Пятница 19 октября, 10:10
Туман + 12°

Зимние репетиторы - подработка для студентов

Чаще всего родители начинают искать дополнительных преподавателей именно с приходом зимы, а становятся ими в большинстве своем, как правило, студенты старших курсов или аспиранты.
Фото: obolon-219.ucoz.com
У многих школьников закончился первый триместр учебы, и где-то далеко остались начало учебного года и ажиотаж подготовки к ЕГЭ, и дополнительных занятий - все должно было подзабыться.

Но, все происходит иначе. Чаще всего родители начинают искать дополнительных преподавателей именно с приходом зимы, а становятся ими в большинстве своем, как правило, студенты старших курсов или аспиранты.

Студенческий заработок

Первый вопрос, который возникает в голове у любого студента - "как улучшить свой доход?" Ответ прост - найти работу. За ней молодые люди идут в кафе, где им могут предложить места официантов или барменов, в магазины, где они становятся продавцами-консультантами или другие торговые организации, где они занимают места менеджеров по продажам.

Вариантов заработка много, приведу несколько примеров из личного опыта: администратора, сотрудника колл-центра по продаже "чудо-пылесосов", аниматора и репетитора.

Преподавать я стала неожиданно для себя около трех лет назад. Мотивация была проста - нужны были деньги. На тот момент мой хороший друг был репетитором уже несколько лет, успев поменять работу по найму на обучение старшеклассников физике и математике. И у него это отлично получалось. Он вел четырех одиннадцатиклассников, готовил к ЕГЭ, при этом еще успевал учиться и заниматься спортом.

- Почему ты сидишь без работы? - спросил он у меня как-то раз, забежав в гости.

- Пытаюсь найти, - помолчав, ответила я, не желая признаваться, что совсем не знаю, куда можно было бы пойти.

- Стань таким как я! - выдал Антон.

- Физиком?! - удивилась я.

- Нет, репетитором!

- Но я же ничего не умею, и ЕГЭ было когда-то давно?

- Ну, с ЕГЭ можно и справиться, важнее справиться с собой. Но опыт преподавания у тебя есть, а значит, осилим и проведем ликбез по ЕГЭ, - заверил меня Антон.

Мы отправили заявку на один из сайтов, который работает с преподавателями и стали ждать. Через пару недель у меня был первый клиент. Мне с первого раза крупно повезло, это был прекрасный заказ с очень хорошими деньгами. Первый ученик всегда остается в памяти. Юноша по имени Андрей, 16-летний подросток, интересный и порой смешной. Невысокого роста, спортивного телосложения, рыжий, с веснушками на носу. Он не любил русский язык из-за своего не очень хорошего учителя, активно занимался спортом и поступал в Московскую государственную академию физической культуры (МГАФК).

Наша первая встреча состоялась зимой. Впервые я появилась у них с единственной мыслью: "Как же у меня все получится?! Я не смогу". Но была не права. В голове все само собой вспомнилось и прояснилось. Мы начали работу с разбора варианта ЕГЭ - нужно было определить степень подготовки к экзамену и понять, с чего начинать работу. Первыми темами стали орфография и грамматика и, конечно же, "всеми любимая" часть С - сочинение. От занятия к занятию вспоминался весь русский язык. За это время я не только рассказывала о причастии и бессоюзном сложном предложении ученику, за этот период я в лице Андрея приобрела и интересного собеседника. За полгода нам удалось подготовить его к ЕГЭ, и экзамен был сдан на "отлично".

Существуют два типа сайтов для репетиторов и их клиентов. Есть сайты-объявления, на которых можно оставить информацию о себе и своем предмете и подождать звонка администратора с подтверждением. Затем, на объявление, оставленное на сайте, смогут откликнуться люди. Второй вариант - сайты с живой базой учеников, для этого тоже нужно будет оставить информацию о себе и предмете, дождаться подтверждения звонка и публикации анкеты. Затем самостоятельно из базы можно выбирать себе клиентов и ждать подтверждения заказа администратора. Либо дождаться, пока администратор подберет подходящего клиента вам.

На все руки от интереса

В итоге из меня и получился преподаватель по русскому языку. Заказов было немало, а работать интересно.

За каждым из мальчиков и девочек стоял удивительный мир. К каждому ребенку приходилось подбирать ключи, заинтересовывать и мотивировать на изучение не всегда любимого предмета. Попадались и сложные случаи, но "дело мастера боится", как говорят. Для одних я была Юлия Александровна, для других просто Юлия, мне же всегда было проще, чтобы меня называли по имени.

Порой работа была по семь дней в неделю: от Бутово до Пушкина, от Реутова и до Одинцово. Для каждого ученика нужно было составлять свою программу, так как степень знаний у всех различна. Так в голову пришла идея работать с детьми через презентации, хотя идея не нова и "велосипед уже изобретен", но применить новые для себя приемы и подходы в уже отработанную методику подачи материала можно. Благодаря этому удалось некоторых совсем ни читающих подростков мотивировать на прочтение классики, необходимой для сдачи ЕГЭ.

Как-то раз один из клиентов предложил мне позаниматься с одной девочкой, которая отставала в развитии и плохо говорила. Сначала я отказывалась, так как подобными случаями никогда не занималась и полагала, что не получится, однако интерес все же перевесил сомнения.

Аня, очень красивая милая девочка девяти лет, плохо читала и говорила, не умела выражать свои мысли. Подход к замкнутому ребенку найти было сложно, часами я пыталась ее хоть чем-то заинтересовать, но всё было бесполезно. Денег за занятия с Аней я не получала, да мне они были и не нужны, - хотелось просто помочь.

Однажды я случайно увидела, как девочка рисовала и пыталась общаться с нарисованными мишками, зайками и божьими коровками, так возникла идея. На следующем занятии мы вместе открывали свой мир - рисовали невиданные планеты, зверей, мечтали, придумывали и рассказывали. Аня стала спорить со мной, какой хвост нарисовать жирафу, и где должен жить бегемот в Африке или Австралии. Через полгода она болтала больше чем ее сверстники. Это была моя маленькая победа.

Примерно также начинались истории преподавания литературы, РКИ (русский как иностранный) и обществознания: ко мне обращались люди, а я пыталась помочь.

Не дайте откусить палец

За время преподавания приходилось учить многих, попадались разные ученики и разные родители, но самым главным критерием нашей работы была адекватность.

Позвонила одна мама, это был обычный заказ, мальчику нужно было помочь с написанием нескольких сочинений, объяснить и рассказать что, к чему. Занятие прошло неплохо. За полтора часа удалось объяснить, как написать задание "С" в ЕГЭ, с чего начинать работу, как подбирать аргументы и чем заканчивать.

В конце занятия мне вдруг предложили написать сочинения за ребенка, за дополнительную плату. Получив отказ, родители мальчика устроили скандал, заявив, что написание сочинений должно входить в стоимость занятия и это прямая обязанность репетитора, и что за работу они не намерены ничего отдавать.

Ситуация закончилась не в пользу родителей, но свою позицию они отстаивали до последнего. Этот случай помог понять мне, что "договариваться нужно всегда на берегу", то есть обговаривать свое сотрудничество с клиентами еще до начала работы с ними.

Практические советы

Репетиторством люди зарабатывали испокон веков – у каждого отрока еще в Древней Греции был свой учитель-репетитор. От его мудрости и умения донести знания до ученика во многом зависел вектор развития юного дарования.

И если вы собрались направлять какое-либо юное дарование, то несколько советов, из собственной практики и рассказов более опытных людей могут вам пригодиться.

- нужно быть в курсе всех изменений, действующих в учебных программах.

- прежде чем искать учеников, тщательно подготовьте собственную теоретическую и практическую базы, особенно если вы преподаватель точных предметов

- со школьниками лучше заниматься по одному, а вот со студентами можно подумать и о группе, все зависит от специфики предмета

- начинайте обращаться к своим ученикам на "Вы", это устанавливает дистанцию и поднимает вас в глазах людей

- определитесь с тарифом за час, ориентируясь на ценовое предложение подобных услуг, уровень вашего профессионализма, времени на переезды до дома ученика, либо суммы аренды за класс, в котором проводятся занятия.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER