом куплю отдельно диски и посмотрю так же как «Ликвидацию» без рекламы одним махом. Очень трудно смотреть с рекламой. Прекрасные актерские работы, прекрасная работа оператора, художника. Потрясающий Володарский, которого, к сожалению, недавно не стало. Совершенно удивительная нота правды прекрасной литературы, который попал в нему в руки и как бережно он с этим обошелся. Очень профессиональная команда талантливых людей.

Алексей Девотченко, актер МХТ:

- Первая серия "Жизни и судьбы". К сожалению, мои предположения и опасения сбылись. Всё- по "верхушкам" сюжета, иллюстрация содержания великого романа Гроссмана. Эдакая сентиментальная и (в рамках дозволенного) антисталинская история. А роман не сентиментальны - трагичный. О Человеке. О его слабости, трусости, предательстве. Обидно, актеры-то замечательные! Получается, разочаровался. Мне трудно говорить, к этому роману у меня свое отношение, я могу быть предвзят. Я очень хорошо знаю этот роман. Если отстраниться от романа, просто смотреть кино, то хорошая работа. Но если говорить про экранизацию «Жизни и судьбы», то это не должно сводиться к пересказу, нечто большее должно быть. Если взять постановку Льва Додина «Жизнь и судьба» - это не пересказ, это особый взгляд, это авторский театр. И я думаю, это должно быть авторское кино. А в формате сериалов ни о каком авторском кино речи быть не может.

Владимир Соловьев, телеведущий:

- Впечатления сильнейшие. То, как аудитория хорошо посмотрела, тоже не случайно. Очень высокий рейтинг. Высочайшая достоверность, блестящие работы актерские, режиссерские, всех людей в это вовлеченных. Книга Гроссмана в России до сих пор малоизвестна. А книга сильнейшая, неслучайно ее ставят в один ряд с «Тихим Доном». Большое произведение. Люди смотрят и во многом для себя открывают ту планету, которая называется Гроссман. Экранизация не модная, нет пошлости, нет сиюминутности. Сильная, добротная работа, в лучших традициях нашей великой кинокультуры. 

Елена Воробей, актриса:

- Очень хотелось увидеть этот фильм и посмотреть, как многострадальную книгу Гроссмана видит режиссёр Сергей Урсуляк. Говорить о впечатлении можно только после того, как посмотришь все серии, не уверена, что из-за рабочего графика я смогу это сделать это, когда будет идти телевизионная трансляция. Скорее всего остальные серии буду досматривать отдельно: в такие моменты я всегда ставлю телевизор на запись, а потом в свободное время просматриваю. То, что я видела на данный момент мне очень импонирует: сильные актёры, монологи просто до дрожи. Ощущение, что ты смотришь старый-старый фильм (в самом лучшем смысле этого слова).

Маргарита Суханкина, певица:

- Самое ценное в этом фильме, и то чего я жду больше всего, простые человеческие истории. Та самая жизнь, которая во все века одинакова. В какое бы время мы не жили, чтобы вокруг нас не происходило: война или мир, технический прогресс в виде интернета и смс или письма треугольниками – люди остаются людьми. У них одни переживания, одни цели. Каждый хочет любви, счастья и мирного неба над головой.

Давид Фельдман, доктор исторических наук, профессор кафедры литературной критики факультета журналистики Института массмедиа РГГУ, автор научных работ о прозе Гроссмана:

- Не могу пока говорить о фильме в целом, т.к. видел лишь 4 первых серии. Странно было бы требовать от режиссера и сценариста точного воспроизведения всего, что сказано в книге. Кино и литература – это разные языки. Но сейчас могу сказать: то, что я увидел, сделано скорее сценаристом, нежели автором романа. Однако и в титрах было сказано, что сериал снят по мотивам романа Гроссмана. Стало быть, никакого обмана.

Многие сюжетные линии порваны и переплетены, убрана одна из центральных идей Гроссмана, которая, собственно, и оказалась наиболее скандальной и неприемлемой в СССР – параллель мира нацистских и советских лагерей. Эта параллель задавала тон роману. В фильме я этого не увидел. Может быть, увижу в других сериях. Но еще раз хочу подчеркнуть, что у сценариста и режиссера свои задачи.

Роман и его экранный вариант – принципиально разные конструкции. У Гроссмана многое передается посредством внутреннего монолога героев. Однако на экране долгий закадровый монолог – нелепость. В кино, пользуясь жаргоном, можно сказать, что картинка должна меняться. И меняться быстро.

Что еще важно: воевали по преимуществу молодые люди. Командирам рот и батальонов к 1943 г., как правило, не было и 30. А в фильме актеры по преимуществу другой возрастной категории.

В то же время видно, что автор сценария и режиссер познакомились не только с романом, который экранизировали, но и с его первой частью – «За правое дело», и даже с другими произведениями Василия Гроссмана. Например, тема снайперов взята из фронтовых очерков писателя.

Стоит отметить, что создатели сериала уважительно относятся к эпохе. Так называемой «клюквы» нет. Реалии воссоздаются по возможности точно. Это редкость в сегодняшних фильмах на историческую тему, где масса ошибок в изображении костюмов, оружия, техники, даже в речи героев.

Весьма важно, что в сериале нет парадного и «приключенческого» изображения войны. Она показана как грязная и кровавая работа. И делают ее не ангелы.

Роман Гроссмана во многом автобиографичен. Потому неслучайно, что Сергей Маковецкий, играющий физика-атомщика Штрума, загримирован под Гроссмана. Этот герой – одна из возможных реализаций главной мечты автора, мечты о независимости от диктата тоталитарного государства. Физик, который выполняет настолько нужную работу, что ему позволяется не делать и не говорить подлости. 

Актер Александр Балуев на съемочной площадке фильма режиссера Сергея Урсуляка "Жизнь и судьба".
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER