Вторник 23 октября, 11:10
Легкий Дождь + 3°

Гасан Гусейнов: На диком Западе могли бы засудить за мои методы

 Книгу «Нулевые на кончике языка» Гасан Гусейнов написал в том числе благодаря студентам.
Фото: "Вечерняя Москва"
30 ноября на книжной ярмарке Non/fiction объявят лауреатов премии Андрея Белого.

Награду в номинации «Гуманитарные исследования» — бутылку водки, яблоко и рубль — может получить Гасан Гусейнов, профессор Высшей школы экономики. Он издал книгу «Нулевые на кончике языка» — сборник эссе о русской речи начала XXI века. А преподает Гасан Чингизович античную литературу. Он разработал интерактивный курс: домашние задания публикуются как комментарии в ЖЖ-сообществе anti4ka2007, и вообще половина работы ведется в Сети.

Гасан Чингизович, не проще ли было по старинке — собрал листочки с «домашкой», прошелся красной ручкой?

—  «Обслуживание» сообщества отнимает у меня в день в среднем полтора часа чистого времени. Кстати, столько же должен тратить и студент на чтение античной литературы и выполнение домашних работ. Зато мы — и я, и студенты — экономим время в сессию. На филологическом факультете МГУ, где я преподавал до этого года, примерно 80 процентов студентов получали, как они выражаются, «автомат». На самом деле оценка ставилась по результатам их работы за семестр, которую я отслеживал в Сети. Ничего страшного, если кто-то болел или уезжал. Мы всегда можем выйти на связь. Традиционный экзамен — это, по-моему, вообще форма преподавательского садизма. Он нужен только тем, кто хочет выместить на студентах обиды (улыбается).

А еще в чем польза интерактивного преподавания?

— После каждой лекции студент должен написать резюме, 7 ключевых слов и 7 имен. После дедлайна комментарии раскрываются. Получается коллективный конспект лекции — не той, что я прочитал, а той, что студенты услышали. Сейчас в школах почти не пишут изложений, и эти упражнения позволяют первокурсникам научиться компактно представлять мысли.

Многие гуманитарии воспринимают «античку» как неизбежное зло…

— Этот предмет для большинства филологов — развилка: по одной дорожке пойдет прочитавшее Гомера меньшинство, по другой — «филологи без Гомера». Лучше, чтобы вторых было поменьше. Я подумал: что бы хотел получить, если бы сам был студентом? У философа Эдмунда Гуссерля есть теория «горизонтного зрения». Человек должен быть сосредоточен не на самом предмете. Область его интереса должна оставаться на горизонте внимания, но фактически именно там будет центр тяжести памятливой мысли.

Однажды я почитал студенческие блоги и убедился, что подготовка к экзамену для многих выражается в зазубривании формул из учебника и нескольких десятков имен. Собственно до текстов дело иногда не доходило. Я предложил найти в «Истории» Геродота сюжеты для сценариев мелодрамы, боевика и фильма ужасов. Мне прислали больше 150 сценариев! Лучшие мы планируем издать книгой под названием «Геродот и Голливуд». У студентов огромная тяга к творчеству, и университет должен ее развивать. Но главное, что как бы между делом они прочитали Геродота! Потому что он находился на горизонте их внимания. Кстати, в некоторых странах на меня, точнее на университет, могли бы подать в суд.

За издевательство над Геродотом?

— За работу через Живой Журнал. Там большинство университетов заключило кабальные соглашения с фирмой-монополистом, которая не пускает преподавателей работать со студентами за пределами внутриуниверситетской сети.

Для вас Интернет — площадка еще и для наблюдений за русским языком. Вы ведь «аффтар» термина, описывающего словечки типа «превед», «кросавчег»…

— Да, я еще в 2005 году предложил назвать их «эрративами». Термин происходит от латинского «errare», одно из его значений — «ошибаться». Сначала я хотел оттолкнуться от греческого синонима, но он часто употребляется в значении «грешить», и термин получил бы религиозно-моральную окраску. В советское время мне сказал высокопоставленный коллега: «Человек с вашей фамилией должен дважды подумать, прежде чем писать о русском языке». Вот я и подумал дважды (смеется). На самом деле, конечно, нелепо, что некоторые ставят знак равенства между происхождением и языком, на котором человек говорит.

Студенты, наверное, подарили вам немало сочных примеров для книги о современном русском языке?

— А как же! Вот что такое для вас «двушка»?

Двухкомнатная квартира.

— А для меня и многих людей моего поколения — монета в две копейки. Во времена моего студенчества ее хватало на неограниченный по времени разговор по телефону-автомату. «Трешка» для студентов — трехкомнатная квартира или третья модель «БМВ». А для меня — три рубля, на них в начале 1970-х можно было в такси минут за двадцать доехать от центра Москвы до любой точки Кольцевой. Кстати, МКАД ее тогда массово не называли. И квартиры так пренебрежительно не обзывали. «Пыжик» был пыжиковой шапкой, они в советское время были очень престижным атрибутом. А теперь это автомобиль «Пежо». За два десятилетия сменился большой цифровой код. Разбогател народ и время размечает по-новому.

ДОСЬЕ

Гасан Чингизович Гусейнов (1953) окончил филологический факультет МГУ (1975). Доктор филологических наук. Работал в ГИТИСе, Институте мировой литературы, МГУ, Российской академии народного хозяйства. Преподавал в университетах Германии, Дании, США. Сейчас — профессор НИУ ВШЭ. Автор нескольких книг и более ста статей по классической филологии и истории культуры, современной политике и литературе.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER