Среда 17 октября, 08:10
Туманно + 7°

Сергей Собянин: Москва успешно преодолела последствия экономического кризиса

Сергей Собянин, выступая в Мосгордуме, отметил: Сегодня очевидно, что управляемость городом не была потерена ни на минуту.
Сергей Собянин, выступая в Мосгордуме, отметил: Сегодня очевидно, что управляемость городом не была потерена ни на минуту.
Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
Мэр столицы выступил с ежегодным докладом перед депутатами Мосгордумы. Отчитавшись о проделанной работе, градоначальник также представил проект бюджета на 2013-2015 годы.

Выступление мэра перед городским парламентом, утвердившем Собянина на нынешний пост ровно два года назад, заняло почти час. За это время глава города доложил итоги своей работы по всем ключевым направлениям. Приводим наиболее интересные выдержки из выступления мэра.

Об управлении

Как вы помните, осенью 2010 года было немало тревог. Высказывались сомнения в способности нового Правительства управлять огромным мегаполисом и решать стоящие перед ним проблемы. Многие люди просто боялись нестабильности, которая придет на смену привычному образу жизни. Сегодня очевидно, что управляемость городом – не была потеряна ни на минуту. Наоборот, мы начали движение вперед по большинству направлений развития города. Для этого потребовалось скорректировать стратегию и идеологию развития Москвы, принять среднесрочные программы для основных отраслей социальной сферы и городского хозяйства, сконцентрировать ресурсы. И сегодня можно говорить не только о планах, но и о первых результатах проведенной работы.

О кризисе

В 2011-2012 годах экономика Москвы успешно преодолела последствия экономического кризиса. Рост валового регионального продукта вышел на уровень 4%  в год. Наиболее тяжелые последствия кризис имел в инвестиционной сфере. Капитальные вложения сократились более чем на 30%. И прогнозы на перспективу – были достаточно неутешительные. Тем не менее, за 2 года удалось "отыграть назад" примерно половину инвестиционного спада. В 2011 году рост инвестиций составил 5%. Прогноз на 2012-й год – плюс 10%. Темпы роста реальной заработной платы составляют более 5%. К концу 2012 года средняя зарплата в Москве превысит 50 тысяч рублей в месяц.

О демографии

Москва преодолела демографическую яму. Впервые с 1988 года рождаемость устойчиво превышает смертность. В городе рождается 120-125 тысяч малышей в год. Это в 1,5 раза больше, чем в прошлом десятилетии. Ожидаемая продолжительность жизни москвичей достигла 75 лет. Это – хороший европейский уровень. Стабильные темпы экономического роста, увеличение инвестиций и доходов людей – создают надежную основу для реализации программы развития города.

О Новой Москве

Зачем потребовалось это решение? Хотел бы напомнить, что в XX веке наш город 5 раз менял свои границы. И всякий раз – это позволяло решать старые проблемы и открывало новые перспективы. Более 60% москвичей живут там, где ещё 50 лет назад было Подмосковье. И в наши дни расширение границ – также стало давно назревшим шагом. Новые территории дадут Москве и новые возможности. В городе появятся новые центры деловой и социальной активности, новые зоны отдыха и рекреации. А это – сотни тысяч качественных рабочих мест для жителей Москвы и Подмосковья. Это – рост инвестиций и доходов людей на десятилетия вперед. Вновь повторю мысль, которую неоднократно высказывал раньше. Большая Москва – это территория будущих возможностей, а не сиюминутных спекулятивных интересов. Её развитие – должно быть мак­си­мально бережным и щадящим. И не в ущерб планам развития "старой" территории Москвы.

О строительстве

За 2 года кропотливой работы удалось остановить снос исторических зданий и бесконтрольную застройку центра Москвы новыми офисами и торговыми центрами.  Сейчас в Центральном округе строится 87 объектов. Вроде бы немало. Но какие это объекты? 35 объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, 14 жилых домов, 13 социальных учреждений, 10 гостиниц. И только 12 объектов – это завершение строительства офисов и административных зданий. Как вы помните, несколько лет назад – ситуация была прямо противоположной. Строились офисы и не строилась инфраструктура.

О метро

Сегодня на решении этой задачи сконцентрированы основные ресурсы развития города. Инвестиции в дорожно-транспортное строительство были увеличены не на проценты, а в разы. Правительство Москвы запустило программу развития метро до 2020 года, которая предусматривает строительство 150 км новых линий и 70 станций. За 10 лет Московский метрополитен вырастет в 1,5 раза. Программа полностью обеспечена ресурсами, определены маршруты новых линий, подготовлены проекты. На 90 стройплощадках работает свыше 18 тысяч человек. В 2011-2012 годах будет открыто 6 новых станций – метро станет ближе и удобнее для 600 тысяч москвичей. В дальнейшем темпы строительства метрополитена должны существенно возрасти. План на 2013-й год – 14 км новых линий и 7 станций. Очень важно, что с будущего года основной объем ввода начнут давать новые радиусы и соединительные участки, снимающие избыточную нагрузку с действующих линий. Крупнейший проект такого рода – Третий пересадочный контур – Большое кольцо Московского метрополитена. В плановом порядке идет замена подвижного состава метро. Уже 3 линии переведены на составы нового поколения. 

О транспорте

Чтобы добиться долгосрочного улучшения ситуации, Москве необходимы новые подходы к организации общественного транспорта и дорожного движения. Назову лишь те мероприятия, которые будут проводиться в 2013 году.

Во-первых, нужно приступить к внедрению единого проездного билета на все виды общественного транс­порта, включая приго­родные электрички и коммер­чес­ких перевоз­чиков.

Во-вторых, нельзя дальше мириться с хаосом в системе автобусных перевозок. Город начнет наводить здесь порядок. Право возить пассажиров будет разыграно на конкурсе по принципу "один маршрут – один перевозчик".

Третье. Это улучшение инфраструктуры наземного общес­т­­венного транспорта. Скоростные автобусы, работающие на выделенных полосах, доказали востребованность у пассажиров. Только за I полугодие 2012 года на маршрутах 900-ой серии было перевезено свыше 6,5 млн. пассажиров. Скорость движения составляет 21-23 км/ч. Это на 80% выше, чем скорость движения автобусов в общем потоке транспорта (12-13 км/ч).

Четвертое. Это перехватывающие парковки и транспортно-пересадочные узлы. В 2011-2012 годах перехватывающие парковки были построены у 15 станций метрополитена. Идет обустройство ещё 30 плоскостных ТПУ.

Пятое. Все больше экспертов призывает ограничить движение грузовиков по МКАДу в дневное время. Цель – не только освободить МКАД для легкового транспорта, но и дать дополнительный сигнал бизнесу – развивать логистику за пределами города. Такое решение в ближайшее время будет принято.

Шестое. Это борьба с нарушением правил дорожного движения. Травматизм на улицах, где стоят камеры видеофиксации, сократился примерно на 10%.  Число нарушений на выделенных полосах уменьшилось на четверть.

13:10 17 октября 2012

Павел Святенков - политолог Автор: Анна Лапшина.

Об образовании

За 2 года в школах и детских садах произошло немало зримых перемен. Прежде всего, удалось существенно улучшить мате­риально-техническую базу. Был проведен ремонт зданий и благоустройство территории. Создано около 1000 новых школьных стадионов и спортивных площадок. Поставлено 4,5 тысячи компьютерных классов. Закуплены интерактивные доски, спортивный инвентарь и школьная мебель. Все учителя города обеспечены персо­нальными компьютерами-ноутбуками. Система образования перешла на единые нор­ма­тивы финансирования без разделения на элитные и "обычные" учебные заведения. В детских садах базовый норматив составляет 110-120 тысяч рублей на одного ребенка. В школах – 123 тысячи рублей на каждого старшеклассника в год. Для сравнения, в 2010 году норматив финан­сирования в рядовых школах был в 2 раза меньше.

О здравоохранении

Тенденции демографического развития и рост потребности москвичей в качественной медицинской помощи определяют и задачи, стоящие перед городским здравоохранением. Сегодня нет сомнений в том, что двухлетняя программа модернизации будет выполнена на 100%. За два года будет отремонтировано 2 млн. кв. метров площадей медицинских учреждений и закуплено 47 тысяч единиц современного оборудования. В том числе более 100 компьютерных и магнитно-резонансных томографов. Такой масштаб закупок стал возможен за счет концентрации федеральных и городских ресурсов в объеме более 100 млрд. рублей. А также – за счет экономии на торгах, включая многократное снижение стоимости так называемой "тяжелой техники". Значительная часть нового оборудования –  смонтирована и уже используется для оказания медицинской помощи москвичам. На нем проведены сотни тысяч исследований и операций. В 2011-2012 годах в Москве зафиксировано снижение показателей смертности по основным классам заболеваний – системы кровообращения, органов дыхания, новообразований, алкогольных отравлений и так далее. Общий показатель смертности населения снизился с 12 до 9,9 случаев на тысячу населения (на 17%). 

О социальной политике

Бюджетные расходы на доплаты к пенсиям, пособия и другие меры прямой социальной поддержки москвичей увеличились с 250 млрд. рублей в 2010 году до 340 млрд. рублей в 2012 году. Или на 35 %. При этом основной акцент был сделан на адресной помощи нуждающимся москвичам и создании безба­рьерной среды для маломобильных граждан. Стандарт минимального дохода пенсионера был увеличен на 17% по сравнению с 2010 годом (с 10 тысяч 275 рублей до 12 тысяч рублей). В 2 раза были увеличены пособия на детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

О ЖКХ

Мы определили для себя следующие приоритеты.

Во-первых, было увеличено бюджетное финансирование программ, связанных с безопасностью проживания людей. Это замена газовых сетей и обновление лифтового хозяйства. Если в 2010 году на весь город было модернизировано всего 300 лифтов, то за 2 последних года – в домах установлено более 9,5 тысяч новых лифтов. 

Во-вторых, вопросы капитального ремонта.

Префектуры получили дополнительные средства на выборочный капитальный ремонт жилых домов – замену систем отопления, ремонт кровли, входных групп и так далее. Это позволяет  достаточно оперативно решать проблемы, возникающие в ходе эксплуатации дома. В 2011 году выборочный капитальный ремонт проведен в 1400 жилых домах,  в 2012 году – в 1958 домах. Для сравнения – в 2010 году выборочный капитальный ремонт был проведен в 620 домах.

Третье. Это ремонт подъездов. Более 27 тысяч подъездов было приведено в порядок в прошлом  году, и 10 тысяч 700 подъездов – в 2012 году. 

О рекламе

На крышах домов в центральной части Москвы не будет рекламных конструкций, каждая из которых весит примерно 10 тонн. Будут запрещены брандмауэры, скрывающие от людей целые фасады зданий. Планируется радикально сократить и количество рекламных щитов формата "6 на 3 метра", явно неуместных на большинстве городских улиц. Реклама, которая останется после 2013 года, будет скромнее. Она должна украшать, а не уродовать Москву. Такая же задача наведения порядка стояла и в сфере розничной торговли. Город поддерживал, и будет поддерживать развитие торговли во всех её цивилизованных форматах.

Об открытости власти

Ключевую роль во внедрении новых стандартов открытости сыграли интернет-порталы "Наш город", "Дороги Москвы" и "Открытый бюджет", запущенные примерно год назад. Только на этих порталах опубликована информация о 70 тысячах городских объектов. Предлагать свои идеи Правительству Москвы граждане могут по разным каналам. Стало обычной практикой общественное обсуждение городских, окружных и районных программ. Активизировали свою работу консультативные и экспертные советы при органах исполнительной власти. На интернет-порталах был организован сбор предложений граждан по ремонту и благоустройству дворовых территорий. Многие из этих предложений уже реализованы на практике.

О новом бюджете

Можно рассчитывать на рост поступлений по основным доходным источникам – налогу на прибыль и на доходы физических лиц. Но, с другой стороны, сохраняются и значительные риски для доходной базы бюджета. Это риск неблагоприятных изменений в мировой экономике. А также уменьшение поступлений налога на прибыль в связи с изменениями в федеральном законодательстве. С учетом этих рисков Правительство Москвы сформировало проект бюджета исходя из консервативной оценки будущих налоговых доходов. Лучше в ходе исполнения бюджета получить дополнительные доходы, чем "резать по-живому", сокращая расходы, не обеспеченные налоговыми источниками.

Доходы бюджета в 2013 году планируются в объеме 1 трлн. 495 млрд. рублей.

Расходы запланированы в объеме 1 трлн. 695 млрд. рублей.

Дефицит бюджета составляет 200 млрд. рублей. Его покрытие будет осуществляться за счет мобилизации дополнительных доходов и, при необходимости, за счет заимствований.

Особо подчеркну. Несмотря на жесткие решения по ограничению темпов роста бюджетных расходов, целевые показатели государственных программ пересматриваться не будут. Просто необходимо будет более активно привлекать частные инвестиции и работать над сокращением стоимости проектов.

По окончании доклада свои вопросы мэру задали депутаты Мосгордумы.

Игорь Протоповов: 90% нашего бюджета – это налоги. Миллион 230 тысяч – от экономической деятельности, из них 400 тысяч – это те, кто работает по упрощенной системе налогообложения, причем около 180 тысяч - индивидуальные предприниматели, и почти 230 тысяч - юридические лица. И эти 400 тысяч субъектов экономической деятельности в 2011 году дали 30 миллиардов, в этом году планируется 35, это около 3 процентов. То есть 400 тысяч субъектов налоги городу не платят. Не считаете ли вы, что надо выходить с предложением об изменении федерального законодательства, с тем, чтобы значительную часть субъектов экономической деятельности, работающих по упрощенке переводить на систему патентов?

Сергей Собянин: Я поддерживаю эту идею, все должны платить налоги, иначе получается абсурдная ситуация. На примере тех же лотков: одни заплатили за возможность размещения своего объекта, уплатили налоги, рядом стоит объект, который возведен без разрешения, никому ничего не заплатил, налоги, соответственно, не собираются. Такая система недопустима, поэтому ведем работу по легализацию мелкорозничной торговли, где работает именно малый бизнес, наводим порядок в таксомоторных перевозках, где тоже достаточно много малого бизнес; работаем со сдачей в аренду жилья в городе, у нас огромные объемы сдаются, но мало кто регистрирует, и мы не знаем, кто сдает, кто там проживает, и большинство не платит никаких налогов. Поэтому, конечно, малый бизнес, в силу своих возможностей, должен также участвовать в развитии города, платя налоги. И если будет такая инициатива в городской думе делать обязательным наличие патента при минимальной уплате налогов, мы ее поддержим.

Ирина Великанова: Вы сказали о позитивных темпах рождаемости в городе. Но повышение рождаемости – это и новые вызовы. В частности, вновь встает проблема очередности в детские сады. В последнее время эта проблема решалась разными способами, в том числе повышением наполняемости групп, созданием отделений при средних общеобразовательных учреждениях. В то же время лучшей формой дошкольного учреждения с точки зрения родителей, и, наверное, для малышей, лучшей формой является детский сад. В частности, в качестве одного из новых направлений решения этой проблемы обсуждается вопрос государственно-частного партнерства, заключения концессионных соглашений с бизнесом. Как сейчас идет решение этого вопроса?

Сергей Собянин: Мы как строили, так и строим за счет бюджета, но для того, чтобы привлекать дополнительные инвестиции в эту сферу, мы создали систему концессионных соглашений, и теперь можно привлекать и частные инвестиции. То есть город покупать часть мест за счет городского бюджета, и за счет этого часть мест будет распределяться вне очереди. Другая часть мест, конечно, будет распределяться по очереди. В районах, где есть какое-то напряжение в части нехватки детских дошкольных учреждений, часть людей перейдет в концессионные детсады, часть останется в бюджетных. Но в первую очередь мы будем строить такие детсады там, где нет очередности, там, где она есть мы будем строить бюджетные детские дошкольные учреждения.

Вячеслав Сивко: В последнее время участились наезды на остановки общественного транспорта, планируется ли что-нибудь предпринять в этой связи?

Сергей Собянин: Безопасность пешеходов везде важна, и на остановках, и на переходах, и на тротуарах, и при движении в общественном транспорте. Поэтому надо наводить порядок в целом, надо уменьшать количество нарушений правил дорожного движения. Что происходило раньше? Несмотря на все старания полиции, они фиксировали менее 5 процентов нарушений. Я думаю, не больше одного процента. Мы внедрили только на части трасс систему видеофиксации нарушений, и они уже сегодня фиксируют 95% нарушений, и только 5% фиксирует полиция. Думаю, когда мы доведем количество видеокамер до 500, они практически перекроют все городские улицы и МКАД. Это будет означать. Что мы будем фиксировать большую часть правонарушений в городе. И я уверен, что это окажет влияние на то, что количество правонарушений, аварий, связанных, в том числе, и с травмами и смертью людей будет в Москве уменьшаться. Это показала первая практика работы с видеонаблюдением. Естественно, и коррупционная составляющая уменьшится.

Николай Губенко: Как вы планируете выходить к 2016 году на уровень обеспеченности жильем 24,4 метров, предусмотренный федеральной целевой программой «Жилище», если темпы ввода нового жилья с 2010 года упали до 500-700 тысяч квадратных метров?

Сергей Собянин: Что касается объемов жилищного строительства, то здесь нужно смотреть, какой статистикой мы пользуемся. Нигде, ни в каком другом регионе таким образом статистика не ведется: по столичному городу – отдельно, по прилегающим территориям – отдельно. Сегодня миллионы москвичей имеют недвижимость за городом, и оставляя прописку в Москве. В последние годы количество жителей города росло, при том, что количество жилищного строительства уменьшалось. В Подмосковье вводится по 8 миллионов квадратных метров жилья, при том, что количество жителей там не растет. Чудес не бывает, это означает, что москвичи начинают покупать там жилье, переезжать в Подмосковье, и так далее. Так что нам, чтобы иметь объективную картину, в Москве и московском регионе, надо считать совместную обеспеченность жильем Москвы и подмосковья. И тогда уже сегодня, если учесть объем жилья и количество проживающих, средняя обеспеченность жильем составит более 23 метров. Тем не менее, мы собираемся более активными темпами вести строительство там, где это возможно, в том числе и на новых территориях. Тем не менее, мы не собираемся застраивать одними жилыми районами Подмосковье. Наоборот, мы хотим сделать так, чтобы люди не только жили там, но и получили возможность работать в том же районе, где они живут.

Полный текст выступления Сергея Собянина читайте здесь.

Отчет о результатах деятельности Правительства Москвы за 2011-2012 годы в формате PDF читайте здесь.

Сергей Собянин, выступая в Мосгордуме, отметил: Сегодня очевидно, что управляемость городом не была потерена ни на минуту.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER