Вторник 18 сентября, 17:09
Пасмурно + 18°
 Малый театр — это, пожалуй, последний уголок на карте Москвы, где можно воочию увидеть театр XIX века

Священные чудовища Малого

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
Малый театр — один из немногих, куда идешь не на имя режиссера, а просто на спектакль. Конечно, формально у «Священных чудовищ» — последней премьеры театра — есть режиссер Антон Яковлев, но здесь это оказывается совсем неважным. Главные в Малом — артисты.

Те самые священные чудовища, о которых написал пьесу Жан Кокто.

Малый театр — это, пожалуй, последний уголок на карте Москвы, где можно воочию увидеть театр XIX века. Не в пыльно-музейном смысле, а в самом что ни на есть живом. Да, декорации на сцене (да и костюмы) — словно из подбора. Да, спектакль выглядит так, словно новость о существовании режиссуры сюда еще не дошла.

Да, здесь даже не делается попытка «вчитать» в автора некие современные смыслы. Но, как это ни парадоксально, как это ни мучительно многим современным театральным деятелям было бы признать, здесь есть театр. Вернее, то главное, чего от театра ждешь, — жизнь.

Малый театр на «Священных чудовищах» подарил основательно позабытое ощущение театра, которое возникало в детстве. Те самые, ставшие притчей во языцех, бархатный занавес и кресла, хрустальные люстры и позолота, и… артисты. Актеры, которым, кажется, достаточно выучить текст и выйти на сцену, чтобы увлечь за собой зрителя. Вот Ирина Муравьева — «священное чудовище» этого театра. Глядя на ее Эстер, понимаешь, что мог чувствовать тот же Белинский, когда на подмостки выходили корифеи его эпохи. Кажется, она может сыграть все и везде.

Оставаясь собой и пребывая актрисой.

Малый театр… Существует миф, будто бы режиссер необходим, чтобы из солирующих прим и премьеров на сцене возник ансамбль. Чепуха. Священным чудовищам для этого режиссер не нужен — чувство сцены и партнера у них в крови. Кажется, любой из тех, кто играл в последней премьере, мог бы полтора века назад приехать в любой город, где идет эта пьеса Кокто, и без репетиций вписаться в готовый спектакль. И это было бы хорошо.

Малый театр — это удивительная машина времени, которая манит и притягивает. Если бы все театры были такими, наверное, впору было бы сойти с ума. Но Малый — один.

И очень хочется, чтобы, видоизменяясь и отыскивая новые формы, этот кусочек себя он сохранил навсегда.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Чат прямого эфира на
главной Вечерки!

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER