Понедельник 24 сентября, 15:09
Пасмурно + 12°
Заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова.

Заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова: Мы должны включить граждан в управление городом

Фото: Анна Иванцова, "Вечерняя Москва"
В пятницу, 23 ноября, на оперативном совещании столичного правительства заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова презентовала новый городской портал – «Дома Москвы».

Интернет-площадка в течение последнего месяца проходила обкатку – ее бета-версию жители столицы уже наверняка успели оценить. О том, что именно представляет из себя новый портал и о новой городской философии, накануне в интервью «Вечерней Москве» рассказала заместитель мэра, руководитель Аппарата градоначальника Анастасия Ракова.

- Анастасия Владимировна, «Дома Москвы» призван занять особое место в линейке интернет проектов столичного правительства. Расскажите подробнее, на чем будет сосредоточена работа сервиса?

- Во-первых, стоит сказать, что открытием портала мы продолжаем работу по запуску подобных интерактивных сервисов. Их функционал направлен как на открытие информации о деятельности органов власти и всей бюджетной сети, так в некоторых случаях (как на примере «Дома Москвы»), раскрывается информация и о деятельности частных компаний.

При этом нужно понимать, что тематику для того или иного портала мы, естественно, выбираем не просто так. Прежде чем запустить интернет-площадку, проводятся соцопросы, которые и показывают какие темы у граждан вызывают наибольший отклик. Так вот вопросы жилищно-коммунального хозяйства, вопросы управления домов, всегда входят в пятерку лидеров интересов горожан. Люди жалуются, что элементарно не имеют даже первичной информации о том, какие работы проводятся в их домах, каков их график, когда они закончатся, наконец, чем именно в тот или иной период времени занимается управляющая компания.

- В итоге что получают горожане?

Первое, мы открываем информацию, в которой житель имеет потребность. Второе, даем возможность обратить внимание на конкретные недоработки, которые связаны либо с содержанием, либо с управлением дома.

- Какая именно информация появится в открытом доступе?  

Адресный перечень всех многоквартирных домов Москвы – это более 20 тысяч домов. По каждому из них житель может узнать: год постройки, к какому типу серии он относится, в каком состоянии материалы, сколько этажей, количество лифтов, объемы жилого и нежилого фонда. То есть все данные по вашему конкретному дому. Открываем информацию и об управляющей компании – адрес, телефоны, сколько домов обслуживает, ее финансовое состояние. Теперь легко можно будет узнать, как эта компания управляет именно вашим домом. Допустим, какие плановые работы намечены на предстоящий год, их стоимость. И еще раз подчеркну, все предельно конкретизировано: не сколько в общем планируется потратить, а какое количество средств пойдет непосредственно на ваш дом. Но и это не все. Например, вы знаете с какой периодичностью в подъезде должна проводиться уборка?

- Честно говоря, нет.

- А между тем, эту информацию управляющие компании должны открывать в обязательном порядке. Следственно вы можете сравнить ее со стандартом. И в данном случае я привела вам лишь один параметр. Иными словами, человек получает возможность узнать об обязательствах эксплуатирующей организации и, главное, проконтролировать их выполнение.

- И управляющие компании готовы делиться своей «внутренней кухней»?

По постановлению федерального правительства они обязаны это делать. Другое дело, что до последнего времени все это находилось в разрозненном виде. То есть где-то там что-то опубликовали… Нужно было приложить довольно много усилий, чтобы, наконец, докопаться хотя бы до номера телефона управляющей компании. Говорить о возможности гражданам сравнить ее с конкурентами и соответственно сделать выбор в пользу лучшей, даже не приходилось. Скажу лишь, что на сбор всей необходимой информации о каждой из компаний, ТСЖ и ЖСК у нас ушел почти год. Поверьте, в этом смысле, проделана без преувеличения огромная работа. Сегодня с ними мэрия заключила соглашение, по которому компании обязуются не только опубликовать информацию на портале «Дома Москвы», но и постоянно ее актуализировать.

- Давайте вернемся к механизму. Если по факту работы не выполняются?

- На сайте есть специальный классификатор жалоб. Там целый перечень работ, по которым вы как житель дома и, по сути, наниматель управляющей компании, можете дать свою оценку. От уборки в подъезде, до его освещения, от работы лифтов и до протечки крыши. Это что касается содержания. Есть возможность следить и за управлением дома – правомерно или нет компания работает на конкретном участке, есть ли нарушения порядка пользования общим имуществом и так далее. Но главное, что жалобы не просто собираются, а отрабатываются по существу в максимально короткие сроки компетентными органами.

- И какова схема прохождения жалобы?

- Сначала сообщение попадает в единую службу модерации, независимую от любой заинтересованной структуры. Далее жалоба направляется непосредственно в управляющую компанию. Если это компания с государственным участием, то документ получает и соответствующая управа. Так или иначе, для всех управляющих компаний, и для ТСЖ, и для ЖСК открыты «личные кабинеты», в которых они могут ответить на ту или иную жалобу. На ответ отводится восемь дней. Если вопрос по существу за это время решить не удается, то они берут на себя другой срок. Однако в любом случае, определяется дата, когда работы должны быть выполнены и должен быть представлен окончательный ответ.

- Но при этом вы же не можете гарантировать, что все сто процентов жалоб будут непременно отработаны?

- По частным управляющим компаниям, ТСЖ и ЖСК, безусловно, нет. Однако для того, чтобы скажем так минимизировать потери, введен дополнительный инструмент – копии жалоб в отношении этих организаций отправляются в Мосжилинспекцию. Они со своей стороны, поверьте, являются хорошим дополнительным стимулом для управляющей компании. Последним в этой ситуации куда выгоднее решить вопрос самим, нежели дожидаться прихода структуры, которая имеет возможность наложить довольно существенный штраф. Так, в итоге составим рейтинг управляющих компаний и жители, основываясь на нем, уже увидят наглядно кто и как работает.

- После того, как в этом году была проведена реформа МСУ (муниципального самоуправления), по сути именно муниципальные депутаты стали контролировать работу глав управ. Однако в этой связи возникает вопрос: не превратиться ли расширение полномочий МСУ в рост числа чиновников и как следствие разрыв городского управления?

- Как раз наоборот. Муниципальные депутаты являются прямыми представителями горожан. У них, как ни у какого другого института власти, есть мотивация отрабатывать те или иные вопросы, исходя исключительно из интересов граждан. Потому что у чиновников другого ранга есть свои начальники, чьи интересы они должны так же учитывать. У муниципального депутата вопроса отчетности перед вышестоящей инстанцией нет, он в ответе только перед гражданами. В этом и есть главное преимущество. И не забывайте, что работа эта – бесплатная, на общественных началах. Если говорить просто, то у людей есть внутренняя потребность, чтобы решать проблемы того места, где они живут. В целом, практика показала успешность начинаний по развитию местного самоуправления. Так, уже в этом году, районные администрации совместно с представителями органов местного самоуправления, рассмотрели, разработали и утвердили программы благоустройства на 2013 год по всем районам. При этом решения принимались совместно. Несмотря на разность политических взглядов, депутаты смогли объединиться и принять программы в интересах жителей, направленные на развитие этих районов.

- Если говорить в целом о системе управления через он-лай, вы можете сказать, что у этой работы действительно есть серьезная динамика?

- Понимаете, по большому счету, это новая философия управления городом. Мы действительно стараемся создать систему при которой его житель фактически работает на себя. Потому что в противном случае, власть не сможет эффективно действовать. И мы это прекрасно осознаем. Очевидно, что в таком огромном мегаполисе как Москва крайне сложно реализовать управленческое решение без участия жителей. Грубо говоря, мы с вами не можем до конца быть объективны, решая проблему третьего человека. Только он сам знает о тех нюансах, которые следует реализовать.

- Другими словами, сам житель формирует то пространство, в котором живет?

- Совершенно верно. Да, мы можем проследить за расходованием средств. Но решить за человека как должен выглядеть, к примеру, его подъезд, согласитесь, неправильно. К тому же невозможно проследить за работой всех подрядчиков. Именно для этих целей – удовлетворения запросов граждан и контроля работы различных структур – власть старается стать максимально открытой. Те меры, которые мы сегодня с вами обозначили, и многие другие, не нашедшие отражения в этом интервью, направлены на то, чтобы открыть органы власти для населения, включить жителей в управление городом, наладить постоянный и полный контроль за работой чиновников. Без этого двигаться вперед просто нельзя.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Чат прямого эфира на
главной Вечерки!

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER