Воскресенье 21 октября, 22:10
Пасмурно + 6°

Подземные дворцы

Как-то перестаешь замечать за каждодневной суетой то, что стало обыденным, привычным. Каждый день бежишь на работу в старинный особняк, мимо уникального храма, через изогнутый железнодорожный мост с удивительной черной кованой решеткой.

Смотришь на часы — и не замечаешь ни золотых церковных куполов, ни бирюзового цвета особняка. Остановилась и увидела эту красоту, только когда буквально налетела на студентов-художников: практически перегородив мольбертами тротуар, они зарисовывали этот привычный мне вид.

И благодаря им поглядела на Ново-Басманную улицу другими глазами.

Так же и с метро. На станции «Новослободская» каждый раз — толпа туристов-японцев. Щелкают фотоаппаратами, цокают и показывают большой палец: «Классно!» А ведь действительно классно! Наши станции можно рассматривать бесконечно. И неожиданно для себя заметишь маленький мозаичный самолет на «Маяковской» или даже на станции «Киевская» на одном из панно — красноармейца с ноутбуком, разговаривающего по мобильнику. Хотя, скорее всего, это не «окошко в будущее», а всего-навсего армейская рация.

Разноцветные витражи, мрамор. Когда-то наше метро называли подземными дворцами. И неудивительно: сорок четыре станции признаны памятниками архитектуры. Они такие разные, эти станции. И каждая олицетворяет собой ту эпоху, в которую была построена. «Сталинское барокко» на самых старых станциях. Строгие мраморные колонны на станциях эпохи развитого социализма. Хай-тек современности...

Есть целое сообщество — метроманы, люди, узнающие о метро всякие занимательные факты, прямо-таки фанатеющие от этой «подземной цивилизации». Они считают подземный мир чем-то мистическим, живущим особой жизнью. Настоящий метроман показывает доисторических животных, вмурованных навеки в стены и колонны: наутилусы и морские ежи, аммониты и ракушки.

Метроманы могут и пугать, например, рассказами о призраках, живущих в тоннелях. Или рассказать о скульптурах на «Площади Революции»: у бронзового красноармейца периодически воруют револьвер. А студенты предпочитают скульптуру «пограничник с собакой» — считается, что если потереть ей нос, то экзамен сдашь обязательно. Нос блестит ослепительно! Я тоже очень люблю эту собаку. Она мне кажется почти живой...

В 1935 году, когда метро только открыли, туда можно было попасть по картонным талонам, которые действовали всего 35 минут. Турникеты появились в 1959-м, а в 1960-м в связи с денежной реформой проезд стал стоить 5 копеек. Наверное, многие помнят разменные автоматы, куда можно было кинуть двадцатикопеечную монетку и получить четыре пятака. Потом были специальные жетоны на метро. А сейчас — магнитные карточки, мы уже так привыкли к ним, что современному школьнику трудно представить проезд за медный пятак.

Один мой знакомый, профессор, остроумный человек, рассказал в лицах, как, потеряв в метро очередной зонт, поехал на станцию «Университет» — там находится комната находок. Как его провели в «закрома родины» и сказали: «Выбирай любой!» Зонтов там было несколько сотен...

На Москву обрушился снегопад, и дороги оказались практически парализованными. А в метро, хоть и толпа народа, можно рассчитать время. И знаешь, что до работы доберешься за час, а до дома мамы — за пятнадцать минут... И что бы ни говорили про утреннее безумие и адище возвращения в час пик, я говорю: «Метро, я люблю тебя!»

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER