Воскресенье 21 октября, 23:10
Пасмурно + 6°

Дороги «без тормозов»: кто несет ответственность за гибель людей

Март 2012 года. 1-я Тверская-Ямская улица. 8 утра. Водитель автомобиля не справился с управлением и вылетел на тротуар, врезавшись в здание.
Март 2012 года. 1-я Тверская-Ямская улица. 8 утра. Водитель автомобиля не справился с управлением и вылетел на тротуар, врезавшись в здание.
Фото: Игорь Ивандиков, "Вечерняя Москва"
Ужасающие цифры ДТП в столице растут с поразительной скоростью. По данным ГИБДД, за 2012 год на дорогах Москвы произошло более 9 тысяч аварий, в которых пострадали и лишились жизни сотни людей. Чем это вызвано?

«Вечерка» проанализировала самые характерные версии.

Версия № 1. Безнаказанность

Безнаказанность порождает вседозволенность. Этот набивший оскомину афоризм как нельзя более точно отражает ситуацию на дорогах столицы. При первой возможности многие люди стремятся купить автомобиль, считая его символом свободы, независимости или просто достатка. В результате за рулем «железных коней» зачастую оказываются не опытные водители, а автовладельцы, которые и пешком-то ходить толком не научились. Зато все на законных основаниях. Потому что они предусмотрительно запаслись необходимыми документами, и не беда, если купленными за мзду.

— Международное сообщество еще в 1930-е годы выдвинуло тезис: дорога не убивает, все лежит на совести водителя, — рассказывает «Вечерке» Александр Сарычев, директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства. — В правилах движения четко сказано: водитель сам выбирает скорость и маневр исходя из дорожных условий. Вот где играет решающую роль тривиальный человеческий фактор: права куплены, правилам не научили, вовремя не поправили, не наказали. И результат плачевный — катастрофы, в которых гибнет много людей.

— Главная причина всех аварий — недостаточная подготовка водителей, — говорит психолог Юрий Вяльба. — Причем как в части теории, так и в части практики. Все делается формально, по блату — плати деньги, и все будет хорошо. Люди раскрепощенно чувствуют себя за рулем, потому что их не страшит ответственность ни за себя, ни за жизнь своих близких,

Если мы надеемся, что культура вождения повысится сама собой, нам придется похоронить еще немало своих сограждан. Ждать просветления в умах и душах водителей — занятие утомительное и даже безнадежное.

— Спасение в этой ситуации может быть только одно, — утверждает Александр Сарычев, директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства. — Пора применять приемы и тенденции, которые годами практикуются в европейских столицах для решения проблем безопасности. До тех пор, пока мы не выйдем на уровень развитых стран, аварийность на наших дорогах никак не снизится. Обязательно должны быть повышены штрафы абсолютно за все виды нарушений. Любые отговорки, что существуют социальные нормы по минимальному размеру оплаты труда и их нельзя превышать, — бессмысленны. Если ты мало получаешь, значит, ты вообще не можешь садиться за руль и тем более становиться источником повышенной опасности.

Психолог Юрий Вяльба еще более категоричен:

— Предусмотренные наказания символичны. Поэтому водители и чувствуют свою безнаказанность. В древние времена были правильные, продуманные законы. Украл — отрубили руку, чтобы неповадно было. Видимо, пришло время и сейчас поступать столь же строго. Только страх ответственности воспитает в людях уважение к правилам и заставит поступать обдуманно. Переговоры, увещевания — неэффективны.

А может быть, дело не в «драконовских» мерах, коих должны бояться участники дорожного движения?

— Мы становимся заложниками собственных законов, — заявляет психиатр Александр Дрейзин. — Дело не в строгости наказания, а в его неотвратимости. Ужесточать законы — ненужный популизм. Если мы хотим получить результат, а не затянувшийся процесс, нужно добиваться неукоснительности выполнения законов. А до тех пор пока можно за деньги откупиться от гаишника, пока законы для одних действуют, а для других нет, люди будут гибнуть на дорогах.

Версия № 2. Алкоголь, наркотики

Вторая причина всех аварий, но, возможно, самая главная — это пьянство за рулем. Подробности последних катастроф с человеческими жертвами порой поражают — промилле зашкаливают! Как человеку в таком состоянии вообще могла прийти в голову идея управлять автомобилем?

— Я уверен, что все аварии так или иначе связаны с интоксикацией организма алкоголем, табаком или наркотиками, — заявляет нарколог Сергей Зайцев, профессор, член Московской областной общественной организации «Союз борьбы за народную трезвость». — Причем пагубное влияние не обязательно должно быть прямым, вроде «выпил и сел за руль». Речь идет об абстиненции: даже если человек два-три дня живет трезво и в кровеносной системе сохраняется максимальная концентрация ядов. Для мужчины среднего возраста и веса к этому приводит употребление токсической дозы алкоголя — 300 граммов водки и больше. Человек на дороге становится неадекватен. Слышали о страшных случаях «ехал за рулем, вписался в остановку, сбил 5 человек»? Это приступ алкогольной эпилепсии - на пике отравления алкогольными ядами на пять секунд потеря сознания за рулем. И все. Люди погибли. А потом виновник понятия не имеет, как это произошло.

При отказе от алкоголя или наркотиков нередко развивается заместительный синдром — спидофилия, т.е. жажда скорости, склонность к неоправданному риску на дороге. Этим увлекаются уличные гонщики — стритрейсеры. Их еще называют «шахматистами», потому что они на огромной скорости перестраиваются на дороге, игнорируют все знаки ограничения и создают аварийные ситуации.

Бороться нужно не со страшными последствиями интоксикации, а с их причиной — низким уровнем сознательности и нарушением мышления из-за интоксикации табачным ядом, алкоголем, наркотиками. Люди не знают особенностей влияния этой пакости на организм, а у специалистов достаточно информации, но нет возможности донести ее до масс.

К сожалению, меры, которые принимаются против пьянства за рулем, порой вызывают многочисленные споры и ведут к нежелательным последствиям. Например, законопроект о ноле промилле.

— В крови любого человека есть эндогенный этанол, — рассказывает психиатр Александр Дрейзин. — Прибор инспектора дорожного движения имеет определенную чувствительность, при которой показывает ноль промилле. Но стоит настройки чуть-чуть изменить — и непременно будут другие цифры. Любой результат значит только одно — ты виноват, значит, плати деньги. А ведь к показателям промилле, отличным от ноля, может привести даже кефир.

Версия № 3. Психология

Наших водителей раскрепощает не только безнаказанность или пьянство перед поездкой. Зачастую к страшным ДТП приводит несоблюдение скоростного режима, выезд на встречную полосу или проезд перекрестка на красный свет, а права у человека в порядке и он трезв!

— Такие ошибки были и будут случаться вечно, — с грустью говорит Александр Сарычев, директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства. — Люди привыкли винить во всем алкоголь или наши дороги с транспортными развязками. Но причина — вечная спешка. Хотел проскочить пораньше, загорелся желтый сигнал светофора — все равно! — помчался. А далеко ли?..

Как показывает печальный опыт, недалеко. Но от традиционного русского «авось» отказаться сложно, порой просто невозможно.

— Мы все стоим в пробке, а кто-то нагло лезет вперед. Я прекрасно понимаю, когда торопится полиция, «скорая» или пожарные, но когда простые смертные нарушают все мыслимые правила и оставляют тебя позади, в любом человеке начинает подниматься чувство праведного гнева. Чем, собственно, я хуже? — утверждает психиатр Александр Дрейзин. — И создаются абсолютно дикие ситуации. В нашумевшей аварии, где мы потеряли Марину Голуб, ее водитель вообще был лишен прав и ездил с поддельными. Пусть виновник не он, но что этот человек делал за рулем? Кто разрешил ему ездить с фальшивыми правами? В цивилизованных странах участники движения уважают друг друга. Если есть несколько полос, то никто не пытается обогнать, подрезать, втиснуться не по правилам. У нас срабатывает другое мышление. Мне больше надо ехать, чем тебе. Я сильнее опаздываю. У меня более дорогой «драндулет», чем у тебя. Значит, ты стой, а я поеду.

Подливает масла в огонь еще и то, что наши Правила дорожного движения требуют доработки. В этом сходятся не только специалисты, но и сами водители. На улицах нередко нелогично поставлены знаки и выполнена разметка, что ведет к бесконечным пробкам или желанию обогнать впереди ползущий трактор. Склонность к излишнему риску, самоуверенность, переоценка своих возможностей, погоня за острыми ощущениями — продолжать список можно бесконечно. Но результат один — человеческие жертвы.

Версия № 4. Качество машин

Еще одним пунктом в списке причин, ведущих к гибели людей, становятся… автомобили. И речь здесь идет не только о неисправностях тормозов или рулевого управления, потухших фарах, заглохшем двигателе и других поломках в самый неподходящий момент.

— По моим наблюдениям, участниками аварий все чаще становятся владельцы хороших, дорогих машин, — заявляет «Вечерке» автоэксперт Юрий Гейко, автор и ведущий программы «Автоликбез» на «Авторадио». — За рулем такого автомобиля испытываешь принципиально другие ощущения. Скорость в салоне почти не чувствуется, чуть-чуть придавил ногой педаль газа — и ты уже летишь вперед как птица. На спидометре — 100 км/ч, а кажется не больше 60. К счастью, на московских дорогах, хотя они и самые лучшие в стране, нельзя выжать 250 км/ч. Просто негде разогнаться.

Приобретя дорогую иномарку, трудно бороться с желанием испытать все ее возможности, почувствовать себя Шумахером. Одновременно вырастает самоуверенность, что послушная машина, которая повинуется, кажется, даже одной мысли, успеет увильнуть в последний момент. А если нет… Что ж, а зачем тогда специалисты автокомпаний уверяют, что их продукция полностью надежна, конструкция крепка, а подушки безопасности спасут всех пассажиров? Но печальный опыт говорит одно: все машины бьются и в любой люди могут погибнуть.

— Я видел машины, у которых на ходу отрывались колеса, наблюдал множество переворотов, — говорит автогонщик Алексей Васильев. — А пилоты отделывались чаще всего небольшими травмами или легким испугом, поскольку защита спортивных болидов «заточена» под высокие скорости. На дороге — другое дело. Видишь: пустяковая авария, а кто-то серьезно пострадал или вообще с жизнью простился. Почему? Недооценивают почему-то люди опасность, которую таит в себе автомобиль. Не пристегиваются и забывают, что, как только водитель нажал на газ, машина — это уже полторы тонны, несущиеся вперед с огромной силой и скоростью. Как можно гонять по дорогам? Я профессиональный пилот, но никогда не позволю себе превысить скорость. Это глупость, которая может стоить жизни тебе и окружающим. Кроме того, нам необходимо больше взаимного уважения, тогда аварийных ситуаций станет намного меньше.

Но не только «летучие болиды» становятся участниками ДТП.

— Катастрофы часто случаются со старыми машинами, да еще и битыми раньше, — сообщает Юрий Гейко. — Особенно опасны древние «телеги», которые уже давно сгнили, у которых постоянно отказывают тормоза. Сейчас Москва наводнена отечественными машинами устаревших моделей, которые охотно покупают друг у друга за копейки гости из южных республик и подрабатывают на них частным извозом. В такие раритеты садиться просто страшно: все скрипит, пол гнилой, даже асфальт виден, чуть ли не ногой приходится тормозить. Этот транспорт может стать причиной самых жутких аварий, потому что они сминаются как консервные банки. Такие недоразумения техники нужно просто отлавливать и принудительно сдавать в металлолом.

Но не надо всю вину перекладывать на автопром, пока люди ездят на машинах, аварии будут продолжаться. Одновременно должны поменяться не только правила, законы, дороги, но и само сознание тех, кто садится за руль.

Сводка последних крупных автокатастроф в 2012 году

21 июля

В Ногинском районе Подмосковья 24-летняя москвичка Екатерина Заул въехала в группу людей, шедших по обочине дороги. В результате пять человек, в том числе семилетний ребенок, погибли. В крови Заул обнаружили 0,5 промилле алкоголя: она села за руль, выпив не менее 300 граммов виски. Суд приговорил ее к 8 годам колонии.

5 сентября

На трассе Москва — Санкт-Петербург в районе города Чудово столкнулись два автомобиля. Водитель Audi, который был пьян и вдобавок не имел водительского удостоверения, выехал на встречную полосу. Семь человек погибли.

22 сентября

На Минской улице в Москве автомобиль протаранил автобусную остановку. Погибли семь человек, в том числе пятеро воспитанников детского дома-интерната. Водитель автомобиля Александр Максимов был сильно пьян, в его крови нашли также следы марихуаны. В 2010 году его уже лишали прав за вождение в пьяном виде. В настоящее время он находится под арестом.

23 сентября

На Рязанском шоссе на юго-востоке Москвы автомобиль Lexus протаранил маршрутное такси. В результате аварии погибли 2 человека, 8 ранены. Автомобиль сгорел полностью.

9 октября

В Москве на пересечении проспекта Вернадского и улицы Лобачевского Hyundai, в котором находилась известная актриса Марина Голуб, столкнулся с автомобилем Cadillac. Марина Голуб и подвозивший ее шофер погибли на месте. Водитель Cadillac Алексей Русаков проехал на красный сигнал светофора. Он скрылся с места происшествия, но вскоре был арестован.

19 октября

На Окской улице водитель автомобиля Mitsubishi совершил наезд на трех человек на нерегулируемом пешеходном переходе. В результате инцидента погибла женщина. Еще одна женщина и мужчина были госпитализированы с травмами различной степени тяжести.

20 октября

В Москве за сутки произошло три крупных ДТП, один человек погиб. Пьяный водитель автомобиля BMW не справился с управлением и выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с автомобилем Daewoo. В результате пострадали шесть человек. Все они госпитализированы, трое из них — в тяжелом состоянии.

20 октября

На Кутузовском проспекте женщина, управлявшая автомобилем Mercedes, врезалась в мотоцикл, после чего вылетела на встречную полосу и повредила три машины. В результате сильно пострадал мотоциклист — ему ампутировали ногу. Управлявшая Mercedes девушка была направлена на медицинское освидетельствование, которое подтвердило, что она находилась в состоянии алкогольного опьянения — перед тем как сесть за руль, она выпила бутылку водки.

28 октября

Крупное ДТП произошло в воскресенье вечером на 38-м километре МКАД из-за провала асфальта, в аварию в общей сложности попали 17 автомобилей. К счастью, машины не получили серьезных повреждений, пострадавших нет.

28 октября

За вечер воскресенья из-за плохих погодных условий были разбиты десятки машин. В ДТП с ними пострадали три ребенка. В одном случае водитель Volvo не справился с управлением на мокрой дороге и врезался в шедшую перед ним «Оку». От удара пострадали двое детей, ехавших в малолитражке. В Юго-Восточном округе Москвы водитель Chevrolet не заметил и искалечил 10-летнего мальчика, переходившего улицу в неположенном месте.

Март 2012 года. 1-я Тверская-Ямская улица. 8 утра. Водитель автомобиля не справился с управлением и вылетел на тротуар, врезавшись в здание.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER