Вторник 25 сентября, 05:09
Дождь + 8°
Юлия Зименко

Ровно 124 года назад, 27 ноября, день в день, столичные власти объявили конкурс на лучший проект здания Верхних торговых рядов на Красной площади, легендарного ГУМа.

В советскую эпоху дефицита это было место, где можно многое достать, а еще — подиум, по которому стучали каблучками первые советские модели. Тут покупали ткани на платье, отстояв в очереди всю ночь, а рядом, у фонтана, назначали свидания. Здесь же члены Политбюро отоваривались в «двухсотой секции»: проход только по спецпропускам, полное отсутствие очередей...

А какое в ГУМе было мороженое! Для большинства современников ГУМ — как музей коммерции: туристы из глубинки любят сфотографироваться на фоне шубки с ценой, похожей на номер телефона.

Но больше века назад на этом месте стояло совсем другое здание. Оно было построено в стиле ампир, скомпоновано в неразрывной взаимосвязи с памятником Минину и Пожарскому. Столичное купечество же, ознакомившись с европейскими пассажами, мечтало о другом торговом месте: современном, просторном, чтоб не стыдно было меха собольи и шляпки вычурные продавать. Объявленный конкурс стал смотром российских архитекторов. Лучшие из лучших выставили проекты строений, а выиграли — самые смелые.

Его авторы — архитектор Александр Померанцев и инженер Владимир Шухов предложили построить пассаж в стиле, который сейчас называют псевдорусским. В целом они придерживались самых модных веяний второй половины XIX века: высокие потолки, много света, уникальные технические решения, как, например, светопрозрачные покрытия пассажей...

Сегодня ГУМ может похвастаться одними из самых дорогих коммерческих площадей в городе. Это не очень хорошо для туристической инфраструктуры столицы.

Куда лучше было бы попытаться сделать это пространство более демократичным для большинства горожан, по аналогии с европейскими пассажами.

Роскошь не должна быть визитной карточкой города. Если бы власть могла как-то повлиять на появление в этом здании общественных пространств, предназначенных не для «граждан высшей ценовой категории», а для туристов и горожан, это стало бы значительным и неожиданным вкладом в туристическую инфраструктуру.

На Красную площадь тихо ложится первый снег. Я захожу в ГУМ теперь только за одним — купить мороженого, того самого, как в детстве. Кажется, оно точно такое. И по карману.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER