Четверг 20 сентября, 04:09
Ясно + 15°
 Кацусика Хокусай "Фудзи в морских волнах в Канагава" (Большая волна).

Самураи и гейши вышли в интернет

Фото: Пресс-служба ГМИИ имени А.С. Пушкина
Коллекцию японской гравюры из запасников ГМИИ теперь может увидеть каждый, у кого дома есть компьютер и доступ в интернет

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина представили новый проект: крупнейшую коллекцию японской гравюры из запасников теперь может увидеть каждый, у кого дома есть компьютер и доступ в интернет

Бытовые сцены, красавицы-гейши, пейзажи, застолья борцов сумо – рисунки, датированные XVIII- XIX веками, можно разглядывать до бесконечности на новом сайте www.japaneseprints.ru. Приближать и удалять, подмечая самые мелкие детали. И главное – из дома!

Гравюра пришла в Японию позже, чем в другие страны. Кроме того, первоначально гравюра описывала жизнь низов. Активное развитие этого вида искусства связывают с городом Эдо (старое название Токио), где в то время жили в основном самураи и разного рода обслуга.

 Заведующая отделом графики Айнура Юсупова рассказывает:

- Большая часть тех работ, которые мы отобрали для виртуальной коллекции, относится к направлению укиё-э, это можно перевести как «изменчивый мир». Изначально гравюры были черно-белыми, позже стали цветными.

Стиль укиё-э развивался по собственным законам. В отличие от многих других японских видов искусств того времени – за теми пристально следили власти. Героями работ становились, по сути, представители плебса, однако именно ими – актерами, куртизанками – восхищались в народе. Им подражали.

Любопытно, что гравюры с какого-то момента начали подвергать строгой цензуре: на многих из них стоят личные печати цензоров. На художника, прогневавшего власти, могли даже колодки надеть, а у издателя в любой момент были готовы изъять тираж «крамольных» работ.

- Чтобы обойти цензуру, художники использовали митатэ-э – язык молчания, иносказания. Изображения, сделанные с помощью митатэ-э, были понятны каждому: к примеру, портрет женщины с ребенком мог символически изображать какое-либо событие, и всем было ясно, какое именно.

Со временем, в 30-х гг XIX века японские мастера начинают обращаться к жанру пейзажа.

- Художники начинают фокусироваться именно на технике рисунка, активно используют прием градации цвета. Обратите внимание: этот же прием мы использовали при оформлении нашего виртуального каталога.

По японской гравюре, считают в музее, легко можно изучать всё: культуру еды, одежды, быта. И действительно: любое изображение изобилует огромным количеством деталей. Смотришь на пирующих борцов сумо, а видишь эпоху целиком…

- Наша коллекция настолько обширна, что представить ее целиком в экспозиции музея невозможно,- говорит Юсупова,-  даже на оцифровку шести сотенработ, представленных на сайте, ушло около двух лет! Гравюра, кроме того, предмет хрупкий. По стандартам показывать в музейных залах ее можно только на протяжении четырех недель, а новый портал доступен всем в любое время.

Это уже не первый для Пушкинского «выход в интернет»: ранее в музее оцифровали каталоги британской и российской гравюры XVIII-XIX веков. Но новый портал, подчеркнула Айнура Юсупова, не такой академичный, как предыдущие. Потому будет интересен и специалистам, и просто интересующимся, и взрослым, и детям. 

 

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER