Воскресенье 23 сентября, 04:09
Ясно + 17°
Критик Павел Басинский рассказал "ВМ" о причинах противостояния церкви и общества.

От Льва Толстого до Pussy Riot

Фото: PHOTOXPRESS
Этот год проходит под знаком противостояния церкви и общества. О его причинах в нашем интервью размышляет критик Павел Басинский.

Дело в том, что недавно он написал книгу об отношениях Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского. Эта история из прошлого века перекликается с днем сегодняшним и по-своему поучительна.

«О религиозном мировоззрении Толстого у людей довольно смутное представление, — говорит Павел Басинский. — Все знают, что он враждовал с Православной церковью и был отлучен. А в чем сущность его исканий? Толстой хотел общаться с Богом напрямую, без Церкви. Иногда его называют русским Лютером. Это не совсем правильно, ведь Лютер в конце концов создал свою Церковь. А Толстой не создал, хотя у него было много последователей. Сегодня в России отношения Церкви и общества опять обострились. Только этот конфликт носит какой-то вульгарный характер, как это видно по делу Pussy Riot. А когда Толстой вел свои споры с Церковью — это был спор двух огромных духовных величин».

– Павел Валерьевич, что вы думаете о противостоянии части российского общества и церкви?

– Это противостояние обострилось в последнее время. До этого тоже были конфликты, но не с такой резкой форме. Например,  были проблемы вокруг недвижимости, когда церкви передавались храмы, в которых раньше были музеи. А в этом году начались акции вандализма и кощунства в храмах. Меня вся эта ситуация очень тревожит. На мой взгляд, противостояния Православной церкви и российского общества быть не должно. К тому же часть общества не принадлежит к Православию, а принадлежит к другим конфессиям или религиям. Кто-то невоцерковлен, кто-то является атеистом. И в то же время я знаю, что эта проблема не сегодня возникла. Я внимательно занимался историей русской Православной церкви конца ХIX – начала XX века. Недоверие части  общества к церкви возникло уже тогда. В годы советской власти  конфликт между церковью и интеллигенцией был заморожен. А сейчас он снова дал о себе знать.

– Что должна делать церковь, чтобы быть современной?

– Это сложный вопрос. Церковь – очень древняя структура. Куда более древняя, чем все  наши политические и общественные институты. И она сама должна отвечать на вызовы времени. Светские люди не могут диктовать церкви свои правила. С другой стороны церковь не может навязывать светской культуре свои нормы.

– А что вам не нравится в современной церкви?

– Я не имею права ее критиковать. Есть  много замечательных священников, которые трудятся в поте лица. Служат литургию, исповедуют, читаю проповеди, крестят детей и взрослых, отпевают умерших, организовывают воскресные школы и многое другое. Все это вызывает уважение. Но вот когда я слышу выступление Всеволода Чаплина, в котором  он призывает девушек перестать носить короткие юбки, я не понимаю – что это? Провокация? Желание привлечь к себе внимание? Подобные выпады раздражают общество. Мне больше по душе выступления дьякона Андрея Кураева, стоящего на позиции просвещенного человека. Надо понимать, что церковь – это не монолитная структура, а разные люди. Например, к Толстому в конце 19-го начале 20-го было ведь тоже разное отношение. В том числе среди священников и даже церковных иерархов. Иоанн Кронштадтский называл Толстого сатаной. Епископ Антоний Храповицкий критиковал его с культурно-богословских позиций. Инициатор отлучения Толстого от церкви митрополит Санкт-Петербургский Антоний Вадковский был почетным профессором Оксфордского и Кембриджского университетов, широко, по-европейски образованным человеком. Я думаю, что отлучение Толстого для него самого было не простой личной проблемой. Неслучайно, он писал жене Толстого Софье Андреевне письмо с просьбой помочь вернуть ее мужа в православие, неслучайно, в 1910 году он отправил умиравшему в Астапове Толстому телеграмму с той же просьбой. Проблема отпадения Толстого от церкви волновала наиболее просвещенных церковных иерархов, они понимали, что не только Толстой, но и церковь слабеет в этом неразрешимом конфликте. В любом случае, тогда это был спор умных людей, а не сегодняшние судебные заседания по поводу женщин, которые в цветных калготках танцуют в храме, и за это их на два года сажают в колонию. Мне отварительна и акция этих женщин, и то наказание, которое к ним применяют. Всё это одиниково далекот от христианства.

– Сегодня часто можно услышать точку зрения, что за нападками на русскую православную церковь стоит запад. Как вы к этому относитесь?

– Это вера в теорию заговора.  Многие убеждены, что есть какие-то структуры, которые хотят планомерно разрушить Россию и Православную церковь.  Это – чушь. С другой стороны,  тот резонанс,  который приобрело дело Pussy Riot на западе – тоже ненормален. Акция Pussy Riot это, как ни крути, элементарное хулиганство, совершенное в православном храме в центре Москвы. Я не считаю, что наказание, которое к ним применили соразмерно их поступку. Я считаю, что достаточно было административного наказания. Но делать из них героинь, мученниц «режима», сравнивать их с Сахаровым и Солженицыным, значит, просто сознательно унижать Россию.

– А как вы сами относитесь к панк-молебну?

– Кто-то считает это искусством. На мой взгляд – это элементарное кощунство.

- Есть такая точка зрения, что запад живет в постхристианском измерении, где нормой считается гей-парад и служение мамоне. А русская цивилизация хранит верность библейским ценностям.  Что вы об этом думаете?

– Это чушь. Просто Запад пошел по пути не обрядового, а  практического христианства. У них очень развиты социальные и благотворительные институты. У них прекрасно развита медицина. Они посылают своих миссионеров в разные точки мира. Все это можно назвать непосредственной помощью ближнему. И это соответствует духу Евангелия. Наша церковь тоже этим занимается. Когда было наводнение в Крымске  – церковь наряду с другими волонтерами приезжала и делала очень много. Но в то же время в нашей церкви очень силен византизм, обрядовость, консерватизм.  С другой стороны, в Америке есть протестантские церкви, где процветает еще более суровый фундаментализм, чем у нас. К ним бы никакие Pussy Riot  даже не сунулись. Мир очень разный. Но я бы не стал утверждать, что запад стал безбожным и только на Руси хранят верность христианским ценностям.

– Вы написали книгу о конфликте Иоанна Кронштадтского и Льва Толстого. В чем его суть?  

– Отец Иоанн Кронштадтский был не просто самый популярный священник в России, которого знала вся страна. Он уже при жизни был причислен к лику святых. Его слава  была огромна. В чем-то даже больше чем у Толстого. Если к  Толстому каждый день приходило 30-40 человек, то к отцу Иоанну – тысячи. Толстой отрицал церковь. Он считал, что вера должна проявляться в непосредственном общении человека с Богом и должна подкрепляться делами. Иоанн Кронштадтский считал, что вне церкви человек однозначно погиб. Они оба были очень категоричными людьми. Оба были властителями умов. В их конфликте выразился раскол общества, который предвосхитил революцию и гражданскую войну.

– В чем поучительность этого сюжета?

– В трагичности этой истории. Два выдающихся человека не поговорили между собой, не захотели понять друг друга. Вместо диалога они выбрали противостояние. Подобный раскол был  между интеллигенцией и народом, между интеллигенцией и властью, между разными классами общества. Из идейного поля все это выплеснулось на реальные поля сражений. И сейчас у нас в обществе – отзвуки того же самого. Мы не хотим понимать друг друга. У нас оппозиция не хочет понимать власть, власть не хочет слушать оппозицию. Светская культура нападает на церковь. Церковь критикует светскую культуру. Все это неправильно. Если мы будем жить в этом режиме противостояния, то опять дождемся каких-то социальных потрясений. Нам всем надо научиться понимать и уважать друг друга, быть терпимыми, да просто добрыми людьми, наконец!

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER