Вторник 23 октября, 04:10
Ясно + 2°

Анатолий Сердюков мечтал о лимузине Никиты Хрущева

Кортеж с 1-м секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым (в центре) и космонавтами Валерием Быковским и Валентиной Терешковой движется по городским улицам.
Фото: Фото ИТАР-ТАСС
В скандальном уголовном деле «Оборонсервиса» может появиться очередной эпизод, связанный с исчезновением из музея автомобильной техники в Рязани лимузинов «ЗИС» и «ЗИЛ» Никиты Хрущева и Фиделя Кастро.

Авто отобрали у музея по распоряжению тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова. Даже приблизительная стоимость уникальной коллекции оценивается несколькими десятками миллионов долларов.

Вот что рассказал корреспонденту «Вечерней Москвы» бывший директор рязанского музея автомобильной военной техники Рудольф Вендер.

- Сердюков к нам приезжал единственный раз, в августе 2009 года, - рассказывает бывший директор рязанского музея военной техники Рудольф Вендер. – Пробыл у нас в музее минут 40, я его лично по экспозиции водил. Видно было, что он в машинах разбирается неплохо. Его сопровождала какая-то женщина.

- Супруга?

- Нет, не жена.

- Откуда знаете?

- Так оно сразу видно. Сердюков попросил меня сделать снимки машин. После этого у нас забрали 60 машин – в основном самые ценные экспонаты.

- Например?

- ЗИЛ-117 года выпуска, который предоставили Фиделю Кастро во время его поездки в Советский Союз, лимузин-кабриолет ЗИЛ-111, на котором Юрий Гагарин ехал в Кремль докладывать советскому правительству о своем космическом полете, а также ЗИС-110 Никиты Хрущева. А еще ГАЗ-12 ЗИМ – служебный автомобиль маршала Захарова и ЗИС-110 – кабриолет, участвовавших в парадах на Красной площади.

- По распоряжению Сердюкова забирали только легковые машины?

- Не только. Забрали также американский «Студебеккер», нашу полуторку, грузовик ЗИС, два БТРа, БРДМы..

В свете продолжения скандала вокруг «Оборонсервиса» и женщин, окружающих Сердюкова, история с раритетными советскими автомобилями имеет один любопытный нюанс. Дело в том, что примерно две недели назад к бывшему директору рязанскому музея пришли трое сотрудников ФСБ и попросили предоставить им списки авто, отобранные у музея по распоряжению Сердюкова. Вендер настаивает, что силовики пришли к нему накануне отставки Сердюкова, а не после того, как об отставке министра обороны стало известно официально.

Что же касается злополучного музея автомобильной военной техники в Рязани, то Сердюков приложил немало усилий к тому, чтобы этот музей вообще перестал существовать. Дело в том, что в 2010 году по распоряжению министра Сердюкова музей был закрыт в «целях минимизации военных расходов» и «сокращения непрофильных затрат». Официально это было связано с реорганизацией военных вузов Рязани - Рязанского военного автомобильного института, который вошел в состав Рязанского училища ВДВ. Однако известие о том, что любимый горожанами рязанский музей переводят в Москву, всколыхнуло людей. Местные даже объявили о начале акции "Это наш музей!" и сфотографировали выставочные экспонаты, чтобы потом создать фотобанк и тем самым уберечь технику от расхищения.

«Вечерка» дозвонилась до эксперта Росохранкультуры и создателя автомобильного музея Дмитрия Ломакова, чтобы узнать его мнение о происходящем.

- Когда чиновники дорываются до музеев, происходят неприятные вещи. Примеров множество. Это уничтожение музея АЗЛК «Москвич», здание которого было сконструировано для музея. Общественность пыталась вразумить городские власти в лице бывшего тогда мэром Юрия Лужкова, но безрезультатно. Непонятно вообще, кто его сподвиг на это. В результате коллекция была распродана, попала к какому-то банку. Некоторые единицы этой коллекции, весьма ценные, исчезли. Вот еще один случай – колокола, которые Ленин продавал за паровозы. Павел Третьяков, ни другие создатели частных музеев в кошмарном сне не могли увидеть того, что музеи будут переданы чиновникам.

- Что касается экспонатов данного музея…

- Машины ЗИС-3 и ЗИЛ-110 очень ценные экспонаты. Это суперавтомобили.

В США множество автомобильных музеев, ни одного государственного. Все работает! А сколько картин и экспонатов ушло из госгалерей! Висят сейчас у наших чиновников по кухням. Во всем мире давным-давно было сказано, что лучшие музеи – негосударственные.

- Какова ценность пропавших экспонатов?

- Ценность весьма велика. Новый ЗИЛ-110 на заводе стоил за миллион евро. А тот на котором ездил Гагарин, стоит в 10 раз больше. Это очень дорогие вещи, там ведь еще и ГАЗы, ЗИМы, они подешевле. Но, в любом случае я не хочу становиться соучастником травли Сердюкова. Может быть он не виновен. Вдруг эти машины предназначались для нового музея Минобороны? Может быть, их вывезли для реставрации. Но, если этот факт имел место, это безобразие, очень мягко говоря. Эти машины - культурное достояние. Некоторые из машин значились как памятники истории и культуры. 

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER