Пятница 17 августа, 19:08
Ясно + 22°
24 марта. Актер Владимир Андреев перед началом спектакля по пьесе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея" в постановке режиссера Александра Созонова в Театре им. М. Н. Ермоловой

Владимир Андреев: Олег Меньшиков похож на самого себя, а не на лорда Генри

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
25 марта в Московском Драматическом театре имени Марии Ермоловой состоится премьера спектакля "Портрет Дориана Грея" в постановке Александра Созонова.

В роли лорда Генри - художественный руководитель театра Олег Меньшиков. Лорда Фермора - дядю лорда Генри, играет Президент театра Владимир Андреев.

В интервью "Вечерней Москве" Владимир Андреев рассказывает о том новом, что происходит с театром, с героями Оскара Уайльда и с классическими традициями.

- Владимир Алексеевич,  не секрет, что история Англии вам небезразлична. Может, и идея постановки "Портрета Дориана Грея" - исходила от вас?

- С годами меня все больше интересует все то, что связано с историей. Когда последний раз я собирался в Англию,  первым делом  хотел посмотреть места, связанные с римским императором Адрианом, с его банями, резиденциями. У меня была цель - сравнить Лондон с Римом, которым, кстати,   увлечен в течение многих лет. Спросите: зачем этим заниматься сегодня? Не знаю. Возможно, потому, что я накапливаю ощущения, наблюдения... В спектакле "Портрет Дориана Грея" мой персонаж - лорд Фермор говорит персонажу Олега Меньшикова - лорду Генри: "А это хорошо, что ты куришь. У мужчины должно быть какое-то занятие. В Лондоне развелось и так слишком много бездельников". В этой постановке у меня небольшая роль. Но как сказал гений театра: "Маленьких ролей не бывает". В спектакле одна из сцен с моим участием называется "Два льва"... Один лев - лорд Фермор, ваш покорный слуга, второй лев - лорд Генри, Олег Меньшиков. Признаюсь, что играть в этом спектакле уважаемого жителя Лондона мне помогает знание этого города, внимание к нему и любовь.

- Лорд Фермор - сын дипломата, и сам служил в посольстве. Ваш, Владимир Алексеевич,  сын - тоже был на дипломатической работе. Мир лорда Фермора, по большому счету, близок вам?

- Мой сын был вице-консулом в Бонне... Потом Егор вернулся в Москву, в родную альма-матер - "МГИМО", где сейчас и работает. Он в совершенстве знает английский и немецкий языки, а сейчас увлечен голландским языком. С ним можно разговаривать на любую тему.  Если мне что-то нужно искать в словарях, то сын с ходу может дать  правильный ответ, без книг и интернета. Сын интересуется перед премьерой: "А как ты одет? Будут ли у тебя бакенбарды?". Кстати, с сыном мы ездили в Англию вместе.

- Лорд Фермор - убежденный холостяк, и в этом, возможно, главное различие между этим персонажем и вами? Интересно играть мужчину без брачных уз?

- Волею автора инсценировки спектакля лорд Фермор женится. В первой сцене мой герой – еще холост, и в его руках – игуана (признак одиночества). Хотя я не думаю, что лорд Фермор всегда был одиноким. Например, когда он начинает вспоминать мать Дориана Грея – Маргарет, то делает это с восхищением, явным интересом, и с горечью. Можно предположить, что у лорда Фермора была романтическая история или с Маргарет, или с кем-то из ее кузин. Поэтому вполне логично, что автор нашей постановки Александр Созонов женит лорда Фермора на молодой женщине, превращая его в страшного ревнивца. От ревности мой персонаж пристрелил по ошибке человека.

- Как вы относитесь к тому, что современные режиссеры очень вольно обращаются с произведениями великих писателей? Пожалуй, самый яркий тому пример – премьера в «МХТ» спектакля «Идеальный муж» - попурри по произведениям Уайльда с введением придуманных персонажей?

- Мне кажется, что Оскара Уайльда средствами своего психофизического аппарата можно и нужно изучать и пытаться проявить все его богатство на сцене. Но делать за Уайльда то, что он не делает, - тревожный момент… Впрочем, Оскар Уайльд создал произведение «Как важно быть серьезным», наполненное шармом и самоиронией?!  Лично я не стал бы менять тексты Уайльда и вводить туда своих героев. Но, как говорится, «век живи – век учись». Я, правда, не знаю, как сегодня правильно инсценировать классику.  Наш спектакль «Портрет Дориана Грея» оснащен рядом постановочных приспособлений, технических новшеств, которые раньше на сцене театра имени Марии Ермоловой не возникали. Раньше мы больше работали в классических традициях.

- Есть две литературные версии, что Оскар Уайльд запечатлел себя в образе лорда Генри, и что его черты есть в Дориане Грее? В пользу второй версии – биография матери Дориана Грея Маргарет, которая напоминает биографию матери Уайльда?

- Мне думается, что сложная и многогранная природа Оскара Уайльда в равной степени проявляется и в Дориане Грее, с его своеобразным очарованием, и в лорде Генри, с его интеллектом. Недавно по каналу «Культура» я смотрел передачу о Чайковском, после которой вновь заинтересовался его симфонией «Манфред» - гениальном произведении о смятении души человека, порывистом существовании. Митрополит Илларион хорошо сказал о Чайковском: «В этом человеке проявилась исполненная страстями человеческая природа и движение к Богу». Эти слова о Чайковском применимы и к Оскару Уайльду. А вот мой персонаж – лорд Фермор -  антипод лорду Генри и противоположность Дориану Грею.

- Не кажется ли вам, что выбор Олега Меньшикова на роль лорда Генри – явный, безупречно точный? Я бы сразу угадала, что лорда Генри будет играть Меньшиков – актер даже похож на этого персонажа?

- Прежде всего, Олег Меньшиков похож на самого себя.  Меньшиков и раньше восхищал меня своей неординарностью, но сейчас, работая под его руководством, я открываю в нем новые достоинства и качества личности. Например, я могу долго думать и длинно выражать свои мысли и чувства…Тогда как Олег Евгеньевич во всем проявляет удивительную легкость! Однажды я спросил у Меньшикова: «Вы всегда такой спокойный, стрессы вас не посещают?». И услышал: «Еще бы не посещали?!» Но умение Меньшикова казаться легким, невозмутимым,  когда внутри бушуют страсти, мучают сомнения, - это достойно восхищения. Не устаю удивляться его таланту как актера, режиссера в спектакле «1900», где Меньшиков сочетает и легкость, и драму, и постановочные приемы. Меньшиков – очень разный, и всегда интересный! Меньшиков – Лев, настоящий Лев (если сравнивать людей с животным миром). Мне уже не надо не перед кем заискивать, - сами понимаете? Я живу работой со своими студентами в «РАТИ», ролями, спектаклями, и у меня нет причин – восхвалять, не имея на то оснований,  художественного руководителя театра, в котором служу.

- Владимир Алексеевич, наверняка, вам известно, что Олега Меньшикова пока не очень хвалят в СМИ как художественного руководителя Театра имени Ермоловой? За что вы уважаете Меньшикова в качестве своего преемника?

- Помню, когда меня только назначили главным режиссером Ермоловского театра и я еще не успел ничего толком сделать, в газетах меня стали клевать слева и справа. Правда, потом те же люди сменили гнев на милость. Так что Меньшикова рано еще ругать или захваливать. Олег Евгеньевич думает о будущем. Так, он участвует в одном спектакле, а в планах у него есть другие постановки. Мне нравится, что Меньшиков интересуется молодежью и молодыми… Лично мне не всегда удавалось встречаться с тем количеством молодых артистов, режиссеров, с кем бы  хотелось. Меньшиков организует много акций, направленных на поиск и продвижение молодых талантов. Непонятно, почему некоторые люди, те же критики не видят, что Олег Меньшиков за короткое время превратил театр в нечто красивое, уютное, светлое, чистое, живое? Разве это не поступок?

- Не кажется ли вам, что Олег Меньшиков как воспитанник традиционной школы русского театра (выпускник Щепкинского театрального института) – слишком дорожит традициями?

- С моим учителем – Андреем Александровичем Гончаровым мы не расставались до конца его жизни. Андрей Александрович как религию исповедовал систему Станиславского. Наши учителя вложили в нас то, что я не считаю старомодным. Некоторые временщики называют эти традиции «гнилью», беря интонации грубые, неинтеллигентные, но это их дело. Думаю, что хорошая театральная школа, которую получил Олег Меньшиков, с ее традициями, навыками, моралью, - только поможет ему на посту художественного руководителя Театра имени Марии Ермоловой.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER