Суббота 18 августа, 01:08
Ясно + 14°
Ольга Маховская — кандидат психологических наук, работает в Институте психологии РАН, лауреат научных премий США, Франции, Польши.

Инженер, врач, программист? Как сделать правильный выбор

Фото: "Вечерняя Москва", Игорь Ивандиков
Кем быть — один из самых первых и самых важных выборов в жизни взрослеющего человека.

И столько возникает всяких вопросов, связанных с этим: как сделать выбор, о котором никогда не придется жалеть? Как понять, в какой сфере ждет успех? С чего начать? Кого слушать? На что опираться? Во всем этом сложно разобраться самостоятельно. И хорошо, когда есть возможность обратиться к специалисту. На вопрос школьника отвечает психолог Ольга Маховская.

Валерия Смирнова :

Здравствуйте! Я учусь в 9-м классе, многие ребята уже определились с выбором профессии и подыскивают колледжи и университеты, а я не знаю, кем хочу быть. Мне интересно многое, но особенно я люблю возиться с компьютером и изучать биологию. Как определиться: кем стать?

— Дорогая Валерия! В 9-м классе сделать окончательный выбор профессии трудно. Совсем недавно считалось, что люди выбирают дело всей жизни только один раз и должны быть ему верны всю жизнь. Сегодня даже границы между профессиями часто размыты. Психологи и педагоги перешли на новую терминологию. Говорят уже не об одаренности в конкретной области (одаренный музыкант, прирожденный руководитель), а об общих способностях, которые могут проявляться в самых разных областях. Поговорка «Талантливый человек талантлив во всем!» может быть уточнена «Каждый талантлив, но до определенного уровня». Иногда люди сами о себе говорят: «Я умею делать все понемногу!», «Я все умею делать, но не на «пять», а на «три с половиной». Если так, то как выбрать профессию? А если ошибешься?

При современном выборе специальностей ученики на пороге школы даже не подозревают о большинстве из них. Как правило, они следуют логике: «Если мне нравится сидеть за компьютером, значит, я буду программистом!», «Мне нравится математика, пойду в математики! А лучше в финансисты, заодно и денег заработаю!» Неплохое начало. Но уже на втором курсе института или университета некоторые студенты начинают беспокоиться: а не сделана ли ошибка? Не все лекции интересны. Перспектива профессии туманна, хотя более ясна, но все не так интересно, как казалось вначале. Некоторые смельчаки переводятся в другие учебные учреждения. Психологи называют это «Синдром второго курса». Интересно, что подвержены ему чаще мальчики. Наверное, мальчики более отважны и выдерживают риски, когда неизвестно, что приобретешь, но уже известно, что потеряешь.

Второй выбор профессии может быть более удачен. Профессия, выбранная более осознанно, и становится основной, базовой. Но не окончательной! Потому что учиться придется всю жизнь, потому что специальности быстро развиваются.

Если коротко отвечать на вопрос: «Так как же выбрать профессию, когда так много всего интересного?», можно ответить: «Методом проб и ошибок. Но обязательно нужно начать с чего-то интересного!»

СПРАВКА

Ольга Маховская — кандидат психологических наук, работает в Институте психологии РАН, лауреат научных премий США, Франции, Польши. Автор книг для родителей, номинант премии «Просветитель». Директор по содержанию последнего сезона телевизионного образовательного проекта «Улица Сезам». Преподает во ВГИКе, пишет сценарии фильмов для детей и взрослых.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER