Воскресенье 21 октября, 11:10
Пасмурно + 7°

Скончался художник-нонконформист Игорь Вулох

Художник-шестидесятник Игорь Вулох скончался в московской больнице.
Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
В Москве в ночь на 28 ноября на 74-м году жизни скончался художник-нонконформист Игорь Вулох.

– Прощание состоится, скорее всего, в субботу, – сказала «Вечерке» вдова художника Наталья Туколкина-Охота. – Место пока не определено, вероятно, это будет один из храмов неподалеку от Третьяковки.

Причина смерти художника пока не установлена, вскрытие состоится только сегодня. У Игоря Александровича было двухстороннее воспаление легких. К тому же организм был сильно изношен.

– Он перенес операцию на желудке, была разрушена печень, – вздыхает Наталья Олеговна. – К тому же он курил круглые сутки. Художник… В последние годы у него была болезнь Альцгеймера. Врачи могли «вытащить» его, он целый год жил и творил, а потом болезнь снова настигала его.

В последние две недели Игорь Вулох находился в больнице № 15. Вдова художника с благодарностью вспоминает медперсонал и заведующую отделением: они очень хорошо ухаживали за ее мужем. Но из-за воспаления легких художника перевели в Боткинскую больницу, там он и скончался. 

Игорь Вулох – отец киноведа Лидии Вулох и отчим известного медиаменеджера Георгия Альтмана. Впрочем, Георгий Ильич предпочитает называть его «вторым папой».

– Я рос рядом с ним с семи лет, – рассказал Георгий Альтман «Вечерке». – Все, что окружало его, окружало и меня – стихи, книги. В этом возрасте сильно формируется характер, восприятие мира. Хочешь не хочешь, такой сильный человек оказал на меня сильное влияние.

Правда, художником Георгий Ильич не стал. «Я продаю чужие таланты», – объясняет он свое призвание (Георгий Альтман – старший вице-президент по внешним коммуникациям Инвестбанка и председатель Совета Директоров рекламного синдиката «Идальго»). Своему отцу он помогал менеджерскими методами: спродюсировал масштабную выставку к его 70-летию в Музее актуального искусства Art4.ru, издал каталог его работ. Скупает картины Игоря Вулоха и других авангардистов 1960-х гг.

– В ноябре 2013 г. в Музее актуального искусства пройдет выставка Игоря Александровича, – говорит Георгий Альтман. – Мы получили подтверждение о том, что она состоится, за две недели до его смерти…

«Вечерка» попросила поделиться воспоминаниями об Игоре Вулохе его друга Наума Клеймана, директора Музея кино. В 1960-е гг они вместе учились во ВГИКе – Вулох на художественном факультете, Клейман на киноведческом – и жили в одной комнате общежития.

– Уже тогда было видно, что Игорь не будет работать в кинематографе, он больше тяготел к станковой живописи, – рассказал нам Наум Ихильевич. – Он очень много работал, причем не в академической манере. Однако его абстрактные работы не были чисто геометрическими, как у Малевича или супрематистов. Это была метафорическая переработка реальности. Он часто использовал в них мотивы леса, болота, города.

Одно время он жил у меня в Белых Столбах, я работал там в Госфильмофонде. Он много писал там с натуры, но всегда искал более обобщенный образ, в котором впечатления соединялись бы с умозрительными представлениями. Он сделал замечательную зарисовку дерева, которое росло по дороге в Госфильмофонд. Но потом он переработал ее в невероятную композицию, так, что дерево стало частью этого листа.

Он занимался в основном камерной станковой живописью. Но у него были задатки монументалиста. Я говорил ему, что он мог бы писать прекрасные фрески. Но не сложилось – не только потому, что это не было востребовано временем, но и потому, что он сам бы не решился.

Игорь очень тонко понимал искусство. Однажды Игорь делал буклет к выставке о Маяковском. Мы разговорились об этом поэте, и разговор зашел о том, чем русский футуризм отличается от итальянского. Игорь объяснил, что поэтические лозунги Маяковского были порождением русского символизма. Казалось бы, футуристы воевали с символизмом, а тут оказалось, что они органически связаны. Мы привыкли воспринимать Маяковского в контексте революции, поэмы «Хорошо!». А здесь на первый план вышли его космические мечтания.

Игорь изучал творчество Пикассо, но не подражал его. Он извлекал из него ту суть, которую искусствоведы считают элементом стиля. Он видел философию Пикассо, он говорил, что живопись обладает своим пониманием времени. Впоследствии я был в Нью-Йорке на выставке Пикассо, слушал экскурсовода, но его комментарий не мог сравниться по глубине с комментарием Игоря

 

СПРАВКА "ВМ"

Игорь Вулох родился 3 января 1938 года в Казани, поступил в Казанское художественное училище. Вулох принадлежит к поколению "шестидесятников" - в 1961 году он познакомился с поэтом Геннадием Айги, одним из лидеров советского авангарда 1960-1970 годов, повлиявшим на его творческий путь. 

В середине 1960-х годов Вулох перешел от фигуративной экспрессивной живописи к абстрактному искусству. С 1968 года художник создает серию характерных для него белых минималистских картин. Эти тончайшие работы в пастельных тонах положили начало «белому периоду» — лучшему в творчестве Игоря Вулоха.

Игорь Вулох в 1971 году стал членом Союза художников.

Художник дружил с датским искусствоведом Троельсом Андерсеном, который выпустил первую монографию о художнике в 1988 году. Игорь Вулох также является автором графических работ к произведениям поэта Тумаса Транстремера, Нобелевского лауреата по литературе.

Работы Вулоха представлены во многих крупнейших музейных собраниях, в том числе, в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Санкт-Петербурге, Музее современного искусства в Дании, Государственном музее концептуального искусства в Греции, а также выставляются на торги крупнейших международных аукционов, в частности, Sotheby's и MacDougall's.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER